13.03.2002 02:25 | Совраска | Администратор
АНАТОМИЯ ВЛАСТИ
«Сергей, храни вас Бог, такой талант, такая смелость и такой русский патриотизм! Если бы у Вас были последователи, Русь воспряла бы быстро. Хочется верить в Россию. Никитин, Бондаренко, Ногин».
«Огромное спасибо за то, что Вы к нам приехали. У нас такого не было. Ваши святые и чистые картины воспитывают не только детей, но и нас, взрослых...»
Из каждой поездки по России Сергей Бочаров привозит сотни подобных отзывов. Когда листаешь толстые книги отзывов, то постоянно видишь там строки, исписанные детскими, юношескими почерками. Молодежь не только охотно идет на выставки, но и просит приезжать вновь и вновь. Часто зрители называют Сергея великим русским художником. На родине у него нет высоких наград и званий — понятно, что ему, страстному обличителю режима, ждать их не приходится. Но народное признание выше любых «царских» наград. Их заработать легко — стоит только лизнуть руку. Народ же ценит только истинное. И безошибочно отличает его от подделки.
В свои 47 лет он успел завоевать признание мастеров Италии, Франции, Австрии. Через 140 лет после Айвазовского он награжден Гран-при в Риме — вернул России эту высокую премию, избран профессором живописи Итальянской академии художеств... Ему позировали короли и главы восточных стран, Владимир Высоцкий и Феллини, Версаче... Эти портреты — золотой фонд коллекции Бочарова. Он много раз писал портреты и Ельцина. Да-да! Правда, Ельцин ему «живьем» не позировал, как вы догадываетесь. Зато чего стоят эти незаказные, непродажные портреты! На абсолютно реалистическом полотне — все точно до самых мелких деталей, но как убийственна эта правда, как беспощадно выставлена на обозрение антинародная суть:
ужаснитесь, одумайтесь, люди русские!
Его реалистическое мастерство совершенно. А главным содержанием творчества является Родина, с ее болью и тоской, с ненавистью и любовью. И поэтому Сергей никогда не говорит о своих высоких заграничных титулах и наградах, а вот слова простых людей из какого-нибудь провинциального городка хранит долго и бережно в памяти, в душе.
Все черные годы «реформ» он посвятил подвижничеству-передвижничеству. Побывал с выставками во Владимире, Липецке, Рязани, Омске, Ростове, Петропавловске-Камчатском, Нижнем Новгороде... Заезжал даже в такие маленькие городки, как степной Зерноград, который и не на всякой карте отыщешь. Но ведь всюду живут люди, значит, назначение народного художника — быть с ними, нести им свет своего искусства, свою правду. И все это, понятно, без малейшей поддержки со стороны государства, на чистом энтузиазме, не только собственном, но и семьи, друзей.
А правда Сергея Бочарова сурова, беспощадна. Одни ее боятся, как огня, как Божьего суда, другие — большинство — тянутся к ней, как к чистому источнику. Поэтому каждая его выставка — событие.
В эти дни в Нижнем Новгороде проходит выставка картин Сергея Бочарова под названием «Явление народа», выставлено 50 картин — пейзажи, портреты, большие полотна, наделавшие немало шума в столице своей жесткой обличительной силой, — «Явление народа», «Охотники», «Грачи прилетели»... И вот — новая работа, первыми зрителями которой стали нижегородцы. Это огромное полотно «Урок анатомии доктора Путина». Фантастический сюжет, но при этом потрясающий, беспощадный реализм художественного письма.
В чем идея этого нового произведения? — спрашиваю Сергея. «Это, разумеется, аллегория, — говорит художник, — которая демонстрирует преемственность власти. Идет символическая препарация мозга бывшего президента, исследуется каждая клетка политического трупа, чтобы быть воспроизведенной, клонированной вновь и вновь. И даже «ученики» — те же, что и прежде. Вы легко узнаете их. Они не зря одеты в средневековые западноевропейские костюмы — это символ того, что ничего общего с нашей Родиной у них нет, они чужды нашей жизненной традиции, нашему народу»...
Выставка в Нижнем проходит с аншлагом, в музей радиолаборатории, что рядом с Нижегородским кремлем, стоят очереди. Местная пресса шарахается от восторженных рецензий до проклятий — в зависимости от ориентации издания. А народ идет смотреть, унося свои независимые от прессы впечатления и чувства. Потрясение, благодарность, восторг: есть у России смелый Мастер! «Я просто очарован нижегородцами, — говорит Бочаров, — даже не думал, что в этом городе, бывшем когда-то анклавом «демократии», столько патриотичных, смелых и искренних людей».
Продолжая традиции русских передвижников, Бочаров не только выставляет картины, но и читает лекции, которые похожи на страстные выступления на митинге, разъясняет людям и своими полотнами, и словом существо произошедшего в России. И это делает его выставки особенно ценными с просветительской, воспитательной точки зрения.
Эта выставка так же обрамлена циклом лекций. Она была организована при помощи Нижегородского обкома КПРФ, депутата Госдумы И.Никитчука, доктора социологических наук Г.Широкаловой. После Нижнего она переедет в Арзамас и Саров.
К. ЖАРОВА.
blog comments powered by Disqus