04.10.2001 01:30 | Разное | Администратор
ТВ-ЛОХОТРОН
"Наедине с экраном"
Пока наши бравые милиционеры с переменным успехом ловят лохотронщиков на вокзалах столицы, под самым их носом "джентельмены" от телевидения тоже не теряют времени даром. Освоив азы "цыганского гипноза" /психологическая блокировка сознания/, бойкие молодые и не очень люди беспрепятственно и, главное, безнаказанно делают свой маленький "бизнес" на ниве разнообразных ТВ-викторин, конкурсов и прочих "шоу".
Увы, и я попалась на "лохотроне", на личном опыте убедилась, каково это -- быть жертвой подобного "шоу". Одно утешает: не на примитивном уличном, а на более, как говорят нынче, продвинутом. И легко, по мнению знакомых, отделалась: не пришлось собственные кровные выкладывать. Но -- обо всем по порядку.
Может, помните, была в самом начале перестройки такая передачка -- "Семейный экран"? Ее ведущий, ловкий малый с лицом человека, давно сообразившего, в чем именно заключается радость жизни, после предварительного показа отечественного фильма задавал каверзные вопросы, так или иначе связанные с кинематографом /называя это "телевикториной"/, а зрители письменно на них отвечали. Победители /оперативность, скорость и эрудиция играли не последнюю роль/ награждались призами, в том числе видеокассетами штатовских /почему-то/ боевиков. Много раз --интересно же принять участие в первой ТВ-викторине! -- посылала туда письма с верными ответами, но -- безрезультатно. И вот однажды - в списке победителей нас было трое - слышу свою фамилию. На всю -- тогда ещё - страну зазывала из "Семейного экрана" объявил, что победители викторины получают видеокассеты.
Редакция Первого, центрального, ТВ-канала /ныне -- ОРТ/, видимо, решила меня, как "лоха", разыграть, пользуясь начавшейся перестроечной неразберихой и хаосом. Примерно через месяц после объявления итогов конкурса на мое имя пришла бандероль, близкие в предвкушении удовольствия открыли ее и... Вместо обещанного на всю страну приза там скромненько лежала затрапезного вида книжка в мягкой обложке, которую даже с огромной натяжкой нельзя было спутать с разрекламированной суперкассетой. Откровенно говоря, сама кассета мне не была нужна /я не поклонница голливудского кинематографа/ -- я собиралась её просто продать. Пятнадцать лет назад она прилично стоила, а мне, имеющей вторую группу инвалидности, сами понимаете, "лишние деньги" не помешали бы. Но ТВ Первого всесоюзного не доставило мне такого удовольствия...
Я запаковала сей "приз" и отправила его обратно вместе с едким письмом на имя тогдашнего главного "начальника" канала "Останкино" г-на Е.Яковлева, наивно полагая, что в его честных демократических руках блеснет карающий меч Немезиды - уж он то, надеялась я, наведет порядок! Через пару месяцев получаю завоженную, мятую бумажку /не сразу сообразила, что это, оказывается, ответ/, в которой лохотронщики с Первого всесоюзного, изображая оскорбленную невинность, стали убеждать меня в том, что я, дескать, "не так поняла слова ведущего", -- он ни о какой кассете в качестве приза не упоминал, что мне все это... почудилось. В этом мятом послании мне предлагалось в виде, так сказать, компенсации за причинённый моральный вред выбрать альбом живописи /по списку/, что я и сделала. Не помню, какой альбом я тогда выбрала, главное - что я его так и не увидела.
После этой истории прошло какое-то время, но обида за себя, за то, что позволила каким-то прохвостам подцепить себя, словно рыбу на крючок, не уходила. Хотелось отыграться и взять реванш. И такой случай вскоре представился.
