01.10.2003 03:44 | Совраска | Администратор
“Нынешнее время – плохое для поэзии”
Расул ГАМЗАТОВ
В Российской государственной библиотеке открылась книжная выставка, посвященная 80-летию выдающегося поэта. Его творческий путь — от первой небольшой книжечки на родном аварском, вышедшей в 1943 году, до восьмитомного собрания сочинений, только что выпущенного в свет московским издательством “Советский писатель” и к юбилею ставшего самым дорогим подарком автору и его читателям.
СТОИТ сказать, как называлась первая его книга: “Пламенная любовь и жгучая ненависть”. Шла великая война, и вышедшая тогда же книга его отца, народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, называлась “За Родину”. А в сборник самого Расула наряду со стихами вошла поэма “Слава, краснодонские сыны!”, посвященная подвигу молодо-гвардейцев, о котором в те дни узнала страна.
Неразрывная связь с жизнью своего Отечества и своего народа всегда была характерна для советского поэта Расула Гамзатова. Родной страной был не только Дагестан, но весь необъятный Советский Союз, родным народом — и аварцы, и все советские люди.
Выступая на открытии выставки, Р. Гамзатов выразил благодарность и признательность Ленинской библиотеке, которую назвал “Эльбрусом нашей культуры”:
— Красивый, замечательный Эльбрус! Я рад снова встретиться с ним...
Юбиляра сердечно приветствовали заместитель директора библиотеки Екатерина Никанорова, заместитель председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов Ринат Мухамадиев, поэты Валентин Сорокин, Елена Николаевская, Людмила Щипахина, Николай Переяслов и другие.
Журналисты ждали возможности задать вопросы ему самому. И хотя Расул Гамзатович еще не совсем оправился после тяжелой болезни, на ряд вопросов он ответил. Вот его оценка сегодняшнего времени, изменений, происшедших в нашей стране за последние годы:
— Те изменения, которые произошли,— в отношении поэзии – это то же самое, что с виноградом случилось, когда во время “антиалкогольной кампании” виноградные лозы резали и выкорчевывали с корнем. Сейчас в литературе точно так. Великую литературу, которую создавали годами, хотят забыть! Забыт Твардовский, забыт Симонов, забыт Фадеев. Я рад, что к нам вернулся Бунин, но не должен из-за этого уходить Горький. Я рад, что Булгаков пришел к читателям, восстановил свое доброе великое имя. Но Шолохов из-за этого не может уходить.
Сейчас положение такое, что религия, мечети, церкви соединились с государством, а литература оторвана от государства. Я сказал об этом президенту, когда он мне высокий орден вручал. Сейчас время тяжелое. От меня были оторваны писатели-братья вместе с уничтожением Советского Союза. Рад, что некоторые из них возвращаются в литературу, но многие старые совсем ушли, а новых нет. Образовалась такая пустота, которая должна заполняться.
Вот был у меня в Дагестане поэтический вечер. Мне организаторы говорят: придут сто человек, не больше. А пришли шесть тысяч! Как на футбол. То есть интерес к художественному слову проявляется. Надо дать дорогу ему.
Я спросил Расула Гамзатовича о его отношении к нынешней прессе.
— Смотря какая пресса... Информации больше стало, но опять — смотря какая информация.
Спросил, что пожелал бы он “Правде”, постоянным автором которой был многие годы.
— Оставаться верной себе.
Виктор КОЖЕМЯКО.
blog comments powered by Disqus