02.10.2005 17:45 | Совраска | Администратор
«КОРЧАГИНА НЕ ОТМЕНЯТ НИКОГДА»
Но пришло время, когда «Как закалялась сталь» и ее автора попытались выбросить из нашей жизни. Оклеветать. Забыть. Отменить. Теперь уже можно сказать, что полностью это не удалось. Прошлогодний юбилей выдающегося советского писателя, как ни старались его замолчать, убедительно свидетельствовал о том, что в генетической памяти народа Николай Островский и Павел Корчагин живы.
Пусть пока не очень решительно, однако что-то сдвинулось в общественном сознании. Или, точнее, начинает сдвигаться. Во всяком случае к юбилею писателя после многолетнего перерыва не только вышла несколькими изданиями «Как закалялась сталь», но и выпущен трехтомник Николая Островского в знаменитом издательстве «Молодая гвардия». Прошла очень представительная научная конференция, организованная академическим Институтом мировой литературы им.А.М.Горького совместно с учебным Литературным институтом им. А.М.Горького. Серию интересных мероприятий провел Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» им.Н.А.Островского. А в школах Москвы роман «Как закалялась сталь» ввели в программы для дополнительного, факультативного изучения. Что ж, пусть пока хотя бы так — дальше может быть ведь и следующий шаг.
Но, конечно, за следующие шаги во имя возвращения нашего бесценного духовного богатства предстоит еще бороться и бороться! И вспоминать об этом богатстве и его творцах надо отнюдь не только в связи с юбилейными и прочими «круглыми» датами, а повседневно. Вот почему я и обратился к народному артисту России Владимиру Конкину, исполнившему роль Павла Корчагина в телесериале «Как закалялась сталь», который был создан более тридцати лет назад.
— Владимир Алексеевич, вы помните премьеру того фильма?
— Конечно! Это было 6 ноября 1973 года. Фильм делался замечательным режиссером Николаем Павловичем Мащенко на киностудии имени Довженко, и получилось так, что мы едва успели к 56-й годовщине Октябрьской революции. Мокрую пленку привозили со студии из Киева и прямо с поезда доставляли в Останкино, откуда она шла в эфир.
— А успех был колоссальный! Говорю вам как один из зрителей.
— Я думаю, Мащенко удалось добиться того, чего он больше всего добивался, — чтобы не было дистанции между моим героем, то есть героем Николая Островского, и современными зрителями. Ведь Павка Корчагин и его время уже тогда вроде бы принадлежали достаточно отдаленной от нас истории, а наша задача состояла в том, чтобы воспринималось всё как современность. Так же остро и живо!
Должен сказать, сам автор нам в этом очень помогал. Вот когда я особенно понял, что «Как закалялась сталь» — это книга на все времена, что она никогда не устареет, потому что нравственные проблемы, бьющиеся и кровоточащие в ней, всегда останутся для людей актуальными. Если, разумеется, люди хотят оставаться людьми.
Задел ли я своей работой зрителей за живое? Обвал почты был невероятный — письма мне приносили мешками. Не скрою, это радовало. Однако сознание большой победы прежде всего литературного материала, который стал нашей первоосновой, было у меня постоянно.
— В чем же, на ваш взгляд, сила этой первоосновы?
— Николай Островский писал (и у него это вполне получилось!) своего современника, простого, как иногда говорят, рабочего паренька, попавшего в огонь Революции и Гражданской войны. Но, оказавшись на острие таких проблем, как справедливость и несправедливость, честность и бесчестие, жизнь и смерть в конце концов, этот «простой» и вроде бы обыкновенный парень как-то очень непроизвольно обретает черты идеального героя.
А идеал, пример, образец для подражания нужен ведь людям всегда! Чтобы тянуться вверх, к небу, а не опускаться в болото и не барахтаться в грязи. Так вот, Островский сумел создать в своем романе почти идеальный образ, который вместе с тем остается абсолютно земным человеком. Как мы знаем, многое внес в своего героя от самого себя.
— Известно, что французский писатель Андре Жид, который был в Советском Союзе и посетил прикованного к постели Николая Островского, пережив настоящее потрясение, сказал: «Это ваш советский, коммунистический Иисус Христос...»
— Повод для потрясения у гостя из Франции, как и у многих других, безусловно, был. Сам я человек верующий. И вот, знаете, однажды после показа по телевидению фильма «Как закалялась сталь», когда ехал из Киева, оказался в одном вагоне с покойным ныне главой Санкт-Петербургской и Ладожской епархии владыкой Антонием. Узнав о том, кто я, он пригласил меня к себе в купе. Мы пили чай и долго беседовали о разном, в том числе о Николае Островском и его герое. Услышал я от священнослужителя высокую оценку нравственного значения их подвига.
— До телевизионного сериала, в котором снялись вы, кинематографисты дважды обращались к роману «Как закалялась сталь». Причем первая экранизация, режиссера Марка Донского, делалась в самом начале Великой Отечественной. Фильм смотрели на фронтах и в тылу, он вдохновлял советских людей на борьбу. Он и для нас, детей войны, очень много значил. Что вы знаете об исполнителе роли Павла Корчагина в этом фильме?
— К сожалению, немного. Корчагина играл актер Перест-Петренко. По-моему, эта роль осталась его единственной актерской работой. Я знаю, что тогда же молодой артист добровольцем ушел на фронт, хотя у него была бронь, и в одном из первых боев погиб. Наверное, не могло не сказаться влияние характера, который он создавал на экране. Ведь стержень его — внутренняя цельность, единство слова и дела, истинный и очень глубокий патриотизм.
— А что скажете о второй экранизации романа Островского?
