13.01.2006 11:43 | Совраска | Администратор
БУРОКЯВИЧЮС - СИМВОЛ МУЖЕСТВА
Началась расправа над Бурокявичюсом и его товарищами — стойкими литовскими коммунистами — 22 августа 1991 г., когда лидер националистического движения «Саюдиса» и глава парламента Литвы В.Ландсбергис распорядился запретить Компартию Литвы. И сразу по республике прокатилась волна арестов. Были брошены в тюрьмы те, кто не желал распада СССР — гаранта развития всех союзных республик, кто считал Советскую власть высоким достижением гуманизма.
М.М.Бурокявичюс не смирился и не пошел на службу новым хозяевам, как это сделал, например, его предшественник на посту руководителя компартии А.Бразаускас, ставший премьер-министром и преуспевающим бизнесменом. Бурокявичюс ушел в подполье. Однако 15 января 1994 г., он вместе с Ю.Ермалавичюсом был похищен в Минске литовскими спецслужбами (во главе с генпрокурором, а ныне председателем парламента Литвы А.Паулаускасом) и вывезен в Вильнюс. Это похищение происходило при полной поддержке «демократических» лидеров Белоруссии, прежде всего главы белорусского парламента Шушкевича, по-прежнему рядящегося в тогу «демократа».
Тогдашние белорусские «демократы» отказали литовским коммунистам в их неоспоримом юридическом праве на политическое убежище, ибо никаких доказательств вины М.Бурокявичюса и Ю.Ермалавичюса не существовало (не существует их и до сих пор). Находившийся в тот день в Минске президент США Б.Клинтон, разумеется, не выступил с осуждением этого «акта международного терроризма». Ныне белорусская оппозиция, то и дело обвиняя А.Лукашенко в недемократичности, предпочитает не вспоминать о преступлении своих вождей.
Спустя почти три года, в самом конце октября 1996 г., начался суд по делу о гибели людей в Вильнюсе в ночь на 13 января 1991 г. К делу были привлечены еще 4 литовских коммуниста, а профессор, доктор юридических наук И.Д.Кучеров, проведя несколько лет под «следствием» в Лукишской тюрьме, до суда не дожил.
Суд по всем его инстанциям длился почти шесть лет — и ничего не доказал. Руководителям Компартии Литвы вменялась прежде всего попытка изменения государственного строя в республике, в то время когда они все усилия направляли на то, чтобы сохранить в Литве существующий строй на основе Конституций СССР и Литовской ССР, действовавших до зимы 1991 г. Это не они ночью 11 марта 1990 г., в нарушение всех действовавших законов, принимали временный Основной закон Литовской Республики, осуществляя государственную измену и переворот в стране. Однако именно с таким обвинением профессор, доктор исторических наук, заведующий идеологическим отделом ЦК Компартии Литвы Ю.Ермалавичюс был осужден на 8 лет тюрьмы.
Лидерам КПЛ вменялась в вину организация выступления частей ВДВ, КГБ и МВД с целью захвата зданий радио и телевидения, а также телевизионной башни в Вильнюсе. Абсурдность такого обвинения была очевидна любому мало-мальски грамотному человеку, поскольку отдавать приказы подразделениям армии, КГБ и МВД мог только Верховный Главнокомандующий, президент СССР М.Горбачев. Но никак не гражданские люди — литовские коммунисты. Заместитель министра обороны СССР, генерал-полковник В.Ачалов, руководивший действиями армии на территории Литвы в те дни, публично заявил, что все решения принимал он, и руководители КПЛ к этим решениям не имели никакого отношения. Однако литовский суд предпочел проигнорировать это ключевое свидетельство. Сроки от 4 до 6 лет тюрьмы строго режима получили Ю.Куолялис, Л.Бартошявичюс, С.Мицкевич, Я.Прокопович.
