Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

09.01.2003 10:25 | Правда | Администратор

СГУЩАЮТСЯ ТУЧИ НАД КОРЕЕЙ

Кто нарушил соглашение 1994 года?

Вся прошедшая неделя прошла в лихорадочных усилиях найти дипломатическое решение кризиса, возникшего на Корейском полуострове. Вопреки усилиям Вашингтона и американских СМИ возложить ответственность за возникновение этого кризиса на Пхеньян, подлинным его инициатором являются Соединенные Штаты. Нужно иметь очень короткую память, чтобы поверить утверждениям Вашингтона, что КНДР нарушила условия т. н. «рамочного соглашения» 1994 года. Напомним, что это соглашение, заключенное при посредничестве бывшего президента США Джимми Картера, помимо прочего, предусматривало согласие Пхеньяна заморозить два атомных реактора советской конструкции в Янбене. Этим должна была быть снята озабоченность Вашингтона тем, что якобы КНДР использовала отработанное на этих реакторах топливо для создания ядерного оружия.

Со своей стороны Соединенные Штаты обязались вместо АЭС в Янбене соорудить новую АЭС на базе реакторов на легкой воде. Отработанное топливо таких реакторов нельзя использовать для создания ядерного оружия. Обещанная АЭС должна была быть построена до 2003 года. До тех пор Вашингтон подрядился поставлять КНДР топливный мазут — 0,5 млн. тонн ежегодно. Соглашение 1994 года содержало и ряд других не менее важных для правительства КНДР положений: обязательство Вашингтона прекратить враждебную деятельность против Северной Кореи, уважать ее суверенитет и т.п. Пхеньян также настаивал на замене перемирия 1953 года, которым была прекращена война на Корейском полуострове, мирным договором с США или, по крайней мере, прекращением состояния войны. Это требование удовлетворено не было, но стороны согласились начать двусторонние переговоры - между США и КНДР и между КНДР и Республикой Корея — по этим вопросам.

Кстати сказать, соглашение о перемирии 1953 года заключалось при том понимании, что за прекращением военных действий должно было последовать мирное урегулирование корейского вопроса на основе национального объединения Кореи и предоставления возможности самому корейскому народу решать вопросы государственного устройства Кореи. Однако этому не суждено было случиться. США и марионеточное правительство Южной Кореи подписали «договор о взаимной обороне», по которому американские войска оккупировали Южную Корею и продолжают оккупировать ее до сих пор.

После заключения «рамочного соглашения» 1994 года вначале все вроде бы шло по намеченному плану. В том же году был создан консорциум по сооружению АЭС на базе тепловодных реакторов, в который вошли фирмы США, Японии, Евросоюза и Южной Кореи. Стоимость строительства была определена примерно в 5 млрд. долларов. Был установлен срок строительства — 6 лет. Она должна была войти в строй в 2003 году. А Пхеньян заглушил реакторы АЭС в Янбене и поставил их под контроль МАГАТЭ. Однако фундамент АЭС был заложен только в августе 2000 года. В Нью-Йорке в августе 1987 года начались четырехсторонние переговоры представителей США, Китая, КНДР и Южной Кореи о замене соглашения о перемирии 1953 года мирным договором. Естественно, что основным требованием Пхеньяна на этих переговорах было требование о выводе американских войск из Южной Кореи. Начались также двусторонние переговоры представителей США и КНДР по вопросам безопасности и нормализации отношений. Кроме того, начались переговоры между Пхеньяном и Токио о восстановлении дипломатических отношений. Наконец, начались переговоры между двумя Кореями о подготовке условий для воссоединения страны, о мерах доверия, воссоединении семей и т.п. В ходе этих переговоров обсуждаются и такие практические вопросы, как соединение железных дорог двух стран с последующей смычкой их с Транссибом, стыковка шоссейных дорог двух стран, и т. д.

