28.05.2004 17:07 | Совраска | Администратор
БЕЗ ПРАВ, КАК БЕЗ КРЫЛЬЕВ
ЗАЩИТИТЬ свои интересы трудящиеся могут, только объединившись в такую организацию как трудовой коллектив. Законодательная база для создания такой организации работников содержится в проектах законов, составленных учеными и депутатами Госдумы от КПРФ: «О трудовых коллективах» и «О народном самоуправляемом предприятии». Первый из законопроектов прошел в Госдуме первое чтение, но затем был заблокирован проправительственным большинством. Второй же не был даже допущен к рассмотрению Госдумой.
Проект закона «О трудовых коллективах» определяет статус трудовых коллективов различных организаций (предприятий, учреждений, товариществ, кооперативов) различных форм собственности и закрепляет формы взаимодействия трудовых коллективов с администрацией предприятий и с государственными органами. Закон направлен на усиление правового обеспечения и защиты человека труда на производстве, на создание условий для развития самодеятельности трудовых коллективов. Трудовой коллектив организации является субъектом социально-экономических отношений, включая отношения собственности, основанное на праве свободного распоряжения своим трудом и творческим потенциалом. Трудовой коллектив организации составляют все физические лица, участвующие своим трудом в ее деятельности и объединенные общими интересами по месту работы (рабочие, инженерно-технические и научные работники, служащие, работники средней и нижней сферы управления).
Высшим органом трудового коллектива является общее собрание (конференция в больших организациях), а исполнительным органом — Совет трудового коллектива, в котором представительство различных групп работников формируется пропорционально численности данной категории работников в трудовом коллективе. Совет трудового коллектива возглавляет выборный председатель. Члены трудового коллектива выполняют свои обязанности на общественных началах или на освобожденной основе. Зарплату последние получают за счет Фонда трудового коллектива, который формируется за счет затрат на управление организации в размере 5% и за счет других не запрещенных законом взносов и пожертвований.
Представительство интересов работников осуществляется Советом трудового коллектива путем переговоров с администрацией, а также участием в работе Совета директоров (наблюдательного совета) на правах члена Совета с правом голоса. В Совете представители трудового коллектива должны составлять не менее 1/3 от общего состава. Если не удается прийти к соглашению между Советом трудового коллектива и администрацией, то вопрос решается в суде.
Трудовые коллективы организаций могут объединяться в районные, городские, областные, региональные и общероссийские союзы (объединения) трудовых коллективов для осуществления совместных действий в интересах трудовых коллективов и для их представительства в государственных органах, органах местного самоуправления и общественных организациях (профсоюзах, партиях и т.п.). Союзы объединений трудовых коллективов создаются в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», они вправе выступать с законодательной инициативой в представительных органах власти всех уровней и могут выдвигать своих кандидатов в выборные органы власти.
Администрация предприятия не имеет права принимать решения, затрагивающие трудовые, социально-экономические и производственные интересы трудового коллектива и отдельных категорий работников без согласования с органами трудового коллектива. По вопросам, требующим согласования с трудовым коллективом, администрация не может принимать решения в одностороннем порядке: такие решения не имеют юридической силы.
Проект закона «О самоуправляемом народном предприятии» устанавливает порядок образования, функционирования и ликвидации самоуправляемых народных предприятий. Самоуправляемым народным предприятием (СНП) признается коммерческая организация, трудовой коллектив которой наделен правом полного хозяйственного ведения в отношении имущества предприятия.
СНП создаются путем преобразования унитарных государственных и муниципальных предприятий по инициативе государственного или муниципального органа, которому предприятие подчиняется, или по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива.
Трудовые коллективы предприятий, законность приватизации которых оспаривается, вправе в соответствии со статьей 14 Гражданского кодекса РФ (часть первая) принимать меры к защите своих материальных прав, включая контроль за администрацией, и к охране имущества предприятия. Трудовой коллектив или соответствующий государственный или муниципальный орган могут выступить с инициативой преобразования деприватизированного предприятия в СНП.
Передача предприятия государственным или муниципальным органом в полное хозяйственное ведение трудовому коллективу производится по учредительному договору, в котором фиксируется право трудового коллектива как независимого товаропроизводителя свободно распоряжаться переданным ему имуществом, внося любые необходимые для производственно-хозяйственной деятельности изменения в натуральный состав имущества, а также право собственности трудового коллектива на производимую продукцию и право по своему усмотрению распоряжаться выручкой от продажи продукции или услуг.
Государственные и муниципальные органы составляют перечень предприятий, которые могут быть преобразованы в самоуправляемые народные предприятия. В этот перечень не включаются предприятия магистрального транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса, основные предприятия, добывающие природные ресурсы, военно-промышленные предприятия и предприятия ряда других отраслей, обладающие естественной или ситуационной монополией на производство продукции.
При преобразовании акционерного предприятия в СНП акции внешних инвесторов выкупаются предприятием или конвертируются в облигации. В отношении акций работников трудовой коллектив решает, выкупаются ли они предприятием, конвертируются предприятием или остаются на руках работников в качестве именных привилегированных акций, которые могут быть проданы только СНП. Заработная плата каждого работника зависит как от результатов собственного труда, так и от величины приращения основных фондов, которая создана данным работником. Это обеспечивает заинтересованность каждого работника как в увеличении собственного трудового вклада, так и в росте основных фондов предприятия.
Общее собрание является высшим органом управления предприятием. Оно избирает Совет трудового коллектива, который управляет предприятием в период между собраниями. Общее собрание самоуправляемого народного предприятия утверждает годовые балансы предприятия, принимает перспективную программу предприятия и планы его деятельности, решает основные вопросы формирования фондов предприятия. Руководитель предприятия нанимается трудовым коллективом по конкурсу.
СНП может участвовать в любых хозяйственных объединениях, оно делегирует часть своих прав органам управления объединениями. Имущество, передаваемое государственными органами трудовому коллективу в полное хозяйственное ведение, является неделимой общенародной собственностью, которая не должна уменьшаться. Прирост этого имущества становится собственностью трудового коллектива, каждый работник имеет в нем свою долю, которая определяет дополнительный доход каждого работника. Таким образом, все работники являются совладельцами данного предприятия и собственниками результатов своего труда. На таких предприятиях нет работодателя (собственника предприятия) и наемного работника. В случае невыполнения СНП учредительного договора предприятие может быть передано в режим непосредственного государственного управления.
РАЗВИТИЕ самоуправления трудовых коллективов в той или иной форме — это общемировая тенденция, в основе которой лежит научно-технический прогресс, требующий постоянного обновления техники и технологии. А это требует творческой самоотдачи, которую не может обеспечить никакой внешний контроль за работником. Система наемного труда, основанная на отчуждении работников от собственности и управления, в XXI веке становится тормозом развития производства на основе научно-технического прогресса.
Для преодоления этого недостатка в развитых странах все шире используются различные формы участия работников в собственности и управлении. Развиваются две основные формы такого участия: акционерная и кооперативная.
Одна из наиболее известных акционерных форм — система ИСОП (США), которую поддерживает государство. Оно помогает выкупать акции предприятия у внешних владельцев для работников предприятия. С 1974 г. более 11 тысяч фирм перешли на систему ИСОП. Система охватывает мелкие, средние, а также крупные предприятия («Мобил Ойл», «Проктор энд Гэмбл» и др.), на которых заняты десятки тысяч работников. Рост производительности труда на предприятиях, работающих по системе ИСОП, существенно выше, чем на обычных капиталистических предприятиях с наемным трудом. Аналогичные системы участия работников в собственности и управлении предприятиями законодательно поддерживаются в Великобритании, Дании, Италии, Швеции и в других странах.
Вторая основная форма самоуправления трудовых коллективов — кооперативная форма. Примером такой системы является хозяйственная федерация более ста кооперативов «Мандрагон» (Испания), с годовым оборотом более 2,5 миллиарда долларов и общей занятостью свыше 20 тыс. человек. «Мандрагон» выпускает машиностроительную продукцию. Собственность в кооперативе является кооперативно-долевой. Высший орган управления — общее собрание пайщиков (делегаты от кооперативов), каждый из которых имеет один голос. «Мандрагон» лидирует в Испании по уровню производительности труда и высоким заработкам работников.
Самоуправление трудовых коллективов показало свою жизнеспособность и в условиях планово-рыночной социалистической экономики. Об этом говорит опыт Китая, где широко развито самоуправление трудовых коллективов, что вместе с другими факторами способствовало росту ВВП Китая более чем в 6 раз за последние 25 лет. Самоуправление трудовых коллективов успешно использовалось в социалистической Югославии (1953—1990 гг.) при общенародной собственности на средства производства. Приоритет самоуправления рабочих и всех трудящихся был закреплен югославской конституцией. Самоуправление трудовых коллективов возможно только в планово-рыночной экономике и невозможно в условиях административно-директивного управления, которое существовало в СССР. В этом случае что, сколько и как производить, задавалось сверху. При этом производители превращались в исполнителей, заинтересованных в завышении себестоимости своей продукции при выполнении заданного плана и не были заинтересованы в совершенствовании техники и технологии. К этому их направляло и затратное ценообразование: себестоимость плюс нормативная прибыль. Чем больше себестоимость выпускаемой продукции, тем больше ее цена, тем лучше экономические показатели у предприятия. Такие экономические правила во второй половине XX века, когда основой развития стал научно-технический прогресс, не позволяли улучшать качество и ассортимент продукции и развивать народное хозяйство нужными темпами. Китай еще в 1978 г. отказался от административно-директивного управления и ввел планово-рыночные методы управления с широким использованием самоуправления трудовых коллективов, что и принесло ему успех. Социализм такого типа часто называют «рыночным социализмом».
Успешные локальные попытки самоуправления трудящихся были и в СССР. Так, в шестидесятые годы директором казахстанского зернового совхоза И. Худенко были созданы эффективно работающие хозрасчетные бригады, за которыми закреплялись земля (тысячи гектаров) и средства производства. В результате за два года без покупки новой техники и дополнительных капитальных затрат была достигнута производительность труда канадских и американских фермеров.
