18.08.2001 00:00 | Разное | Администратор
ЗОЯ - ДЕВОЧКА МОЕГО ВОЗРАСТА
С самого детства имя Зои Космодемьянской стало мне родным. Сначала запечатлелись рассказы родителей о советской героине, потом прочитанные статьи и книги о ней, цветы на Новодевичьем кладбище, и вот сейчас, наконец, пришел долгожданный день, когда мы едем в музей в Петрищеве, где была зверски истерзана и повешена немецкими оккупантами героиня-комсомолка, девочка моего возраста.
Чем нас встретит это святое место -- уютом и теплом советских времен или табличкой <закрыто на ремонт> с перспективой - не откроется никогда? Даже ощущаю неровное сердцебиение от этих мыслей. И вот на развилке дорог 86-го километра автомагистрали Москва--Минск еле заметен в пестроте реклам, вывесок баров и заправок памятник в окружении больших голубых елей. Высоко с постамента куда-то вдаль смотрит девушка, вылитая из бронзы. Руки ее связаны за спиной, голова гордо вскинута. На памятнике надпись со следами померкшего золота: <Зое -- бессмертной героине советского народа 1923 - 1941 гг.> Живо представляется, с какой ответственностью в 1956 году готовились советские люди к воздвижению монумента. Здесь принимали школьников в пионеры, нескончаемым потоком сюда приходили благодарные люди, чтобы поклониться и сказать простое, но душевное спасибо, не успевали завянуть цветы.
Но что же сейчас? Грусть, боль, тоска, безысходность. Изрядно покосившиеся ступени, прощели бетонных плит под ногами украсил орнамент зеленой травы, пыль мрамора, на ухоженных в свое время газонах расцвели <букеты> пустых бутылок, банок и другого мусора. Цветы? Да цветы есть, но все они давно иссохли, и ветер небрежно разметал их вокруг памятника. Мы собрали мусор, как могли прибрались и двинулись дальше.
Проехав километров пять по проселочной дороге, въезжаем в Петрищево. Странно, все здесь кажется родным и знакомым. <А вот и музей>, -- безошибочно угадываю я, кивнув на одноэтажный деревянный домик, напоминающий клуб из фильмов 60-х годов, над входом которого помещен сделанный из дерева красный знак ВЛКСМ с изображением Ленина.
У самого входа в музей возвышается статуя <Зоя>, тело девушки стянуто грубыми путами, она выдержала тягчайшие пытки, но не сказала ни слова...
Здесь аккуратно и уютно, мальчик с косой в руках прокашивает газоны, взрыхлена земля на клумбах - видимо, для цветов. И ни одной души! Впереди огромное поле, и вдоль него с одной и с другой стороны тянутся друг за дружкой деревенские домики. Как нам позже скажет директор музея, в деревне все осталось по-прежнему, все так же, как в далекие годы войны. Услышали мы историю музея со времени его основания в 1948 года. Тогда жители Петрищева и близлежащих сел Моденово, Никольское, Богородское решили увековечить память комсомолки и отвели в помещении сельсовета небольшую комнатку, назвав ее уголком Зои.
Инициатива жителей вызвала широкий отклик у комсомольцев столицы и Подмосковья. Все, кому была дорога память о Зое, кто прошел войну, хотел узнать о ее подвиге как можно больше, стали приезжать сюда. Многие пополняли уголок Зои сохранившимися у них газетами военных лет, книгами, партизанскими листовками, в которых рассказывалось о Зое. Написали свои воспоминания для уголка участники боев за освобождение Петрищева, партизаны, действовавшие в этой местности. Много ценных документов было передано сюда из Центрального архива ВЛКСМ, от матери Зои -- Любови Тимофеевной Космодемьянской. Уголок постепенно превращался в музей, и собранным экспонатам уже стало тесно в комнатке сельсовета.
В 1956 году, перед У1 Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Москве, Центральный Комитет комсомола принял решение о строительстве в Петрищеве специального дома для музея. Комсомольцы Подмосковья объявили эту стройку ударной и завершили ее в короткий срок.
