Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

24.07.2001 00:27 | Совраска | Администратор

КАСКАД

То, что я видел недавно в военно-спортивном лагере "Каскад" из подмосковного города Жуковский, привело бы в шок руководителей любого "нормального" пионерского лагеря.

Ребят в начале первого ночи будят "по тревоге". Еще через пять минут взвод ВДВ выстраивается около палаток в полном снаряжении, включая учебные автоматы и каски. Им ставят задачу перехватить группу "диверсантов"(морских пехотинцев из этого же лагеря, которые ушли на задание раньше). После этого - ночной марш-бросок по шоссе километров на 20. Но это только "разминка". Через несколько дней - новая операция. Чтобы ее обеспечить, разведгруппа из добровольцев идет к объекту нападения всю ночь под проливным дождем и сильным ветром. За эту ночь они прошли в кромешной тьме и по грязи не менее 16 километров. Никто не заболел, хотя курсанты - обычные мальчишки от 12 до 16 лет.

На другой день - никаких поблажек. В 7 часов - команда "подъем". Еще через 10 минут вся учебная рота вышла на поле стадиона. То, что там происходило, только называлось зарядкой. На деле это была полноценная тренировка с упражнениями на выработку выносливости и силы, с элементами рукопашного боя.

К здоровью и к чистоте в "Каскаде" отношение особое. Причем не из-за неких этических принципов, а из предельно простой жизненной посылки: выполнить боевую задачу может только здоровый солдат, а залог здоровья - в чистоте. Утренняя проверка походит на священнодействие. Тщательно проверяется чистота подворотничков, рук и ногтей. Вместе с командирами отделений (такими же пацанами, только года на 2 постарше), ребят осматривает врач, затем общий осмотр проводит начальник лагеря капитан Геннадий Коротаев. На сосне около палаток висит большое зеркало - берет десантника или морского пехотинца должен сидеть на голове правильно. Некоторые потом поправляют перед зеркалом и каску.

После этого - наведение порядка в палатках и на всей территории. Конечно, здесь основная проблема - не бычки от сигарет, как в армии, а фантики от конфет. Командир, увидев, что со вчерашнего дня в урнах лежат несколько бумажек, тут же перевернул эти урны и потребовал навести настоящей порядок. И так с утра до ночи. Неудовлетворенный состоянием столов после ужина командир поднял после отбоя трех дежурных, чтобы они навели образцовую чистоту. Именно из таких "мелочей" вырабатывается привычка делать все как следует.

Однако чистота - это не самоцель. Командиры без колебаний бросают своих "бойцов" в грязь и пот тактических занятий. Но после окончания занятия, первым делом - стирка обмундирования. В лагере при всем его спартанском характере каждому курсанту выдают четыре комплекта обмундирования - парадная форма, "повседневка", рабочая одежда и спортивная форма. Курсант всегда имеет возможность переодеться в чистую и сухую одежду.

Но самое потрясающее впечатление производит полоса препятствий - предмет скрытой гордости командиров. Это не стандартная армейская, а очень специфическая "спецназовская" полоса, максимально имитирующая условия реального боя. Начинается все с бега метров на двести. Затем курсант прыгает в окоп, откуда должен произвести условный "выстрел". Выбравшись из окопа, он ползет несколько метров до здоровенной искусственной "лужи" шириной метров 5 и глубиной сантиметров 30. По этой мутной "луже" курсант ползет, держа над водой только голову и автомат. Можете себе представить, в каком виде он выбирается оттуда.

Дальше забор из колючей проволоки, за которым курсант попадает на малозаметное препятствие (МЗП) - спутанные мотки тонкой стальной проволоки. Затем- на препятствие, которое на местном языке называется "мышеловка". Это натянутая крест-накрест на высоте примерно 50 см колючая проволока, под которой курсант должен проползти метров 10. Естественно, что "РД" (рюкзак десантника) все время цепляется за проволоку, рядом то и дело взрываются петарды, неподалеку горит мощная дымовая шашка, а вокруг невысоким, но вполне реальным пламенем горит трава, создавая обстановку, предельно приближенную к боевой.

