Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.07.2001 00:49 | Совраска | Администратор

В XXI ВЕК НА... КОЛЕСНОМ ПАРАХОДЕ

Речь идет о колесном пароходе "Н.В. Гоголь" -- дедушке речного флота России. Судну в этом году исполнилось... 90 лет.

Удивительная судьба у колесника. Заложено судно было в 1910 году по заказу Северного пароходного общества "Котлас-Архангельск--Мурман" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Пароход построили по последнему слову техники того периода: здесь имелись паровой штурвал и машинный телеграф. Уже в 1911 году -- вот как здорово умели работать российские корабелы -- "Н.В. Гоголь" начал свою первую навигацию на линии Вологда--Архангельск и других направлениях, связанных судоходством по красавице Северной Двине.

Классное это было судно. На нем с удовольствием путешествовали и фабриканты, и куппы, и люди рангом пониже. А какой богатой здесь была библиотека -- большинство книг в прекрасных переплетах.

Навигация для колесника длилась в основном до 1 октября, ходил он на дровах, которых в сутки использовал до 40 кубометров.

В 1918 году "Н.В. Гоголь" был национализирован Советской властью и стал служить рабоче-крестьянскому государству. В годы гражданской войны пароход находился в распоряжении известного на Севере большевика П.Ф. Виноградова, выполняя такие задачи, как доставка из тыла к месту боев с белогвардейцами и интервентами пополнения, боеприпасов, продовольствия, а затем стал плавгоспиталем. Именно этот пароход и доставил в г. Котлас для отправки в Петроград тело погибшего в бою под Двинским Березником П.Ф. Виноградова.

После гражданской войны судно снова занималось грузопассажирскими перевозками и в 1939 году встало на первый капитальный ремонт в Великом Устюге. У колесника заменили корпус, который заметно удлинили. Паровые котлы и машину перенесли в новую часть корпуса. Отремонтированное судно 2 августа 1941 года вышло в 31 навигацию. И снова -- грузы, пассажиры, плавгоспиталь.

Устав от войны, "Н.В. Гоголь" требовал нового капремонта, который он с оценкой "хорошо" получил опять же на судоверфи Великого Устюга в канун 50-х годов. Пароход с дров перешел на мазутное топливо.

Шло время. На просторах Северной Двины появились новые скоростные суда, постепенно вытеснившие с пассажирских линий колесники Северного речного пароходства. Ушли с Двинского фарватера "А.И. Желябов", "М.В. Ломоносов", "Степан Разин"... Их списали за ненадобностью. Такая судьба ждала и пароход "Н.В. Гоголь". Но судну повезло: его приобрело Северодвинское машиностроительное предприятие "Звездочка", решившее сделать из колесника свою плавбазу отдыха. Кстати, за два года до этого вернувшее вторую жизнь первому в мире атомному ледоколу "Ленин".

В 1972-73 годах "Звездочка" отремонтировала и переоборудовала пароход. В мае 1973 года колесник вновь вышел на просторы Северной Двины в совершенно обновленном виде. За эти годы на его борту отдохнули многие десятки тысяч заводских корабелов, их дети, гости.

Быстро, словно чайка, летит время. И вот 23 года спустя судно снова потребовало капитального ремонта, за 85 лет жизни -- третьего. И "Звездочка", несмотря на сложнейшие финансовые трудности в тот период, пошла на это.

На "лечение" дедушки-колесника были привлечены лучшие инженерные и рабочие силы завода. Перед ними была поставлена задача: к 300-летию ВМФ России судно спустить на воду. Так и было сделано.

Сегодня аналогов "Н.В. Гоголю" в России, да, наверное, и в Европе нет. Про него можно смело сказать, что это суперсудно XXI века, пусть и колесное. "Н.В. Гоголь" на свой борт может принять более 50 туристов. К их услугам 30 кают, из которых 4 -- класса люкс. Здесь во время путешествия по Северной Двине можно прекрасно провести свой досуг, посетив салон отдыха, танцевальный салон, кают-компанию, бары, сауну. А во время стоянки судна у берега можно сходить в лес по грибы и ягоды, посидеть у костра или порыбачить прямо с борта.

Сегодня путешествия по Северной Двине на пароходе "Н.В. Гоголь" совершают не только заводчане и их семьи. В последние годы к этому приобщились гости из других регионов России и дальнего зарубежья. Кстати, колесник стали использовать не только как туристско-экскурсионное судно, но и как уникальное место для проведения деловых встреч, научных конференций. Так, в эту навигацию на пароходе пройдут международная конференция Поморского госуниверситета, Всероссийское совещание региональных руководителей ТВЦ... Словом, работы у экипажа парохода-ветерана, как говорят речники, выше ватерлинии. В течение лета он сделает свыше двадцати рейсов по красавице Северной Двине.

В свою 91-ю навигацию пароход "Н.В. Гоголь" от причала ФГУП "МП "Звездочка" вышел 31 мая. Семь футов под килем, старейшина речного флота России!


Анатолий ПОПОВ.


Северодвинск.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList