04.06.2005 22:51 | Совраска | Администратор
ДОБРЫЙ СЛЕД В ДУШАХ
О первых пяти днях кинофорума «Советская Россия» рассказала в минувшую субботу — «200 витязей». Последние пять дней были не менее напряженными по своей работе и не менее значительны по содержанию. На кинофорум приезжали известные мастера кино Георгий Жженов, Валерий Золотухин, Элгуджа Бурдули (Грузия), знаменитые исполнители песен Татьяна Петрова, Галина Ненашева. В последние дни фестиваля прибыли Зинаида Кириенко, Владимир Гостюхин, Александр Панкратов-Черный. Каждый привозил с собой заряд положительных эмоций, багаж знаний и опыта работы в киноискусстве. А сколько прекрасных мастеров кино и театра работали все дни кинофорума! Среди них — Раиса Недашковская (Украина), Екатерина Васильева, Михаил Рожков, Борис Химичев и многие другие.
За пять последних дней кинофестиваля челябинцы смогли посмотреть еще несколько интереснейших работ мастеров кино. По-прежнему охотно посещали фильмы, посвященные 60-летию Великой Победы. Спустя три десятилетия зрители вновь встретились с кинофильмом «Единственная дорога», снятым кинематографистами Югославии и СССР. Напряженный сюжет, прекрасная работа известных мастеров советского кино Владимира Высоцкого, Льва Дурова, Ирины Мирошниченко, Владислава Дворжецкого, Анатолия Кузнецова, Глеба Стриженова и их югославских коллег вызвали большие симпатии зрителей. В начале 70-х годов болгарские кинематографисты сняли остросюжетный и одновременно глубоко психологический фильм «Стихи». На экране — апрель 1945 года. Последние дни войны, но озверевшие фашисты бьются не на жизнь, а на смерть. Опытные снайперы убивают болгарских бойцов одного за другим. В болгарской армии не было своих снайперов, им некого противопоставить врагу. Пришлось обратиться к советскому командованию. И вот на передовую прибывает молоденький советский снайпер (его роль превосходно сыграл только начинавший свою артистическую карьеру нынешний народный артист России и президент кинофорума «Золотой Витязь» Николай Бурляев). Немецким воякам наш снайпер подставлял искусно изготовленные муляжи, сам порой рисковал жизнью — ничего не помогало. Но после убийства немцами малыша, ставшего советскому и болгарским бойцам незаменимым другом, наш снайпер пошел ва-банк. С оружием в руках во весь рост он пошел на противника. Тот не ожидал такого мужества и дерзости советского бойца — нервы немецкого снайпера сдали. Всего на какое-то мгновенье наш снайпер опередил немецкого и победил в этом поединке.
Мне повезло побывать на просмотре прекрасного фильма польского режиссера Ежи Штура «Погода на завтра». Это остро захватывающий фильм о современной Польше. Водитель, еще в 80-х годах наехавший на автомашину партийного босса, испугался ответственности и скрылся в монастыре. 17 лет затворнической жизни монаха. Но вот группа музыкантов, появившаяся в монастыре, решила принять участие в фестивале духовной музыки. Бывшего водителя (эту роль мастерски исполнил сам режиссер Ежи Штур) упросили выступить солистом вместо простудившегося участника группы. Во время выступления на открытой площадке поющего монаха встретили его жена и сын. Разразился скандал, монаха с треском изгнали из монастыря. Без документов, без приличной гражданской одежды, в одном спортивном костюме он оказался на улице. Над ним сжалилась жена. И тут начинается открытие монахом нынешней, капиталистической Польши, ее нравов и морали. Жена вышла замуж за дельца, торгующего иномарками; младшая дочь, еще школьница — наркоманка, старшая выступает в закодированном порнотелеканале. Сын, молодой преуспевающий адвокат, работает на кандидата в депутаты местного органа власти, но за его спиной вредит ему. Отец не выдерживает этой двуликой, фальшивой жизни и пытается протестовать против нее. Одна за другой происходят драматические истории, после которых сын остается без работы, на младшую дочь, которая была в сильном наркотическом состоянии, наезжает автомашина, она с переломом ноги попадает в больницу. Во время съемок на порноканале отец попадает на съемочную площадку, увидев, как его дочь публично ложится в постель с победителем конкурса, он разбивает стекла кабины, в которой происходит действо. Полицейские жестоко избивают его, и он попадает в больницу, где уже находится его жена с больным сердцем, обе дочери, ставшие жертвами его необдуманных поступков... Пройдя все превратности судьбы, семья становится на путь праведный. В целом фильм все-таки производит сильное впечатление на зрителей, правдиво показывая нравы современного буржуазного общества.