Семь лет назад на канале ВГТРК /"Россия"/ появилась передача "Телеэрудит". Вел ее развязный толстяк по фамилии Данилевич /известный больше по рекламе желудочного "Мезима"/: утром в ней звучал вопрос от телезрителей, а вечером -- подводили итоги. Взять приз можно было двумя путями: задать мудрёный вопрос /автор самого заковыристого получал презент/ либо верно ответить на него по телефону. Тот, кто успевал дозвониться и попадал в число немногих счастливчиков, тоже кое-что получал. Дозвониться в Москву, да к тому же попасть в число везунчиков -- не просто трудно, а практически невозможно. Но я трижды /не без приключений, поскольку имела дело с "лохотроном"/ брала высоту. Однажды прорвалась, но чуть опоздала с ответом /поскольку была 38-й по счёту/. Трубку взял Данилевич. Выслушав мой ответ, он язвительно заметил, что я "хорошо соображаю". Столичная спесь и апломб так и лезли из него со всех щелей, поэтому я приняла вызов и ответила, что в ближайшее время "эту сообразительность смогу проявить на деле".
Добиваться цели наметила двумя способами сразу: готовить вопросы к эфиру самой и параллельно отвечать на чужие. В общей сложности я подготовила более полусотни вопросов на самые разные темы, начиная с истории и литературы и кончая этнографией и философией.
Зимой 1994 года отправила вопрос о первом российском гимне /увы, у нас долго не было национального гимна: с 1816 г. официальным в России стал английский /!/ гимн. И только через 17 лет, по указанию царя, композитор А.Львов написал к нему музыку, а В.Жуковский - текст (об этом писала "Советская Россия" в рубрике "Народный календарь"). Публичное слушание государственного гимна "Молитва русского народа" состоялось в Большом театре в 1833 г. Позже он стал популярен под названием "Боже, царя храни" и был объявлен официальным. Этот вопрос так понравился Данилевичу /он гордо заявил с экрана о своей "монархической позиции"/, что уже через пару недель он прозвучал в эфире. Мне как призеру полагался немецкий утюг с отпаривателем от одной крупной фирмы, а к нему прилагалась парфюмерная мечта нескольких поколений советских женщин -- французские духи. Но после передачи прошло более двух недель, а от "Телеэрудита" -- ни ответа, ни привета /хотя я и указала в письме адрес и телефон/. Звоню. "Ах, это вы, -- "обрадовались" в редакции ВГТРК. -- Почему же вы не приезжаете за призом?" /?!/ "А вы меня об этом известили?" -- спрашиваю. Наверное, если бы я не проявила инициативу, и этот приз уплыл бы в том же направлении, что и кассета.
Вынесли моей маме /за презентом поехала она/ утюг в коробке, которая была уже вскрыта, а парфюма -- нет. "Где духи?" -- резонно поинтересовалась она. Тут лохотроншицы из "Телеэрудита" засуетились, порылись в сумочках и, к удивлению для себя, нашли там мой приз.
Памятуя о том, что у лохотрона собственные "законы" и вооружившись приобретенным опытом и знаниями в этой области, я сыграла с "Телеэрудитом" еще пару раз. Без ложной скромности скажу: чтобы выйти в финал, недостаточно быть тем, кого часто называют "ходячей энциклопедией", -- необходимо проявить поистине дьявольскую изобретательность. Когда я сумела-таки дозвониться /а вопрос был довольно сложный: о сестре известной Тэффи, поэтессе Лохвицкой, поэтому правильных ответов было меньше, чем всегда/ и стала победительницей, приз мне вручил сам г-н Данилевич. При этом выражение лица у него было довольно кислое, как впрочем, и его шутка по поводу того, что я "скоро у "Телеэрудита" все призы заберу". На тему моей сообразительности он больше не шутил...