США срывают мирный процесс

Выполнение условий соглашения 1994 года шло более или менее успешно в период нахождения у власти администрации президента Клинтона, хотя и в тот период были заминки. Двусторонние переговоры между КНДР и США достигли такой степени доверия, что в октябре 2000 года Пхеньян посетила государственный секретарь США Мадлен Олбрайт, которая в ходе трехдневного визита в КНДР провела углубленные переговоры с северокорейскими министрами по всему спектру отношений между двумя странами. Ее принял Ким Чен Ир, и они беседовали более пяти часов. Стороны в практическом плане приступили к обсуждению вопроса об открытии представительств в своих столицах.

С приходом в Белый дом в январе 2001 года президента Буша положение изменилось. Надо сказать, что Буш еще в ходе предвыборной кампании допускал недружественные выпады в адрес КНДР и ее правительства. Правда, сразу же после прихода к власти он заявил, что намерен соблюдать соглашение 1994 года и возобновить переговоры с КНДР по проблемам безопасности. Однако эти переговоры сразу же начали пробуксовывать. Американцы стали отходить от намеченной повестки дня и предъявлять Пхеньяну заведомо неприемлемые требования. Они начали настаивать на обсуждении вопросов, относящихся к военному потенциалу КНДР, ее ракетной и мирной ядерной программам. Пхеньян резонно отказался обсуждать эти проблемы до тех пор, пока американские войска находятся на территории Южной Кореи. В США усилилась недружественная Пхеньяну пропаганда. Американские СМИ с подачи Белого дома и Госдепартамента стали назойливо проводить тезис о том, что Северная Корея представляет ракетно-ядерную угрозу для региона и всего мира, ее начали обвинять в нарушении соглашений о нераспространении ядерной и ракетной технологий. «Нельзя вести переговоры и держать камень за пазухой», — заявили северокорейские представители.

В этой обстановке правительству КНДР не оставалось ничего другого, как прибегнуть к имеющемуся у него единственному средству давления на Соединенные Штаты. Через помощника государственного секретаря США Джеймса Келли, посетившего Пхеньян в октябре прошлого года, оно уведомило Вашингтон о намерении реактивировать ядерные реакторы в Янбене, чтобы восполнить дефицит в энергии, создавшийся в результате нарушения американской стороной ее обязательств по соглашению 1994 года. При этом было заявлено, что ядерная программа КНДР носит сугубо мирный характер и не представляет угрозы для ее соседей. В МАГАТЭ было направлено письмо с просьбой убрать камеры слежения за реакторами в Янбене, а инспекторам агентства было предложено уехать из страны. Американская администрация не только усилила после этого нажим на Пхеньян, но и стала выступать с угрозами применения силы. Мы уже писали о заявлениях министра обороны США Рамсфельда о способности США вести войну на два фронта — против Северной Кореи и против Ирака. А МАГАТЭ по наущению Вашингтона приняло 6 января резолюцию, в которой грозится передать дело КНДР в Совет Безопасности ООН, если Пхеньян не разрешит ее инспекторам вернуться в Янбень с тем, чтобы против него были применены санкции. Пхеньян, со своей стороны, заявил, что расценит введение санкций, как акт объявления войны.

Однако воинственные заявления американских «ястребов» по адресу КНДР и ее твердая позиция вызвали панику не в Пхеньяне, а у соседей КНДР — Южной Кореи и Японии. Токио и Сеул решительно высказались против военных мер воздействия на КНДР. Они выступили с предложением провести переговоры с Пхеньяном на предмет поиска политического компромисса. Сеул выразил готовность посредничать в этом деле и направил своих посланцев в Пекин, Москву и Вашингтон для продвижения этой идеи. Южной Кореей был предложен план компромисса: США и ее союзники дают гарантии безопасности КНДР и возобновляют поставки топлива в КНДР в обмен на замораживание Пхеньяном его ядерной программы. Судя по сообщениям агентств, этот план обсуждался на встрече представителей США, Японии и Южной Кореи в Вашингтоне 6 января. Посланец Республики Корея — зам. министра иностранных дел Ким Хван Ён встречался со своим российским коллегой В. Лосюковым и обсуждал с ним упомянутый план. Итоги переговоров нам неизвестны. Но Лосюков перед встречей с корейцем сказал журналистам, что Москва выступает за то, чтобы конфликт вокруг Северной Кореи был урегулирован методами «тихой дипломатии», и обещал уг-тубить диалог с Пхеньяном.