Все дни фестиваля работали шесть жюри. Они просматривали студенческие работы, анимационные фильмы, документальные, телевизионные и художественные фильмы для детей и взрослых. Жюри возглавляли опытные мастера. Достаточно сказать, что работой жюри художественных фильмов для взрослых руководила народная артистка России Екатерина Васильева. На пресс-конференции она заявила, что вместе с коллегами посмотрела около 70 работ, и может сказать: один фильм лучше другого.
Не обошлось и без провала. В последний день просмотра фильмов участники кинофорума посмотрели новую работу Валерия Огородникова «Красное небо. Черный снег». Тема фильма благородная — фильм показывает работу тех, кто в далеком тылу, на Урале, ковал нашу Победу. Если б авторы фильма отнеслись к созданию своей ленты ответственно, то картина могла бы получиться зрелищной и значительной. Опыта и мастерства создателям ленты не занимать: они уделили немало внимания массовым сценам, костюмам, натурным съемкам, классной игре актеров. Не случайно один из исполнителей главных ролей Алексей Девотченко получил приз за лучшую мужскую роль. Все это отметила в своем выступлении на пресс-конференции председатель жюри художественных фильмов Екатерина Васильева. Но не оказалось в фильме главного — высокой нравственной идеи. Вместо нее создатели пошли на поводу современной моды. Фильм опошляют почти натуральные сексуальные сцены, фразы, заимствованные у нынешних циников. Непонятно, на кого рассчитывали создатели фильма — на нынешних пижонов? Так они фильмы не смотрят. А если на вдумчивого, серьезного человека, то тут создатели просчитались. Серьезные люди не приняли эту пошлость.
Во время кинофорума были и откровенные провокации от сторонников бесовщины. В конце мая «деятели культуры» организовали Международный фестиваль джазовой музыки. Одну из площадок возвели по соседству с досуговым центром «Мегаполис», в котором шли фильмы кинофорума. В самом «Мегаполисе» показывали фильмы высоконравственные, чистые, светлые, а буквально в пятидесяти метрах от него бесились те, которые не ведают, что такое стыд и совесть. Я был свидетелем сцены, когда к трем танцующим на площадке девицам с открытыми пупками ди-джей вызвал из толпы распоясавшегося парня, заставил его сначала снять штаны, а затем и трусы. За ящик пива парень с удовольствием согласился показать толпе свою голую задницу... Безусловно, организаторы так называемого музыкального шоу знали, что в «Мегаполисе» идет Международный фестиваль духовных и патриотических фильмов, и, может быть, их увлекала мысль о таком эпатаже...
Со стороны «желтой» прессы была попытка опорочить патриотический фестиваль, вызвать скандал вокруг него. 31 мая, в день закрытия фестиваля, челябинская «Вечерка» на первой полосе опубликовала материал о том, что якобы президент кинофорума Николай Бурляев вмешивался в работу детского жюри. На пресс-конференции с этой же целью ему был задан этот же провокационный вопрос. Надо было видеть, с каким достоинством и тактичностью Николай Петрович отвечал на него. Никакого взрыва эмоций и скандала, на что рассчитывали его организаторы, не получилось.
Но это лишь легкие тучки на светлом небе кинофестиваля. В целом он прошел в теплой атмосфере. Не забыть, какой дружеской и откровенной получилась встреча президента кинофорума Николая Бурляева, руководителя фонда «Единство нации» Владимира Медведева, автора книги «Национальная идея» с челябинскими писателями и деятелями культуры. Поэты высказывали серьезные и глубокие мысли по поводу объединения народов России, читали стихи. Прекрасно исполнил отрывок из своей поэмы и наш гость Николай Бурляев. Оказывается, он еще и талантливый поэт.