Вдохновленная трудными победами, я рискнула в последний раз показать, что называется, класс: не все же нам, бедным провинциалам, быть козлами отпущения у москвичей. Но это сегодня можно хоть десять раз принимать участие в одной и той же программе -- слова никто не скажет, хоть весь призовой фонд забирай /к примеру, в передачке, которая так и называется -- "Своя игра": для "своих", значит/, а тогда... И хотя мои вопросы были самые-самые, мстительные телеэрудитчики упорно не хотели давать их в эфир: дескать, будет с нее. Спонсоров у меня отродясь не было, поэтому пришлось пойти на маленькую хитрость -- тем более, если играешь в лохотрон /хоть и телевизионный/, это не такой уж большой грех. Вопрос, подготовленный мной для эфира, был связан с историей Новодевичьего монастыря. Немногие знают, что с конца XVIII века и до 1868 г. он использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие или уклонение от церковных обрядов. Поскольку мой почерк там знали очень хорошо /уверена, ни один игрок не прислал столько вопросов в "Телеэрудит", сколько отправила я/, мне пришлось напечатать текст на машинке и --по договорённости -- взять фамилию с адресом одной родственницы из Тулы: шутить, так шутить! Расчет оказался верным: буквально через неделю он прозвучал с экрана и был оценен как лучший! В качестве презента я получила набор мелких кухонных принадлежностей /вроде того, каким пользуется Макаревич в своём "Смаке"/ и "Полароид". Приз, конечно, ерундовый, главное - мне удалось отыграться. И потом, видели бы вы глаза тех "шоуменов", когда и на этот раз получать приз приехала их старая знакомая из Шёкино, -- воистину, игра стоила свеч!
На канале "Россия" вышеупомянутый "Телеэрудит" продержался недолго: век лохотронов невелик -- несколько сезонов, и все. Но примерно через два года напомнил о себе самым неожиданным образом. На этот канале появилась новая передачка -- "Колесо истории" /кстати, она потом плавне перекочевала на ОРТ/, тоже из разряда "народных аттракционов", вел которую небезызвестный Якубович. Там тоже задавали вопросы телезрителям и разыгрывали сценки /надо сказать, довольно примитивные, рассчитанные на очень невзыскательный вкус/ на тему, связанную с отечественной историей. Создатели "Колеса" в лучших традициях современного российского ТВ /чем меньше вкладываешь, тем больше получаешь/, решили не слишком себя утруждать. Они просто закупили оптом /полагаю, сие, делается не бесплатно: альтруизм у телевизионщиков не в моде/ у того же "Телеэрудита" -- и не только, думаю, у него -- так называемый "банк вопросов". Если я одна отправила туда более полусотни вопросов, сколько их было всего, учитывая тот, что в этот ТВ-лохотрон играла почти вся страна? Вот и посчитайте. Не на одну передачку хватит, верно?
Каково было мое изумление, когда в "Колесе истории" стали звучать те вопросы, которые я подготовила специально для "Телеэрудита": о типах колокольного звона и о творчестве "отца русского романа" /по определению B. Белинскoro/ -- Ф.Булгарина! Более того, даже увидела сценку, основой для которой послужило мое письмо, отправленное в "Телеэрудит" пару лет назад! Ошибка исключена: я храню в личном архиве черновики писем и вопросов и смогла проверить эту догадку. На всю Россию-матушку зазывала из "Колеса" /он же -- ведущий "Поля чудес"/ грозил завалить всех телезрителей, чьи письма помогают готовить программу, "крутыми" подарками, но я, понятное дело, даже фамилии своей не услышала. Какой там приз! Обратите внимание, что все это происходило в рамках государственного телевидения, отнюдь не частного! Не удивлюсь, если через год-два где-нибудь на ОРТ, РТР или НТВ /для меня между ними нет никакой принципиальной разницы/ услышу нечто до боли знакомое, из личного архива. К радости всех наперсточников, в нашей стране до сих пор не существует никакой защиты прав. В том числе, и на интеллектуальную собственность.
