15.01.2006 16:57 | Совраска | Администратор
НЕОПРАВДАННОЕ УСЕРДИЕ
Вчера соответствующее заявление сделала «европейская тройка» в составе министров иностранных дел Англии, Франции, Германии, которая не видит дальнейших перспектив для ведения переговоров с Ираном. Это заявление радостно поддержала Кондолиза Райс, а в начале будущей недели в Лондоне собирается экстренная встреча по иранской проблеме «европейской тройки», США, России и Китая на уровне министров иностранных дел. Западная печать не скрывает, что смысл этой встречи будет состоять в том, чтобы согласовать вопрос о введении санкций против Тегерана, для чего и требуется начать рассмотрение иранского досье в Совете Безопасности.
Позиция России в этой связи претерпевает быстрые изменения в плане сближения с позицией США. Во всяком случае С.Лавров в последние дни взял более жесткий тон в отношении Ирана и даже пустился в рассуждения о том, что для нас менее важны взаимовыгодные экономические и иные отношения с Тегераном, чем задача не допустить нарушения договора о нераспространении ядерного оружия. Хотя в Москве, безусловно, хорошо известно, что до создания ядерного оружия Ирану еще пыхтеть и пыхтеть многие годы. Кстати, хорошо знают об этом и в МАГАТЭ, однако все больше пятятся назад под массивным нажимом США и их европейских сателлитов.
В печати появились сообщения о том, будто бы российский МИД пообещал в случае обсуждения иранского вопроса на Совете Безопасности ООН воздержаться при голосовании, т.е. «пропустить» антииранскую резолюцию. Это порождает на Западе надежды, что, оставшись в одиночестве, против этой резолюции не будут сопротивляться и китайцы.
В ряде российских газет уже пошел разговор о том, что начинается подготовка к эвакуации российских граждан со строительства АЭС в Бушере, чтобы не подвергать их опасности на случай американского нападения на Иран и не позволить Тегерану использовать их в качестве «живого щита» против бомбардировок ядерных объектов в Иране. Якобы прекращены переговоры о поставках в Иран российских противовоздушных комплексов С-300, которые предназначались для прикрытия крупнейших городов и промышленных центров страны.
Судя по высказываниям хорошо информированных западных источников, военные меры против Ирана в настоящий момент еще не планируются, хотя они и «не исключаются». Если резолюция СБ ООН будет принята, то, скорее всего, она будет содержать «осуждение Ирана» за нарушения договора о нераспространении, которых он на самом деле не совершал. Об этом свидетельствуют все факты, но, как известно, когда американцам очень хочется, то факты значения не имеют. Затем может последовать запрет на поездки иранских официальных лиц и дипломатов за рубеж, введение ограничений на коммерческие сделки с ним, спортивные обмены и даже запрет на покупку иранской нефти и поставку в Иран бензина.
Расчет при этом строится на том, что чувствительный к вопросам престижа Иран может пойти на попятную. Однако уверенности на этот счет, как сообщается, нет даже в самой администрации Буша, поскольку настойчивость и упрямство персов хорошо известны. Не очень много надежд и на то, что сработают предупреждения о нанесении бомбовых ударов с воздуха или действиях спецназа против ядерных объектов в Иране, поскольку почти наверняка Иран прибегнет к ответным ударам, последствия которых трудно предсказать.
Именно поэтому основные усилия Запад сосредотачивает на том, чтобы добиться изменений в свою пользу в позициях России и Китая, чтобы нарастить давление на Иран и поставить его в полную изоляцию. И Москва, и Пекин связаны с Ираном важными коммерческими контрактами, которыми им не хотелось бы жертвовать. В этой связи надо напомнить, что за много лет до нынешнего иранского кризиса США и их натовские союзники делали все для того, чтобы сорвать или остановить крайне выгодную для России сделку по строительству АЭС в Бушере, чтобы попытаться самим занять наше место. Линия эта живет и здравствует до сих пор с той разницей, что раньше Москва посылала своих западных конкурентов подальше, а теперь г-н Лавров решил озаботиться не российскими интересами применительно к Ирану, а сохранением договора о нераспространении ядерного оружия.
В действительности важнейшим российским интересом в спорах вокруг Ирана является не спасение договора о нераспространении, которому Иран в настоящее время не угрожает, а недопущение возникновения военного конфликта в южном подбрюшье России. То, что США и их союзники могут довести дело до такого конфликта в своих попытках с помощью претензий в адрес Ирана по ядерным делам, подготовить и осуществить там очередную «цветочную» революцию, не вызывает сомнений. Обслуживать эту линию Запада не в интересах России, что и следовало бы сделать стержнем нашей позиции в вопросе об обсуждении иранского досье в ООН.
Российская дипломатия то и дело говорит, что иметь своим соседом ядерный Иран, к тому же располагающий средствами доставки ядерного оружия на большие расстояния, не выгодно. С этим можно согласиться, предоставив дело борьбы за предотвращение такой опасности нашим американским и натовским партнерам. Коль они преисполнены решимости и далее радеть на этом поприще, то, как говорится, и флаг им в руки. Россия может оказывать в этом политическую поддержку, которая, однако, ни в коем случае не должна выходить за пределы, поставившие бы под угрозу интересы собственной безопасности России на южном направлении и ее заинтересованность в сохранении и развитии тесных конструктивных и дружественных отношений с Ираном. Эти интересы нельзя передоверять и перепоручать, а тем более переуступать другим.
Б. ЛЬВОВ.
blog comments powered by Disqus