Запомнилась фраза, сказанная одним из выступавших во время закрытия кинофорума: «Нынешний фестиваль получился самым удачным, самым интересным из всех четырнадцати. Свет духовности и культуры, который он нес, еще долго будет идти в души людские».
Великолепным зрелищем стала церемония торжественного закрытия фестиваля в театре оперы и балета 31 мая. Прекрасная музыка, талантливые выступления детского танцевального и фольклорного ансамблей, артистов из Иркутска, взволнованные слова, с которыми обращались со сцены мастера кино и театра Зинаида Кириенко, Владимир Гостюхин, Барбара Брыльска, виртуозная игра на балалайке фронтовика Михаила Рожкова и его помощницы Надежды Калмыковой, аккомпонировавшей на гитаре, вызывали бури аплодисментов. Незабываемым получился вечер, как и весь кинофорум. Челябинцы горячо аплодировали приветствию президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, выступлению дипломата братской Сербии, приехавшему на кинофорум, режиссеру Ирана, получившему специальный приз. В этот последний майский вечер Урал соединил не только два континента, но и 30 стран мира, которые представили на фестиваль свои лучшие произведения киноискусства.
Президент кинофорума и председатели всех шести Международных жюри вручили бронзовые, серебряные и золотые «Витязи» лучшим работам по всем шести номинациям. Их очень много, но фильмы, которые получили золотые награды, все же назову в этой статье.
Итак, «Золотые Витязи» и дипломы вручены создателям анимационного фильма «К Югу от Севера» (режиссер Андрей Соколов, Россия), детского художественного фильма «Маленькие беглецы» (реж. Рената Грицкова, Белоруссия). Среди дебютных и студенческих работ «Золотого Витязя» удостоен фильм «Территория сопротивления», посвященный Великой Отечественной войне (режиссеры Дмитрий Лось, Елена Трофименко, Евгений Сетько — Белоруссия). В конкурсе видео- и телевизионных фильмов жюри единодушно присудило «Золотого Витязя» фильму Сергея Мирошниченко «Георгий Жженов. Русский крест» (Россия), среди документальных работ — фильму «Боже мой» (реж. Галина Адамович, Белоруссия). Как видите, больше всех «Золотых Витязей» увезли кинематографисты братской Белоруссии.
Из художественных один фильм «Ночь светла» Романа Балаяна (Украина) был удостоен «Бронзового Витязя», два фильма — «Рубцы» польского режиссера Пекожа Магдалена и «Иная возможная жизнь» болгарского режиссера Румяны Петковой — получили по «Серебряному Витязю», а «Золотой Витязь» завоевал польский фильм Ежи Штура «Погода на завтра».
Гран-при XIV Международного кинофорума был присвоен сербскому режиссеру Горану Паскалевичу за его прекрасный фильм «Сон в зимнюю ночь». Сербский дипломат, получавший награду, заметил, что в настоящее время Горан Паскалевич работает в Португалии. Узнав о том, что он удостоен Гран-при в Челябинске, он просил передать участникам фестиваля, что его душа и сердце на Урале, что он очень признателен за такую высокую награду за свое произведение.
XIV Международный конофестиваль завершился, но свой добрый след он надолго оставил на уральской земле. Уже нынешней осенью в Магнитогорске — втором промышленном и культурном центре Челябинской области — пройдет «Эхо «Золотого Витязя», а к концу года в Доме культуры «Смена» будет открыт клуб «Золотого Витязя». В нем станут постоянно показывать фильмы, которые были участниками и призерами всех четырнадцати кинофорумов. А таких в его фонде более трех тысяч. Какое духовное и культурное богатство приобретут уральцы, открыв этот клуб!
Народная артистка СССР Зинаида Кириенко в своем выступлении на закрытии кинофестиваля рассказала о поездке в село Кундравы — на родину своего учителя и наставника Сергея Апполинарьевича Герасимова, об уникальном музее, посвященном жизни и творчестве этого замечательного мастера советского кино. Она предложила превратить музей в Уральский центр истории киноискусства, пополнить новыми экспонатами, обеспечить компьютером, чтобы с помощью Интернета связать его со всем миром, а в Челябинске установить памятник С.А. Герасимову, который бы украсил миллионный город и стал прекрасной памятью о нашем выдающемся земляке.
Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ.
Челябинск.
blog comments powered by Disqus