«Наложили в ...это»

Ооновский фольклор знает немало хлестких выражений, но выражение «наложить в ..это» (надеюсь, читателю понятно, во что) возникло во время пребывания у власти Горбачева и Шеварднадзе, когда они в угоду Соединенным Штатам отказались использовать право вето для защиты государственных интересов Советского Союза и его союзников. Это выражение употребляюсь нашими друзьями в тех случаях, когда постоянному представителю СССР из Москвы давалось указание воздержаться от применения вета даже в тех случаях, когда это наносило ущерб государственным интересам страны. Эта практика особенно проявилась в 1990—91 годах во время преодоления последствий иракской агрессии против Кувейта.

При Ельцине и Козыреве Москва вообще забыла, что у нее есть право вето в Совете Безопасности. Такую же забывчивость проявляет и путинский Кремль. 30 декабря прошлого года Совет Безопасности ООН по инициативе США и Англии принял резолюцию за номером 1454, которой на 60 наименований увеличен список товаров, запрещенных к импорту в Ирак в рамках т. н. «программы нефть в обмен на продовольствие». Резолюция была принята 13 голосами при двух воздержавшихся — Россия и Сирия. Резолюцией запрещены к ввозу в Ирак айтомобили «КамАЗ», автомобильные шины, скоростные катера, ряд медицинских препаратов, активированный уголь и другие товары. Самое странное состоит в том, что Россия была основным поставщиком запрещенных к импорту товаров, и резолюция наносит нам убытки в миллиарды долларов. Ради защиты своих экономических интересов Россия должна была наложить вето на эту резолюцию! Но подчинилась диктату Вашингтона, МИД РФ лишь «выразил сожаление», что в резолюции не были «адекватно учтены интересы России».

События вокруг КНДР в последние дни оттеснили на второй план на полосах газет ситуацию вокруг Ирака. Но военный психоз в этом регионе продолжает нагнетаться Вашингтоном. Между тем для этого нет никаких оснований. Инспекторы ООН осмотрели сотни интересующих их объектов, но пока не нашли каких-либо признаков того, что Ирак имеет химическое или биологическое оружие или ведет работы по созданию такого оружия. А гендиректор МАГАТЭ Алъ-Барадей 7 января заявил, что инспекторы ООН пока не нашли в Ираке признаков ядерного оружия. Однако США и Англия продолжают наращивать свое военное присутствие в регионе Персидского залива и уговаривать своих союзников принять участие в военной операции против Ирака. На остров Диего-Гарсиа направлен танкер, переоборудованный под плавучий госпиталь, на котором находятся 1500 врачей, самое современное медицинское оборудование и несколько тонн препаратов на случай газовой атаки. Планы Вашингтона 5 января озвучил американский политолог Леон Арон: «Поскольку сейчас все внимание — на Ираке и авианосцы уже отплывают, нельзя переключаться на Северную Корею. С ней надо продолжать контакты. Но как только вопрос с Ираком будет решен, те же самые авианосцы могут быть передвинуты к берегам Кореи и тогда разговор с Ким Чен Иром должен быть совсем другой».

Президент Ирака Саддам Хусейн в обращении к народу в День Армии 6 января заявил: «Вместо того чтобы искать т. н. «оружие массового уничтожения», разоблачать ложь и лжецов, команда инспекторов стала интересоваться составлением списка иракских ученых, задавать вопросы, не относящиеся к предмету их поисков и собирать информацию о военных лагерях и производстве легитимного оружия». Президент призвал народ и армию к отражению американской агрессии. В то же время он сказал, что мир еще возможен.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList