21.07.2001 00:49 | Совраска | Администратор
В XXI ВЕК НА... КОЛЕСНОМ ПАРАХОДЕ
Удивительная судьба у колесника. Заложено судно было в 1910 году по заказу Северного пароходного общества "Котлас-Архангельск--Мурман" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Пароход построили по последнему слову техники того периода: здесь имелись паровой штурвал и машинный телеграф. Уже в 1911 году -- вот как здорово умели работать российские корабелы -- "Н.В. Гоголь" начал свою первую навигацию на линии Вологда--Архангельск и других направлениях, связанных судоходством по красавице Северной Двине.
Классное это было судно. На нем с удовольствием путешествовали и фабриканты, и куппы, и люди рангом пониже. А какой богатой здесь была библиотека -- большинство книг в прекрасных переплетах.
Навигация для колесника длилась в основном до 1 октября, ходил он на дровах, которых в сутки использовал до 40 кубометров.
В 1918 году "Н.В. Гоголь" был национализирован Советской властью и стал служить рабоче-крестьянскому государству. В годы гражданской войны пароход находился в распоряжении известного на Севере большевика П.Ф. Виноградова, выполняя такие задачи, как доставка из тыла к месту боев с белогвардейцами и интервентами пополнения, боеприпасов, продовольствия, а затем стал плавгоспиталем. Именно этот пароход и доставил в г. Котлас для отправки в Петроград тело погибшего в бою под Двинским Березником П.Ф. Виноградова.
После гражданской войны судно снова занималось грузопассажирскими перевозками и в 1939 году встало на первый капитальный ремонт в Великом Устюге. У колесника заменили корпус, который заметно удлинили. Паровые котлы и машину перенесли в новую часть корпуса. Отремонтированное судно 2 августа 1941 года вышло в 31 навигацию. И снова -- грузы, пассажиры, плавгоспиталь.
Устав от войны, "Н.В. Гоголь" требовал нового капремонта, который он с оценкой "хорошо" получил опять же на судоверфи Великого Устюга в канун 50-х годов. Пароход с дров перешел на мазутное топливо.
Шло время. На просторах Северной Двины появились новые скоростные суда, постепенно вытеснившие с пассажирских линий колесники Северного речного пароходства. Ушли с Двинского фарватера "А.И. Желябов", "М.В. Ломоносов", "Степан Разин"... Их списали за ненадобностью. Такая судьба ждала и пароход "Н.В. Гоголь". Но судну повезло: его приобрело Северодвинское машиностроительное предприятие "Звездочка", решившее сделать из колесника свою плавбазу отдыха. Кстати, за два года до этого вернувшее вторую жизнь первому в мире атомному ледоколу "Ленин".
В 1972-73 годах "Звездочка" отремонтировала и переоборудовала пароход. В мае 1973 года колесник вновь вышел на просторы Северной Двины в совершенно обновленном виде. За эти годы на его борту отдохнули многие десятки тысяч заводских корабелов, их дети, гости.
Быстро, словно чайка, летит время. И вот 23 года спустя судно снова потребовало капитального ремонта, за 85 лет жизни -- третьего. И "Звездочка", несмотря на сложнейшие финансовые трудности в тот период, пошла на это.
На "лечение" дедушки-колесника были привлечены лучшие инженерные и рабочие силы завода. Перед ними была поставлена задача: к 300-летию ВМФ России судно спустить на воду. Так и было сделано.
Сегодня аналогов "Н.В. Гоголю" в России, да, наверное, и в Европе нет. Про него можно смело сказать, что это суперсудно XXI века, пусть и колесное. "Н.В. Гоголь" на свой борт может принять более 50 туристов. К их услугам 30 кают, из которых 4 -- класса люкс. Здесь во время путешествия по Северной Двине можно прекрасно провести свой досуг, посетив салон отдыха, танцевальный салон, кают-компанию, бары, сауну. А во время стоянки судна у берега можно сходить в лес по грибы и ягоды, посидеть у костра или порыбачить прямо с борта.
Сегодня путешествия по Северной Двине на пароходе "Н.В. Гоголь" совершают не только заводчане и их семьи. В последние годы к этому приобщились гости из других регионов России и дальнего зарубежья. Кстати, колесник стали использовать не только как туристско-экскурсионное судно, но и как уникальное место для проведения деловых встреч, научных конференций. Так, в эту навигацию на пароходе пройдут международная конференция Поморского госуниверситета, Всероссийское совещание региональных руководителей ТВЦ... Словом, работы у экипажа парохода-ветерана, как говорят речники, выше ватерлинии. В течение лета он сделает свыше двадцати рейсов по красавице Северной Двине.
В свою 91-ю навигацию пароход "Н.В. Гоголь" от причала ФГУП "МП "Звездочка" вышел 31 мая. Семь футов под килем, старейшина речного флота России!
Анатолий ПОПОВ.
Северодвинск.
blog comments powered by Disqus