Руководителям Компартии Литвы вменялась гибель 14 человек в Вильнюсе 13 января 1991 г. Однако до сих пор никак не доказана гибель людей в ту трагическую ночь от рук советских военнослужащих. Имеющиеся в деле показания свидетелей весьма противоречивы, вещественные доказательства вызывают по крайней мере недоумение. Как, например, могло случиться, что убитый около телебашни мужчина был поражен пулей из «трехлинейки» С.И.Мосина (образца 1891 года), давно снятой с вооружения Советской армии? Почему некоторые жертвы тех дней, судя по материалам вскрытия, умерли от наезда автомобиля, а утверждалось, что они погибли от пулевых ранений? Почему никто не зафиксировал на фото или видео, не запомнил номера танка, который якобы наехал на одну из жертв той ночи «на глазах ужаснувшейся толпы»?
Почему Генеральная прокуратура Литвы до сих пор не расследует заявление бывшего председателя Комитета по национальной безопасности Литовского сейма В.Пяткявичюса о том, что в ту ночь около 20 боевиков-«саюдистов» были посажены на телебашне в Вильнюсе и на крыши соседних домов, откуда они стреляли вниз по толпе людей у подножья телебашни? (Литовский журнал «Karys» №3 за 1991 г., опубликовал фото этих «защитников» с «мосинскими» винтовками в руках). Кто убил лейтенанта В.Шацких из группы «Альфа» КГБ СССР? Почему не названы имена военнослужащих, от рук которых якобы погибли люди в ночь на 13 января 1991 г. Вильнюсе? Ответ прост. Наши военные были невиновны. Тогдашний Генпрокурор СССР Н.Трубин, после того как его следователи по особо важным делам изучили все обстоятельства событий, прямо заявил: советские военнослужащие и их техника не причастны к гибели людей в ночь на 13 января 1991 г. в Вильнюсе. Но М.Бурокявичюс был обвинен в содействии организации умышленного убийства и осужден на 12 лет тюрьмы строго режима.
Так и остался за скобками литовского «правосудия» классический вопрос любого расследования — «Quid prodest?» — кому выгодно было это кровопролитие. Потому что ответ на него всем очевиден: только не литовским коммунистам. Зато новые литовские власти, сфабриковав обвинения на своих вчерашних товарищей, заточив их в застенки, получили индульгенцию и «ярлык» на правление в Литве от своих хозяев из НАТО.
Ни в одной из европейских стран, объявленных «просвещенными» и «цивилизованными», не нашлось людей, готовых назвать преступлением это насилие над истиной. Не нашлось ни одной национальной или международной правозащитной организации, которая защитила бы невиновных. Страсбургский суд до сих пор не рассмотрел апелляцию руководителей ЦК Компартии Литвы по поводу юридического беспредела литовских властей.
М.Бурокявичюс стойко держался на суде, аргументированно отвергая абсурдные обвинения в свой адрес. Столь же стойко он вел себя и в тюрьме, вызывая искреннее уважение своих сокамерников и администрации. Но ему уже 78 лет, и он перенес операцию по шунтированию сердца. Однако несмотря на возраст он так и не дождался сокращения срока заключения, хотя в Литве на волю досрочно выходили отпетые уголовники. Более того, после столь сложной операции его, словно стремясь замести следы или вообще угробить, постоянно перевозили из гражданской больницы в тюремную и обратно, потом в инфекционную и вновь в тюремную. Во время этих перемещений профессор подхватил воспаление ноги и едва не умер.
Боится, ой как боится нынешняя литовская «элита» выхода лидера литовских коммунистов М.Бурокявичюса из тюрьмы! Он мужественно перенес все 12 лет тюремных невзгод, не изменил ни на йоту своим убеждениям. И какими жалкими выглядят ныне те, кто попытался расправиться над ним!
Кстати, на днях, одержимые маниакальным антикоммунистическим синдромом, некоторые депутаты Сейма Литвы выступили с инициативой обратиться к Государственной думе РФ с просьбой возобновить преследование граждан России, якобы ответственных за гибель людей в Вильнюсе той трагической ночью. Цель — досадить России и вновь поиграть на национальных чувствах своих соотечественников, более 60 процентов из которых, по недавно обнародованным официальным данным, открыто заявляют: «При советской власти жили лучше!»
В. СТРОГИЙ.
Литва.
blog comments powered by Disqus