...Но этот рассказ мы услышали позже, а пока только заходим в музей, и первое, что бросается в глаза, -- натянутая веревка, отгораживающая часть ocмотpa, и предупреждающая надпись: <Осторожно, обвал пола>. Вот и приехали! Паркетный пол местами действительно провалился, ямины -- прямо как после бомбежки. Естественно, все экспонаты вынесены, и только одинокая фотография Зои с укором смотрит на все это со стены. Но часть музея все-таки в сохранности, и мы приступаем к осмотру.
Явственно встают перед нашими глазами школьные годы Зои и ее брата Александра. Здесь Зоин дневник, список книг на лето, много фотографий, вышитый ее рукой полотняный фартук, сочинения по литературе, комсомольский билет, пробитая в девятку Зоина мишень. Есть даже <выходное> сатиновое платьице и вязаная кофта, здесь же фотокарточка, где она одета в этот скромный, но аккуратный наряд. Все вещи, предметы быта как нельзя лучше дополняют, оживляют давно известные факты жизни семьи Космодемьянских.
Следующий зал посвящен военным годам. Со стен взывают плакаты: <Родина-мать в опасности!>, <Что ты сделал для фронта?>. Множество листовок, монтажи тревожных газетных заголовков. И на память невольно приходят строки из поэмы Маргариты Алигер <Зоя>:
Потерь не счесть, страданий не
измерить,
Припомни все и оглянись назад...
Последний зал рассказывает о партизанском движении, о товарищах Зои. Здесь стол, за которым фашисты допрашивали юную патриотку; дубовая лавка, на которой она провела последнюю ночь перед казнью.
Вот, если коротко, содержание залов.
В эту поездку в Петрищево мне очень важно было узнать, как воспринимают мои сверстники судьбу Зои Космодемьянской? По-учебному cyxo, как факт истории или же затрагиваются тонкие струны человеческой души? О том, что для меня Зоя была героиней, кумиром многих поколений, и говорить не стоит. Но мир изменился и не в лучшую сторону. Изменилась и молодежь - она как-то обмельчала, стала ужасно прогматичной в своих стремлениях... Способны ли она воспринять сегодня стих-призыв поэта?
Мало быть восемнадцати лет.
Молодые - это те, кто бойцовым рядам
поряделым скажет именем всех детей:
<Мы земную жизнь переделаем!>
Вот -- масштабище!!! И это не только слова -- девиз жизни миллионов. Вот почему у народа рождалось такое героическое племя: Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Ульяна Громова, Лиза Чайкина, Александр Матросов, Николай Гастелло, Марите Meльникайте... Тысячи имен можно назвать. В свое время М.И. Калинин, говоря о Зое, подчеркивал: Зоя Космодемьянская - выдающаяся девушка. Но она типична для девушек нашей страны, ибо потенциальная готовность к подвигу жила и живет в душе большинства советских женщин.
Жива ли еще эта готовность к подвигу в нынешнем поколении? Этого не заметишь, оглядываясь вокруг. Мещанское, потребительское болото затягивает в трясину очень многих. Сейчас счастьем называют достаток средств, нужных для ублажения своего <органона>, как говорил один из героев Горького, -- и только. Но люди, пришедшие в музей Зои, -- уже не такие обыватели. К сожалению, их мало.
Директор музея Надежда Серафимовна, проработавшая здесь почти двадцать лет, замечательная, милая, приветливая женщина, поведала нам немало грустных откровений. И первое, что мы услышали: <В советские годы статистика фиксировала, что наш музей посещают около 160 тыс. человек в год, сейчас же эта цифра еле доходит до 10 тысяч>. Вот и просчитывай температуру подвига. Штат работников тоже сократился вдвое, но памятник истории они сохранили. Эти люди настолько сроднились с музеем, что он стал их вторым домом.
