01.02.2004 22:21 | Совраска | Администратор
МУЗА ВООРУЖЕНА И ОЧЕНЬ ОПАСНА
Сюжетец до наивности прост: девушка-москвичка опаздывает на свой поезд и оказывается вдруг совсем в другом поезде с каким-то парнем, неизвестно откуда взявшимся. Известно лишь, что он в нее, оказывается, давно влюблен и потому решается на «чудо» для нее — уговаривает какого-то типа в форме железнодорожника на отцепку вагона не «того» поезда и прицепку его к московскому, дабы его любовь проснулась в столице. Так все и происходит. И девушка, благополучно добравшаяся до заждавшейся ее бабушки под самый Новый год, вдруг спохватывается, что упустила своего друга сердца, и срочно бежит на его поиски. А друга тем временем захапывает милиция, которого она, оказывается, давно как темную личность ищет. И тут же его прямехонько доставляет в суд — для вынесения приговора. (Ах, как бы с такой же скоростью да решались у нас дела мошенников государственного полета!)
Ну девушка, конечно же, тут же «взяла след» и немедленно связалась со своим знакомым, отцом девочки, которую она некогда чем-то облагодетельствовала. И, конечно же, этот отец — очень высокий начальник — тут же звякнул по мобильнику прямехонько самому судье, который уже почти огласил приговор, и «темную личность», неизвестно за что осужденную, тут же освободили, и она мгновенно попала в объятья своей любимой.
Вот такой почти дебильный накрут телечуши, хотя ничуть не хуже такого телевульгаризма с бакалейным набором известных телезвезд, как «За двумя зайцами». Но в первом фильме за его примитивизмом все же просматривается некая истина наших дней — занятие темными делишками всякого рода — вот то единственное, что чаще всего светит молодым, полным сил парням сегодня. И это для них, повторим банальную ныне истину, становится престижнее любого честного труда. Кстати, все последние российские фильмы об этом в основном и кричат, только в разных разливах криминальных ситуаций. Сегодня вживание человека в преступный мир, свободная в нем адаптация становятся чуть ли не геройством, главной темой больших телесериалов. Вместо священнодействия советского кино — кощунстводействие нынешнего бесовства.
И напрасно любые витийства М.Швыдкого и стоящих за его спиной чиновников высокого ранга говорят о том, что заниматься в России честным бизнесом (любого масштаба) сегодня выгодно и престижно. Они так же фальшивы и надуты, как и стоящие за спиной ведущего «Культурную революцию» раскачивающиеся надутые пленочные фигурки, напоминающие, по словам Е.Вестника, «огромные презервативы».
А сколь злобствует министр культуры против нынешних людей «дна»: бездомных, беспризорников и пр., которых он тут же возводит в разряд маргиналов: «Опуститься до такого не менее безнравственно!» Это так он пристыдил на весь мир 40 миллионов людей страны, находящихся за чертой бедности, 4 млн. бомжей, 3 млн. нищих, 5—8 млн. беспризорных детей, 3 млн. уличных и привокзальных проституток и пр.
Они безнравственны... А не безнравственно лишать людей работы, права на достойную жизнь, разорять шахты, фабрики, заводы, совхозы, замораживать целые семьи, не платить долги по зарплате? Ну до таких совершенно естественных выводов швыдкие просто не допустят — ясно, что вся аудитория телевстреч и подбирается только надежная, которая копать вглубь не станет, а вширь сколько угодно. Другим, кто посмеет хотя бы спроецировать названные выше цифры на советское время, в эфире не место. Сегодня швыдкие приватизировали телеэкран так же, как приватизировали парламент угодные Путину «медведи». И нас, электорат, приватизируют вместе с уже приватизированными квартирами. Хотя пока не все поддаются и не все ахинею, несущуюся из черного ящика, принимают за чистую монету.
Возможно, какую-то часть общества таким лжепророкам западного покроя и удастся оглушить, превратить ее в безликую матрицу со стершейся памятью, свести ее многие таланты и способности к работе лишь одной коммерческой извилины ума. Но большая часть народа еще не забыла эпохи созидания, в которой жила и которая только и позволяла так многогранно и широко раскрыться ее талантам, реализовать свое природное призвание до высот профессионализма.
Не забыл ее и дядя Миша, мой знакомый, еще недавно принадлежавший к тому славному поколению советских корабелов, которым посвящена повесть «Семья Журбиных» и снят фильм, а ныне он почти человек того самого «дна» — приторговывает на рынке нехитрым товаром и живет воспоминаниями о том времени, когда его труд был в большом почете у народа и страны.
В советские годы на его родном Ленинградском морском заводе, известном во всей стране, работало более 8 тысяч человек. Сейчас, когда В.Путин и С.Иванов проявляют «заботу» об армии и флоте, на нем осталось всего 500 специалистов. Завод готовят к умышленному банкротству на потребу каким-то очередным прихватизаторам. Обо всем этом дядя Миша говорит с болью в сердце. После того как он, как и тысячи рабочих — высших специалистов, оказался за ненадобностью выброшенным за борт и приехал сюда, в Подмосковье, к заболевшей матери, он так и потерял себя как личность.