— Великолепный фильм режиссеров Алова и Наумова «Павел Корчагин» произвел на меня сильнейшее впечатление. Признаюсь, я во многих местах плакал, когда смотрел. Василий Семенович Лановой, который снялся в главной роли, — изумительный артист. Не знаю, как он отнесся к моей работе, наверное, увидел в ней какие-то недостатки, но во всяком случае претензий от него я не слышал.
— Мне посчастливилось беседовать с Василием Лановым. И одним из вопросов, которые меня интересовали, было воздействие Павки Корчагина, оказанное на собственный его характер. Он говорил, что воздействие это было очень значительным. Вот и вы сказали о том же, вспомнив первого исполнителя этой роли в кино. А сами испытали влияние своего героя?
— Безусловно. Наверное, все это было не в лоб, не прямолинейно, однако в душу проникало, и след там отпечатался, по-моему, неизгладимый. Не только в сознании, но где-то глубже.
Из последующих своих работ (ведь Павка стал для меня первой ролью в кино — сразу после окончания Саратовского театрального училища) я выделяю лейтенанта Игоря Суслина в фильме «Аты-баты, шли солдаты», который идет с гранатами против фашистских танков и героически гибнет, а также Володю Шарапова в популярном телесериале «Место встречи изменить нельзя». Разное время, и характеры разные. Но, осмысливая их, невольно соизмерял с высокой планкой Корчагина. И, кстати, находилось в этих комсомольцах другого времени нечто роднящее с корчагинской чистотой и принципиальностью в лучшем смысле этого слова.
— Приведу высказывание Ланового: «Иногда меня спрашивают, как я теперь отношусь к Павке Корчагину. Отвечаю: еще лучше, в тысячу раз лучше. Потому что дай Бог каждому из вас иметь детей, которые во что-то святое верили бы так, как верило это поколение». Вы согласны с ним?
— Убежден, что Павел Корчагин нужен и сегодня, что его не удастся отменить никому и никогда.
— Однако вы же видите, что происходило в нашей стране все последние полтора десятилетия по отношению к Николаю Островскому и его герою. Если коммунист, комсомолец, — значит, гнать его. С глаз долой, из сердца — вон! Как сказал поэт, «пришли другие времена, взошли иные имена». Разве не так?
— К величайшему сожалению. В нашем сериале о Корчагине есть такая сцена. Некто бритоголовый предлагает ему «хлебное» место завскладом. А когда слышит отказ, ухмыляется: «Капризный ты товарищ». У этой сцены было и продолжение. Жухрай в разговоре с тяжко больным уже Павлом слышит от него: «Что же, Федор, в стране у нас происходит? Кругом бритоголовые расселись...» Эту фразу из фильма вырезали. Но ведь как провидчески оказалось!
Да, героями нынешнего времени стали люди, которые ничему хорошему молодежь научить не могут. Их идеал — доллар. Их представление о смысле жизни — идти напролом к личному обогащению, пускай хотя бы и через горы трупов. Таково содержание многих сериалов на сегодняшнем телевидении.
— Вам не очень интересно участвовать в них?
— Ради заработка играть разного рода «наркобаронов», «воров в законе» или «оборотней в погонах» лично я не могу. Хотя и трудно осуждать коллег: жить-то надо.
Но честно скажу, есть в душе горечь, и немалая, от чувства невостребованности. От сознания, что ни ты как личность с определенными взглядами, ни твои герои тем, кто определяет сегодняшнюю культуру и идеологию, не нужны.
Увы, такова реальность. И это, по-моему, беда нашего общества в целом, принявшего такую реальность. Беда, обернувшаяся и чудовищным расслоением на бедных и богатых, и Чечней в крови, на которой кто-то ловко греет руки, и оплеванной, разваливающейся нашей армией, и бесконечным разгулом насилия и разврата на телеэкране, откровенной пошлостью всяких эстрадных «новых русских бабок». Тут уж не до Корчагина...
— А вот в Китае, обратившись к базе той же Киевской киностудии им. Довженко, недавно сняли новый, причем самый большой телесериал «Как закалялась сталь». О чем-то, согласитесь, это говорит. Китайцам сегодня оказался необходим наш Павка!
— Да вы обратите внимание, что и Павка-то нынче для нас уже гражданин зарубежья, как ни кощунственно это звучит. По воле тех, кто развалил великий Советский Союз, он теперь вроде больше принадлежит «незалежной Украине». Мне в голову не приходило, что я «иностранец», когда пять лет жил и снимался в Киеве. А теперь и в Крыму хотят закрыть русскоязычные газеты. Кому это выгодно? Кому нужно? Только не двум нашим исконно братским, от одного корня происходящим народам.
Ну а китайцы — молодцы. Осенью прошлого года я побывал в этой стране и воочию убедился, как дорожат они всем лучшим из истории, в том числе нашей. У них «Как закалялась сталь» — по-прежнему среди наиболее издаваемых книг. И двадцатисерийный телефильм по роману Николая Островского смотрела вся страна. Если употребить расхожее слово «рейтинг», то он у этой работы оказался исключительно высоким.
— А почему, как вы думаете?
— Потому что они не разрушают, а созидают. И им нужно именно то, что созиданию способствует. Помните? «Нам песня строить и жить помогает...» Вот книга Николая Островского тоже помогает им сегодня строить и жить.
Характерный факт. В Харбине напротив гостиницы, где мы остановились, в тот день начиналось возведение высотного здания. Мы отправились в поездку по стране, а когда через неделю вернулись, здание это поднялось уже... на 32 этажа!
Вот вам темпы. Вот подъем не только этажей, но и национального духа. Я верю, у нас такое тоже возможно. Если мы вернем себе Павла Корчагина!
Беседу вел
Виктор КОЖЕМЯКО.
blog comments powered by Disqus