27.12.2005 23:12 | Совраска | Администратор
ОКЕАН и РИФЫ
Прилично прокручено информации об «Электроне» местными, центральными и зарубежными СМИ с акцентом на полную вину капитана. Но далеко не всегда силовые структуры, как модно сейчас величать «органы в погонах», оказываются правыми. Давайте разберемся. Зона Щпицбергена — зона не односторонней дислокации Норвегии. Однако годы после распада СССР — годы бездействия — сделали свое дело (не в пользу России): мы появились на море с утраченными позициями. Эти утраченные нами позиции укреплялись обычной для сопредельных морских государств практикой, и вся коммерческая деятельность под акцентом выживания быстро передислоцировалась за кордон, под полную зависимость Запада. Сформировался своеобразный однобокий рынок с функциональностью флота и сбытом рыбопродукции за рубежом, т.е. «с влиянием возможностей на океан», очень выгодной позицией современности: кто имеет «влияние на океан», тот владеет всем. «Свободного» моря с развитием научно-технического прогресса и стремительным ростом населения земного шара будет все меньше. Уже сейчас наиболее стратегические, дальнозоркие деятели во благо своего будущего, государства и народа любыми способами расширяют свои территории океанами и морями (например, намыв искусственных островов), расширяют континентальный шельф и т.д.
Представим ситуацию: на месте российского «Электрона» оказался бы американский траулер, а недалеко от него — корабль ВМС США. Наверное, понятно, что могло бы произойти, кое-кто даже орудие свое вряд ли успел бы расчехлить. Ведь американцы защищают даже отдельно взятого своего гражданина, рассматривая его составной частью своего, американского, государства, а судно — тем более... Безусловно, приди под нажимом орудия «Электрон» в порт Норвегии — быть ему конфискованным и т.д.
У меня нет помысла на конфронтацию: напряженность на море — это невыносимо, тем более для рыбопромысловиков, но давно приспело время нашему государству в лице президента и правительства «повернуться лицом к морю». Там перспективы настоящего и будущего, а морские рубежи — это не просто государственная граница и безопасность, это экономическое благополучие. Былые позиции легко сдать, но очень трудно восстановить: даже если их и удастся вернуть, надо заметить, что в современных международных условиях они будут возвращены в трансформированном виде... Почему участились случаи ареста российских траулеров норвежскими инспекционными судами? В стратегическом смысле этими противозаконными «наездами» продолжается в усиленном режиме вытеснение наших рыбопромысловых судов из традиционных рыболовных районов, подконтрольных Норвегии. Если можно так сказать, Россию постепенно приучают к тому, чтобы она просто-напросто свыклась с подобными фактами. В тактическом смысле — вынесение солидного штрафа — наказание рублем в одностороннем норвежском порядке.
Ранее, при СССР, таких «наездов» почти не было, а при наличии инцидента наше судно по требованию норвежцев заходило в их порт и ожидало суда после наложения полицейского штрафа, который сводился к нулю или десятикратно уменьшался (сейчас при изменении собственности хозяин траулера из-за «прогара» не мешает допустить длительный простой судна в ожидании суда, поэтому соглашаются на штраф).
Вполне естественно (по сценарию), имеют место и «наезды» полицейского характера одностороннего разбора. Тем самым они получают «весомый кус» на компенсацию в содержании инспекционного флота. Надо осознавать (и Запад это осознает), что богатство не только в недрах шельфа под водой, в воде, над водой. И сама вода морей-океанов — самое дорогостоящее сырье. Будущее в развитии человечества — именно за морской и океанической водой. В России же, наоборот, территории разбазариваются, уступаются, хотя даже фут (самая малая толика) утраченной территории России является непростительным стратегическим просчетом. Любая уступка территории с нашей стороны может стать на текущий момент стратегическим оплотом уже иностранного государства, обернуться против нас. Не дозволено президентам без воли народов раздавать территории. Неужели так быстро забылись уроки Аляски?
«Наезд» на «Электрон» не должен рассматриваться просто как нарушение Правил рыболовства с нашей стороны и как акт насильственного вояжа норвежских инспекторов в России (хотя инспекторам настоятельно предлагалось покинуть борт российского судна из-за их неправомочных действий; они это прекрасно осознавали, но не ушли). Он должен насторожить всех в России: мне думается, это ни что иное, как «пристрелка» норвежцев к богатым запасам углеводородного сырья Штокмановского месторождения, пока в очень выгодном для них в настоящее время положении технического и экономического потенциала. При всем этом наша соседка имеет устойчивую эксплуатационную практику в разработке и добыче, к примеру, нефти в глубинах морского дна; т.е. «напор» на активизацию влияния на свободное море очевиден и ослабляться не будет — средств для этого у нашей соседки предостаточно. Битва за морское сырье в нашу современность, превращение его в товар демонстрирует национальную мощь государства. Наши просчеты колоссальны после развала СССР. Экспорт сырья из России безумен, импорт — там мы очистили все Заокеанье и Запад от свалок залежалого товара. Не в пользу России утрачены Аляска, Крым, Порт-Артур. Сейчас Дальний Восток грабится, особенно ощутим грабеж иностранцами рыбных ресурсов и бесконечное «наводнение» российского Дальнего Востока китайцами. Это недальновидная политика. Жизнь одним днем, она еще откликнется россиянам тяжким бременем, хотя и нынче жизненный уровень россиян у пропасти... Для того чтобы урегулировать рыбный промысел в НЭЗ и островной зоне Шпицбергена, необходимо на государственном уровне во главе с МИДом основательно переработать Правила рыболовства, дополнить их, не оставляя без должного внимания ни одного параграфа, абзаца, включая трактовку параметров прилова, особенно во время промысла весенней нерестующей сельди; узаконить инспектирование российских рыбопромысловых судов норвежскими инспекторами с присутствием и участием при инспектировании российских рыбинспекторов, с равнозначными правами и обязанностями. Такое разумное действие при инспектировании исключит методы одностороннего подхода, отвратит инциденты, которые на море более ощутимы, чем на суше, ведь они в первую очередь всегда «компенсировались» здоровьем и нервной системой капитанов, которые в постоянно меняющейся ситуации выносят решения ежечасно и ежесуточно. С древних времен общеизвестна истина мореплавания для любых судов: «На суше масса умных находится во время ЧП (беды). На море капитан остается один на один с бедой, как обычно, перед ответом».
Хочется пожелать капитану Яранцеву стойкости, бодрости духа. Народ, моряки Вас, капитан, оценили по достоинству. А как известно, глас народа — глас Божий.
Нынче модно выражать мнение: «А если бы я был судьей в данном случае, как бы я поступил?» Бы, бы, а без бы? Самое разумное решение заключается в том, что «наезд» на «Электрон» имеет место при несовершенстве требований закона. Следовательно, Россия в лице МИДа на высоком уровне с МИДом Норвегии должны «отточить», обновить законодательную базу (если есть прецедент) во избежание подобного впоследствии, а дело «Электрона» закрыть не открывая. Если в чем-то и виновен капитан Яранцев, то он искупил свою вину. Повторяюсь: здоровьем, нервной системой, кровью. Инструкции, законы, правила, наставления на море писаны кровью. Это факт. А на корме — флаг России. Капитаны нужны для Родины; они исчезнут с исчезновением последнего корабля. Капитаны долго не живут.
Николай ГУЦКАЛОВ,
капитан дальнего плавания.
Мурманск.
blog comments powered by Disqus