25.05.2005 23:16 | Совраска | Администратор
«МИНОБРАЗИНА ПИЛИТ»
Хотя министр, придя на собрание в РАН, надеялся, что его схема «рыночного» реформирования науки «проскочит». Бури ничто не предвещало. В обычном ключе прошло обсуждение доклада президента РАН Юрия Осипова о научных достижениях за 2004 год. Но когда перешли к таким приземленным темам, как финансирование и реформирование государственного сектора науки, обстановка стала накаляться. Первый сбой внес нобелевский лауреат, вице-президент РАН, академик, депутат Госдумы от фракции КПРФ Жорес Алферов. Возмущение ученого вызвал документ, который попал ему в руки уже в ходе собрания. Это был фурсенковский план «О мерах по повышению эффективности государственного сектора науки».
Министр явно не рассчитывал на утечку документа с грифом «для служебного пользования». Скрывать было что. Главная «мера» состоит в том, что государство избавляется от «избыточных» государственных функций в области науки, а также от «избыточного» имущества, связанного с исполнением этих функций. В качестве «избавления» рассматривается приватизация государственного сектора науки: акционирование с последующей продажей акций научных организаций, в частности, научно-исследовательских институтов, лабораторий, государственных научных центров, число которых запланировано свести с 58 до минимума. Прикладную науку планируется перевести на коммерческие рельсы. «Избавляться» от НИИ будут путем введения кризисного управления с последующим банкротством. Детали того, как будут банкротиться бюджетные учреждения, в «мерах» отсутствуют. Видно, Фурсенко посчитал такие уточнения излишними для документа, который и без них должен был с ходу пройти утверждение на заседании правительства 26 мая.
И тут Ж.Алферов спутал фурсенковские карты. Он «понес» документ по кочкам. Академик назвал «чушью» задуманное разграничение между фундаментальной и прикладной наукой, потому что «есть фундаментальные исследования и есть их приложения». И разоблачил лживые утверждения министра о том, что «документ был открыт для обсуждения». Фурсенко вынужден был объясняться и от волнения раскрыл немало любопытных подробностей. Согласно проекту реформирования, ученые лишаются права избирать руководство РАН. Эта функция, по мнению министра, должна перейти президенту страны, поскольку государство выделяет деньги Академии наук. Президентов отраслевых академий наук будет назначать правительство. Они же, высокопоставленные функционеры, определят, чем, когда и в каком объеме надо будет заниматься ученым. А для упрощения задачи по управлению наукой, по мнению Фурсенко, надо «слить» все 6 отраслевых академий в один «флакон». Но пока против этого возражает Минфин, озадачившийся тем, как профинансировать слитые разноуровневые структуры.
Проект вызвал у рановцев бурю эмоций. Отрицательных. По нему жестко «прошлись» академики Дмитрий Львов и Спартак Гиляев. А когда речь зашла о таком животрепещущем вопросе, как финансирование, академик Геннадий Месяц заявил, что деньги, предназначенные для научных исследований, вообще «куда-то» деваются и готов предоставить список, куда уходят деньги, которые отпускаются на науку. Тут к микрофону подскочил Фурсенко и выкрикнул: господин Месяц врет! В этот самый момент и раздался свист. Министр выдал себя. А председательствовавший С.Осипов после замешательства потребовал от свистевшего покинуть зал. Президент РАН и подумать не мог, что свистнул кто-то из титулованных. Но встал известный ученый, математик-системщик, член-корреспондент РАН Владимир Арлазаров. И правильно сделал, шумели участники собрания: это же факт очевидный, что «минобразина пилит» научные деньги.
Выявилось и другое. «Проект Фурсенко» на самом деле оказался старой идеей ельцинского периода 1996—1997 годов. Ее чуть-чуть осовременили Минэкономразвития (Г.Греф), Минфин (А.Кудрин) и Минобразования и науки (А.Фурсенко) и с одобрения президента В.Путина (верного продолжателя дела Ельцина—Гайдара—Чубайса) решили запустить в дело. Но с академиками не заладилось. Освистанный Фурсенко был посрамлен и вынужденно пошел на попятную, пообещав отложить рассмотрение проекта реформирования науки на заседании правительства 26 мая. Что, впрочем, академиков не успокоило. Они поняли: над российской наукой нависла смертельная угроза.
Происшедшее на собрании в РАН, несмотря замалчивание в СМИ, облетело всю РФ. Научный мир России охватило негодование. Терпение ученых лопнуло, и они вышли на улицы. В минувший вторник во всех крупных городах страны академики, член-корры, доктора и кандидаты наук, старшие и младшие научные сотрудники, лаборанты провели акции протеста с требованиями отставки освистанного министра Фурсенко, полноценного финансирования науки со стороны государства и проведения Всероссийского референдума по всем 17 вопросам, сформулированным КПРФ.
Свист в академической аудитории послужил сигналом для активной борьбы ученых за свои права на труд во благо государства, а не в угоду кремлевских «менеджеров», на достойную оплату труда, достойную жизнь и отмену деструктивных проектов по умертвлению науки.
Галина ПЛАТОВА.
blog comments powered by Disqus