В течение многих лет в одном из колхозов Дагестана (председатель М. Чартаев) используется внутрихозяйственный расчет, охватывающий не только производство и управление, но и социальную сферу и позволяющий каждому работнику стать полным хозяином результатов своего труда при общенародной собственности на землю и коллективно-долевой собственности на производственные фонды. Каждый работник имеет свой лицевой счет, счет имеется также у различных подразделений (бригад, ферм и т. п.). В счетах отражаются все расходы и все доходы каждого работника. Доход каждого работника делится на две равные части: одна идет на накопление, а другая — на потребление. Фонд заработной платы администрации и специалистов рассчитывается как фиксированная доля от хозрасчетного дохода производственных работников. Земля поделена на равные паи между всеми, кто проживает на данной территории, и каждый житель, включая детей и пенсионеров, получает земельную ренту на свой лицевой счет. Такой способ хозяйствования позволил поднять производительность труда в дагестанском колхозе за 15 лет в 60 раз. Но такие эксперименты по самоуправлению работников не поддерживались советским государством.
СЛЕДУЕТ отметить, что одной из главных причин разрушения существовавшего в СССР общественного строя было игнорирование ключевого положения научного социализма — неразрывной связи социалистического строительства с расширением самоуправления трудящихся, переходом от положения, когда народом монопольно управляет государственно-партийная номенклатура, к самоуправлению народа, поэтому остались невостребованными громадный творческий потенциал трудящихся, массовая предприимчивость и инициатива. Трудящиеся, отстраненные от непосредственного управления и распоряжения общенародной и коллективной собственностью, не воспринимали ее как свою собственную и не были готовы к ее защите. Это и позволило в 1991—2004 гг. ликвидировать большую часть общенародной собственности и зачатки самоуправления трудящихся, превратить их в бесправную дешевую рабочую силу для новых зарубежных и доморощенных хозяев.
За прошедшие 13 лет объем промышленного производства уменьшился вдвое, втрое сократилось животноводство, практически были уничтожены наукоемкие производства (станки с программным управлением, роботы, электронно-вычислительные машины и др., на ладан дышат космос, авиация, оборонные отрасли). При этом производительность труда в электроэнергетике упала в 2 раза, в нефтедобывающей и газовой — в 3 раза и т.п., в целом по ВВП она уменьшилась почти в 1,5 раза. Россия превратилась в сырьевой придаток Запада, по мнению которого в России должно быть не более 50 миллионов человек для обслуживания Запада сырьем и энергией, а остальные 100 млн. человек — лишние люди. Главным итогом реформ является огромное расслоение общества на богатых и бедных. В руках полутора тысяч человек оказались 65% национальных богатств страны, а 80% населения владеют только 7% этих богатств. В результате уровень жизни этих 80% населения упал втрое. За счет ухудшения здоровья граждан России вследствие нищеты, болезней, плохой медицины, стресса к 2003 году страна потеряла избыточно умершими 7,7 миллиона человек, а из-за двухкратного падения рождаемости наши потери составляют 14 миллионов потенциальных граждан, то есть в результате проводимых реформ Россия потеряла около 22 миллионов человек. Материальные потери страны за 13 лет в несколько раз превосходят потери СССР в войне 1941—1945 гг., а людские потери (22 млн. человек) сопоставимы с военными потерями (27 млн. человек), то есть проводимые в России реформы с 1991 г. по настоящее время завели страну в тупик.
Единственный путь для исправления такого положения — развитие системы производственного и территориального самоуправления трудящихся, обеспечение их участия в контроле и процессе принятия решений на всех уровнях. Поддержка развития самоуправления трудящихся может стать главной базой объединения всех левых сил, и прежде всего разных коммунистических партий, выступающих в защиту интересов и власти трудового народа. Борьба за принятие проектов законов «О трудовых коллективах» и «О народном самоуправляемом предприятии» и их проведение в жизнь, поддержка самоорганизации трудящихся — основное направление совместных действий всех левых партий и организаций.
Широкая пропаганда этих проектов законов среди трудовых коллективов создаст для КПРФ и их союзников свой собственный электорат, на который ни одна буржуазная партия («Единая Россия», «Яблоко», СПС, ЛДПР и др.) опереться не сможет. Сейчас все партии во время выборов стремятся заручиться поддержкой протестного электората, и КПРФ в этом отношении мало чем отличается от буржуазных партий. Если КПРФ сможет получить поддержку трудовых коллективов, то она может рассчитывать и на поддержку большинства граждан (пенсионеры, учащаяся молодежь и др.), недовольных проводимыми антинародными реформами. Многие из этих граждан являются членами семей, где кормильцем является член какого-либо трудового коллектива. Он и будет главным агитатором КПРФ в семье.
Создание самоуправления рабочих и всех трудящихся необходимо для решения таких проблем, как модернизация экономики на основе научно-технического прогресса, удвоение ВВП каждые 7—10 лет, быстрая ликвидация бедности в России.
Л.П. ОРЛЕНКО,
профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана.
blog comments powered by Disqus