После этого - "лесной завал" - беспорядочное нагромождение стволов и крон деревьев. Оттуда - в одиночный окоп, "выстрел", бросок "гранаты" в макет автомашины метрах в 15. Дальше курсант бежит к зданию бывшей котельной, бросает туда "условную" гранату, врывается вовнутрь и лезет по трубам к окну на высоте примерно 2-го этажа. Оттуда пробегает по узкой планке до забора, преодолевает его и тут оказывается перед еще одним интересным препятствием.

На сосне подвешен канат, по которому нужно взобраться на высоту примерно 4 метра, где между тремя деревьями натянуты две прочные веревки. По этим веревочным мостам, нужно дойти до "точки десантирования". Там, взявшись за скользящее по наклонному стальному тросу кольцо, курсант летит вниз и на высоте примерно двух с половиной метров по команде инструктора должен спрыгнуть на землю.

И все это мальчишки 12 - 16 лет делают не просто в спортивной форме, а в полном снаряжении, включающем автомат и тяжелую стальную каску. То есть каждый пацан, с учетом насквозь пропитанного водой обмундирования тащит на себе 8-10 килограммов груза. И с этим "довеском" курсант должен лезть по канату. А теперь представьте себе, что всю эту полосу препятствий курсант должен преодолеть 4 раза, не останавливаясь. Зрелище маленьких солдатиков бегущих, ползущих, прыгающих, карабкающихся среди огня, дыма, под грохот взрывов и гром "подбадривающих" криков инструкторов - это трудно описать. Это надо видеть.

К тому времени, когда я попал в лагерь, пацаны проделывали все это уже не один раз. Поэтому огонь, дым и грохот их уже абсолютно не смущали, и даже в мутную жижу лужи они вползали не с испугом или отвращением, а по-моему даже с удовольствием. При этом командиры с искренним сожалением говорили, что лужа слабовата и что нужно поискать в окрестностях настоящее болото и потренироваться там.Однако никаких непосильных нагрузок за всем этим нет. Бегут не "на время", а каждый с такой скоростью, на которую способен. Мальчишки уже втянуты в тяжелую работу, поэтому после финиша никто не падает в изнеможении на землю.

Но столь же сильное впечатление на меня произвело то, что как-то буднично произошло потом. Уставшие после завершения дистанции мальчишки стояли толпой, обсуждая, кто как пробежал, ругая одного сачка, который пробежал только 3 круга. Но тут прозвучала команда "становись" и буквально через несколько секунд эта говорливая толпа подростков превратилась в две шеренгу молчаливых, подтянутых бойцов. Это было поразительное преображение.

Борьба с нарушениями дисциплины ведется бескомпромиссная. Один из наиболее подготовленных курсантов решил показать, насколько он "крутой". С несколькими друзьями -"старослужащими" он достал в соседний деревне самогону... На другой день этот "крутой" с трудом встал в строй и был тут же с позором отправлен домой.

На моих глазах как-то вечером капитан Коротаев подозвал к себе малыша, который наливал воду из бака для питьевой воды в пластмассовую бутылку. Казалось, бы, что тут такого. Но зоркий Коротаев сразу же потребовал объяснений. Выяснилось, что кто-то попросил этого пацана принести попить. Недрогнувшей рукой Коротаев запустил бутылку в кусты и велел малышу передать желающему попить, чтобы тот сам приходил к бачку. Мелочь? Отнюдь нет. Так в зародыше пресекаются попытки поэксплуатировать младших, то есть та самая "дедовщина", которая разъедает армию.

Команды звучат жестко, с необходимым металлом в голосе, без всяких скидок на детство. Командиры добиваются неуклонного исполнения приказаний. Даже малыши из "комендантского" взвода, подходя к командиру уже знают, что необходимо сначала спросить "разрешите обратиться". За обеденным столом не допускается никакого шума и гама. Не все выдерживают жесткой требовательности командиров и кое-кто просится домой.

Но никакой "тюрьмой" или "казармой" тут не пахнет. Конечно поначалу гаечку затягивают потуже, чтобы сразу же настроить курсантов на нужный лад. Однако потом, по мере того, как мальчишки начинают понимать, что от них требуется, дисциплина становиться сознательной. С мальчишками при необходимости очень человечно поговорят, объяснят что, как и почему нужно делать. Поэтому, несмотря на жесткую уставную дисциплину, курсанты никакие не роботы, а обыкновенный, живой, донельзя смешливый народ.