Вокруг него носятся «мерседесы», вырастают как на дрожжах виллы и особняки буржуев, тех самых, подражать которым призывают сегодня прислужники Кремля швыдкие. Никто не скажет, на какие деньги все это нахапано, но такие, как дядя Миша, уже приобрели в их глазах презрительную кличку «Шелупонь!»
Герой другого нашего боевика «Next» (в главной роли А.Абдулов) из теневого дельца превращается вдруг в честного, того самого, которого так превозносит сегодня министр культуры в своей передаче.
«Мне теперь все до фени, — говорит этот герой, — я стал нормальным буржуем». Победа над своим более хватким конкурентом возводится в ранг поступка, после которого «нормальному буржую» все равно наплевать на нищих и бедных, а уж на власть он молится — не случайно портрет президента висит в его кабинете.
Криминал жизни и криминал кино слились в экстазе. В жизни закон выброшен за борт, и в фильме герой нарушает закон столько, сколько хочет («Семейные тайны»). Спасают его, как правило, добрые вышестоящие дяди по протекции и по звонку («Тайны следствия» и другие фильмы). Вспомним недавний монолог Брынцалова в передаче «К барьеру!»: «Путин позвонил и спас мою фирму. Он для меня теперь все — царь и бог!»
Во многих сюжетах герои улиц и люди дна сгруппировались в бригады грабителей и мошенников («Бригада») и стали наглядным пособием для начинающих малолетних преступников.
Другие киноленты («Каменская») детально раскрывают им технологии изощренных убийств. Как заявил пойманный недавно маньяк, убивающий женщин в Северном округе столицы, «я стал зверем и хорошо умею только жестоко убивать».
«Я бронирован, у меня подсажено сердце Киборга», — говорит другой уголовник в «Тайнах следствия». А сколько еще выбросит таких маньяков в мир уголовщины нынешняя система?!
«...Если искусство вызывает жажду подражания порокам, вместо того чтобы отталкивать, — это ужасно», — справедливо заметил в одной из своих статей В.Розов.
Сегодня нас не только злодейски убивают в жизни, но и расстреливают наши души и сердца, стремясь перековать их в «киборгов» своим кино. Чтобы заслониться от этой черноты, мы по сто раз подряд готовы смотреть свои советские киноленты. Они о высоте духа, о подвижничестве, о предназначении человека на Земле — «Девять дней одного года» М.Ромма. Молодой ученый-физик (роль А.Баталова) ценой своей жизни открыл путь к управляемой термоядерной реакции. «Синцов свое дело сделал, и я должен сделать свое», — говорит Гусев, главный герой фильма, облученный дважды, но не бросивший своей работы.
«Что такое работа сама по себе, — говорит своей любимой другой герой, прикованный к постели в фильме «Неоконченная повесть» (С.Бондарчук) и не желающий сдаваться, — это любовь, радость и вдохновение! Только не состояние покоя!»
«Радость — это когда ты всем нужен и свои мозги можешь завести на это», — говорит сельский паренек, доморощенный изобретатель и чудак («Живите в радости» — в главной роли Л.Куравлев).
Вот такая реализация талантов сегодня не в духе лжереформаторов, которые бросают нас в стихию дикого рынка и в катаклизмы калибра всякого в полном соответствии с рецептами и интересами транснациональных корпораций, а себе уготовили райскую жизнь.
И посему изо дня в день швыдкие и стоящие за ним псевдодельцы всех рангов заволакивают нас одной-единственной идеей, которая становится чуть ли не национальной панацеей от всех зол, — пополнить класс богатых, и тогда мы все спасены. А у нас эти богатые ныне вообще даже не класс, а набор разношерстных кланов, большей частью полукриминальных и совершенно криминальных, лезущих во власть с помощью той же федеральной власти. И миф об их прижимании с помощью закона сильно преувеличен. И говорить о возможности стать на крепкие ноги сейчас честному бизнесу при целиком бесконтрольных обществе и власти — тоже миф.
В умирающей стране многие профессии стали вовсе не нужны или выхолощены до неузнаваемости, до масштабов мыслительных способностей лжереформаторов, свихнувшихся на культуре «золотого тельца». И не оттого ли полстраны (наиболее остро чувствующие свою депрофессионализацию и полнейший вакуум власти) не ходит ни на какие выборы?
Шойгу недавно предложил лишать таких людей гражданства. Вот лицо нынешних правителей, прикинувшихся демократами, — сперва укокошили свой собственный народ катками лжереформ, а теперь предлагают и вовсе выбросить их за пределы государства. Ясно, какое кино им больше всего по сердцу — любое, но только не то, которое служит социальному и гражданскому пробуждению нации.
Искусство не должно прилипать к нечистоплотным рукам финансовых воротил всех мастей, защищать лишь их узкие корпоративные интересы. Эту мысль не раз высказывал В.И. Ленин, говоря о высоком предназначении искусства кино и театра в служении народу, духовном обновлении нации.
Без стремления к этому любые попытки демократических преобразований окажутся лишь профанацией.
Только социализм, при котором в год выпускались десятки и сотни высокохудожественных фильмов, поможет возродить нашу культуру, наполнить ее истинно духовным смыслом и содержанием. Такая программа есть у коммунистов.
А. ЗАСИМОВА.
Пушкино,
Московская область.
blog comments powered by Disqus