Короче, больше я в подобных марафонах участия не принимаю. Но дурной пример, увы, заразителен, а на чужих промахах мало кто учится. Моя мама, человек азартный и увлекающийся, подхватила эстафету. Несколько лет назад она попробовала выиграть авто в ТВ-лохотроне "Лучшие из лучших" /НТО, ведущий -- актёр А.Анкудинов/, куда была приглашена телеграммой как финалистка. Но продюсер /к сожалению, не помню его фамилию/ под надуманным предлогом даже не допустил ее утром к эфиру. А вечером, во время финальной игры, на месте моей мамы сидела "подстава", которую представили всем нам как... "жительницу города Щёкино Тульской области"! Мои усилия выйти на этого "продюсера" /может, и он был липовым?/ ни к чему не привели: команда лохотрона работала оперативно и слаженно. Как и положено: чтобы концы невозможно было найти.
Но последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал презент, полученный Т.А. Морозовой в мае этого года. Как вы, наверное, знаете, к "Полю чудес" есть газетное приложение с таким же названием, где публикуются тексты различных конкурсов и викторин вперемешку с рекламой полуподпольных столичных публичных домов, секс-услуг и прочей мерзости. С самого начала ясно, с кем и чем имеешь дело, но азартную натуру не переубедишь. На протяжении 5 лет она регулярно отправляла в редакцию "ПЧ" почти все отгаданные головоломки /по 6--7 заданий/ в надежде получить достойный ее интеллекта приз. И вот, по итогам конкурса "Конец фильма" ее фамилия названа в числе победителей. А приз... Догадались? Все та же видеокассета. Что это за кассета, с каким фильмом -- ни слова /подобная "забывчивость" полностью освобождает напёрсточников от ответственности и наказания/. "Призом" оказалась старая, потрепанная /с дырками на целлофановой оболочке и трещиной вдоль торца/ кассета с третьесортной американской комедией, "не рекомендованной для просмотра лицам до 18 лет". Невооруженным глазом видно, что крутили ее несчетное количество раз, а потом завернули в пленку и прошлись сверху паяльником. В общем, налицо было то, что О.Бендер называл "грубый сорт, нечистая работа".
Сверху кассеты в посылке лежало самое "ценное": аляповатое, играющее цветами радуги, словно мыльный пузырь, и жёваное по краям поздравление /высылаю в адрес редакции его копию -- уж больно дорог оригинал!/ с циничным пожеланием "новых побед в конкурсах", -- с лубочным изображением зазывалы из "Поля чудес". Так и хочется воскликнуть вслед за Буратино: "Никогда не думала, что "Поле чудес" настолько похоже на обыкновенную помойку!"
К слову, в одной из газет недавно прочла о том, как в целях экономии призов Якубович и К° сымитировали в студии скачок электронапряжения /в результате чего будто бы "полетели все видеокамеры"/, и финалист из Казани, который четко знал ответ на вопрос и твердо шел к победе, остался с носом. Теперь понятно, из чего и каким образом складываются баснословные капиталы народного лохотрона под символичным названием "Поле чудес". Ведь в шоу-бизнесе любые средства хороши для достижения цели -- не так ли, господа?
Конечно, такому "призу" самое место на помойке, но мы его не выбросили, а оставили на память: так сказать, в назидание потомкам.
Со страниц газеты хочу обратиться к пострадавшим от различных "пирамид" /в том числе, и телевизионных/. Друзья, давайте объединяться! Создадим свою партию -- нас ведь много -- и двинем единым фронтом во власть. В победе я не сомневаюсь. Опыт общения с лохотронщиками всех мастей, сортов и модификаций у нас колоссальный, соображаем -- дай Бог всякому, IQ повыше, чем у иных больших "демократических" чиновников. Глядишь, вторая часть поговорки об особенностях национального "Поля чудес" с нашей помощью канет в Лету. Поскорее бы!
Марина МОРОЗОВА.
Щекино,
Тульская область.
blog comments powered by Disqus