Пресса обычно говорит о таких лагерях в восторженных тонах. Не знаю, как другие, но лагерь "Каскад" - достаточно суровое место. Обычные армейские палатки на 20 человек, железный койки и спальники. У входа пирамида, в которой стоят учебные автоматы и лежат каски.

Рядом походная кухня. Вокруг нее буквально кипит работа. Одни подносят из лесу бревна, другие их распиливают, третьи - рубят, тут же чистят картошку и моют посуду. Без шума и гама готовился обед. "Ну, и что же тут необычного?", спросит читатель. А то, что для большинства из ребята еще недавно единственным кухонным инструментом была ложка. Они, как правило, и понятия не имели о том, как рубить дрова, как чистить картошку и мыть посуду. Все делала мама. А в лагерепищу на десятки ребят готовит только один взрослый человек - повар . Все остальное мальчишки делают сами.

Простая солдатская пища - гороховый суп или суп из рыбных консервов, гречневая каша с тушенкой или вермишель с подливом. На третье - неизменный кисель. Как настоящие солдаты-новобранцы, курсанты постоянно хотят есть и спать. Но уже к третьей недели исчезают просьбы к приезжающим родителям дать чего-нибудь поесть. Ребята втягиваются в обычный рацион.

Клуб "Каскад" был создан еще в 1982 году по инициативе воинов-"афганцев" при содействии комсомола. Он успешно развивался до конца 80-х годов. Потом, после 1991 года, многое рухнуло. "Каскад" не просто устоял, но и нашел новые интересные формы работы. В 1999 году клуб был награжден кубком Министра обороны за подготовку молодежи к службе в армии.

Заправляет клубом и лагерем уже много лет капитан Геннадий Коротаев. Это человек очень интересный и весьма одаренный, обладающий редким сочетанием противоречивых, казалось бы, качеств: боец - спецназовец, обладатель престижного "крапового берета", жесткий командир и одновременно талантливый педагог, умеющий человечно, но без сюсюкания подойти к ребенку, попавшему от мамы в суровые армейские условия. Это сильный организатор, без всякого бюджетного финансирования тянущий огромный воз проблем создания лагеря, и умелый дипломат, обладающий способность привлекать людей на свою сторону. Под стать ему помощники. Работают с детьми не вожатые и воспитатели, которых нынешние подростки зачастую не ставят ни в грош, а люди, пошедшие суровую школу армии.

На наши головы бесконечно вываливают фильмы про "крутых" американских морских пехотинцев. А тут прямо под носом российских телеканалов, используя методику спецназов Советской Армии из обыкновенных домашних мальчишек буквально за несколько недель делают бойцов. И все это с чувством меры, стремясь не подавить личность ребенка, а развить ее.

Вообще военно-спортивный лагерь клуба "Каскад" - принципиально иное явление, нежели обычные оздоровительные лагеря. Там основная забота - чтобы ребенок был хорошо накормлен, хорошо поспал. Конечно и там проводятся спортивные мероприятия, но это прежде всего средство некого "культурного" досуга". В "Каскаде" же все подчинено задачам воспитания и обучения. Через трудности, через требовательность вырабатывается характер, коллективизм, привычка к сознательной дисциплине. Уверен, что ребята, прошедшие через лагерь "Каскад", с точки зрения навыков и умений сразу же становятся на голову выше своих сверстников, у них появляются более высокие цели, появляются идеалы

Деятельность "Каскада" - пример того, как нужно бороться с проблемами, о которых кричат на всех углах - с детским алкоголизмом, наркоманией и преступностью. Кричат много, а толку мало. Многие предлагают ужесточить наказание. Но ведь и так в "демократической" России по тюрьмам сидит больше народу, чем в свое время во всем Советском Союзе.