В недавнем прошлом мемориалу угрожала опасность закрытия. Срочно требовался капитальный ремонт. Семь лет этот хрупкий деревянный домик прожил без отопления, так что зимой <приводилось работать в варежках>. Но люди остались преданными своему делу. Шла многолетняя борьба за спасение музея. Власть, как глухая стена, была непробиваема. И вот в 1997 году обратились в Государственную думу, в правительство Москвы напрямую, без всяких посредников. И чудо... Их услышали - было выделено 60 тыс. рублей на ремонт. Провели новое отопление, заменили потолок, произвели побелку, покраску. а ровно через три года обваливается пол... Все начинай заново. Началась новая битва за жизнь, и она выиграна. <С 6 августа начинается ремонт>, -- с гордостью сообщает нам Надежда Серафимовна. Директор здесь не просто администратор, но и экскурсовод, садовник, дворник, если хотите, и все за мизерную плату. Надежда Серафимовна поясняет нам: <Мы обязаны были отстоять музей, или в противном случае началась бы цепная реакция, закрывались бы другие памятники истории>.
С каким упоением она рассказывала нам о том, как слушают ее рассказ о Зое школьники, ведь многие из них впервые узнавали, кто такая Зоя, или что-то слышали о ней мельком от учителя английского языка или пения. <Иной раз, как со сцены, до надрыва в голосе говоришь о судьбе молодой партизанки - иначе нельзя! <Это счастье умереть за свой народ>, -- произношу я почти шепотом последние слова Зои, и ребята отвечают мне молчаливым пониманием. Именно в такие минуты зарождается в душе свет, человек о многом задумывается. И я, признаться, не могу сдержать улыбку радости - значит, не все еще потеряно, значит, есть еще порох... Дети-то у нас хорошие, им просто надо учиться постигать народную память.
Поражает и то, что сюда, в Петрищево, приезжают не только люди из Москвы и области, а со всей России. Запись в Книге отзывов:
<Мы, забайкальцы из Бурятии, посетили музей, и осталось у нас глубокое впечатление. Хорошо, что сохранилась память о таком замечательном человеке, как Зоя... Но музею нужен ремонт>.
<Большое всем спасибо за то, что вы есть, за то, что сохранили святую, великую память о бессмертной Зое Космодемьянской. Я живу на улице, названной ее именем, и безумно горжусь этим.
Спасибо вам!
Спасибо Зое!>
<Прости, Зоя, что так поздно пришел к
твоему эшафоту! Своим поступком ты смертью
смерть победила!
(Бывший м/л, узник фашистских лагерей.)>
...В музее гаснет свет, оказывается, мы здесь уже почти четыре часа, пора уходить. Мы идем через огромное поле, к его середине, где возвышается обелиск, обнесенный оградой и голубыми елями. Это место казни. Стоим молча. Именно в эти минуты звучит внутри Зоин голос:
-- Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будем смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!
Стоявший рядом немец замахнулся и хотел ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:
-- Мне не страшно умирать, товарищи. Это - счастье умереть за свой народ...
Зоя повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала:
-- Вы меня сейчас повесите, но я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня...
Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись и стояли спиной, чтобы не видеть того, что должно было сейчас произойти.
Палач потянул веревку, и петля сдавила Зоино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая силы:
-- Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет!..
Зоенька, милая Зоя, товарищ Космодемьянская, стойкий боец за счастье своего народа -- торжественное спасибо тебе, комсомолка, сердечное, искреннее и нежное спасибо тебе, человек, вселяющий в души надежду. Я знаю -- вечность в твоей власти, во власти священного патриотического союза людей, отдавших или посвятивших свою жизнь счастью будущего!
На обратном пути, неожиданно разыгралась страшная буря, небо заволокло серыми тучами, змеей извивается молния, гром сотрясает землю, словно говорит: <Есть еще силы, есть на что надеяться, еще будет чем жить!>. И я знаю, что непременно вернусь сюда, и вернусь не одна, а с моими друзьями, ведь частичка моего сердца осталась здесь, в Петрищеве.
А давайте приедем сюда вместе!? С нашими родными, близкими, детьми и внуками, приедем и причастимся к великому таинству по имени - ПАМЯТЬ!
Мария МОНОМЕНОВА,
студентка.
blog comments powered by Disqus