Обсуждение этих проблем часто выливается в пустой интеллигентский треп. Один капитан Коротаев делает для спасения детей больше, чем десяток взволнованных интеллектуалов, с удовольствием выступающих на конференциях (предпочтительно международных), но неспособных даже разговаривать с "трудными" подростками. Однако ему не торопятся помогать.

Ему, собственного говоря, нечего особенного и не нужно. Несколько комнат для того, чтобы можно было организовать занятия, и немного техники, чтобы учить не на пальцах. Но городские власти, как правило, отмахиваются от таких просьб, хотя любят пожаловаться на рост детской преступности Получить зал для занятия в ребятами зимой - проблема. Директора школ упираются. Им объясняют, что занятия будут не с посторонними, а с их же школьниками. Нет, не дают.

Наиболее дальновидным оказался глава МЧС С.Шойгу, который оказывает активную помощь клубу. Помогают "Каскаду" и некоторые спецподразделения. Выделили курсантов для работы с подростками пограничники и внутренние войска.

Сейчас за организацию военно-спортивных лагерей берется сама армия. Дело хорошее, но не бесспорное. Не каждый офицер способен работать с детьми, нужны специальная методика и специально подготовленные люди. Не всегда полезно детям находится в непростой солдатской среде. Возникают и "коммерческие" лагеря, в который есть внешние признаки военной подготовки (форма, множество нашивок), но нет жесткого, требовательного воинского духа. В отсутствие четких критериев того, какой клуб или лагерь мог бы с полным правом называться военно-спортивным, начинают появляться подделки.

Проблема в том, что дети в России оказались никому не нужны. Школа от воспитания самоустранилась, да это ей сейчас и не под силу. Она с трудом справляется с обучением. Но ведь мало набить головы детей некой суммой знаний. В здоровом теле должен быть здоровый дух. Но и этого мало. Дети должны уметь работать не только головой и ногами, но и руками. Однако в сиротском состоянии находятся и кружки "Юный техник". Пока они еще держится на плечах энтузиастов, но у них того и гляди окончательно отберут и помещения и оборудование, да и сами инструктора от бескормицы разбегутся. Примерно та же картина и с системой детских спортивных школ. .

В СССР существовала лучшая в мире система формирование личности "школа - ДСШ - кружки "Юный техник" - военно-спортивные клубы - кружки художественной самодеятельности". Потом ее разрушили. Сейчас начали чесать в затылке. Но закон "О дополнительном образовании", который мог бы способствовать возрождению этой системы, был отклонен Б.Ельциным: "нет денег".

"Каскад" - часть Российского оборонного спортивно-технического общества, которое переняло у знаменитого ДОСААФ традиции подготовки специалистов для вооруженных сил. С большим трудом удалось отстоять эту систему вообще. В РОСТО до сих пор недобрым словом поминают г-на Чубайса, который в бытность его хозяином всего федерального имущества с полным пренебрежением к закону пытался отобрать у РОСТО его законную собственность, перешедшую от ДОСААФ. Понадобилось более 100 судебных исков, чтобы защититься от наглого грабежа "реформаторов". И после этого у Чубайса и ему подобных еще поворачивается язык говорить о неприкосновенности частной собственности.

В свое время Ельцин отклонил и закон "О РОСТО" - тоже нет денег. На строительство новых колоний для несовершеннолетних деньги находятся. А вот на то, чтобы мальчишки шли не в тюрьмы, а в военные училища - денег нет. Подростка буквально выталкивают на улицу (хотя не намного лучше, если он останется дома, ибо нынешнее телевидение можно смело назвать школой для убийц).

РОСТО должен наконец, получить статус организации, которая делает большое государственное дело. А так многочисленные контролирующие органы воспринимают РОСТО как обычную коммерческую организацию. Поэтому и налоговое бремя такое, что отшибает желание заниматься подготовкой, например, шоферов, хотя РОСТО готовит для армии более 100 тысяч шоферов ежегодно. фактически полностью закрывая потребность в водителях.

Клуб "Каскад" - это очень ценный опыт. Недаром его деятельностью приезжали интересоваться телекампании ряда западных стран. Убежден, что опыт "Каскада" будет в самом ближайшем времени востребован и в нашей стране. Возрождение духа патриотизма в России внушает в этом смысле немалый оптимизм.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList