10.08.2002 11:43 | Совраска | Администратор
"ОПЛЕВУХА"
«Помор с оленем» — так называется эта скульптурная композиция, созданная еще в середине прошлого XX века как напоминание об успехах сталинской индустриализации северного края РСФСР. Одетый в «народный зимний костюм мезенских поморов» скульптурный человек смотрит сверху вниз на суетящихся внизу маленьких людей и полон сурового монументального достоинства. Необычная шапка с длинными до плеч ушами на его голове носит смешное поморское название — «оплеуха»; такие шапки были популярны среди коренных жителей этого сурового северного края на протяжении многих столетий. Но памятник не радует коренных жителей области, называющих себя поморами, для них он символ боли и унижения их народа, принесенного в жертву индустриальной колонизации Севера.
А был ли мальчик?
«Сегодня Архангельская область — это регион, где юридически не закреплены и постоянно нарушаются права коренного населения», — считают в региональной общественной организации Национальный культурный центр «Поморское Возрождение». По мнению представителей Центра, главный областной закон — «Устав Архангельской области» — говорит лишь о правах ненцев: национальности, проживающей в соседнем с Архангельской областью субъекте Российской Федерации Ненецком автономном округе (до середины 90-х годов этот округ был частью области, а теперь вышел, что закреплено в конституции России). Права же коренной малочисленной общности поморов вовсе не упомянуты в региональном законодательстве. Получается, что поморы есть (с этим пока еще никто не спорит), но при этом их как бы уже и нет.
Сами по себе
Сегодня поморы не отделяют себя от России. Между тем вплоть до конца XX века они сохраняли свою самобытность и этническое самосознание, стремились обособиться от остальной русской культуры. Любопытно, что поморы признают себя русскими, но одновременно считали и продолжают считать свою общность совершенно самостоятельным народом. Это нашло отражение в записках Михаила Пришвина, путешествовавшего летом 1907 года по Русскому Северу и беседовавшего с коренными поморами:
— Почему же вы отделяете себя от России? — говорил я, — вы тоже русские.
— Мы не от России дышим! Впереди вода, сзади мох... Мы сами по себе, — отвечали Пришвину поморы. («За волшебным колобком. Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии». Петрозаводск. Карелия. 1987г., с. 293). В конце прошлого XX века поморы были инициаторами преобразования Архангельской области в Поморскую Республику.
Разные понятия
Формальная причина юридического нонсенса, когда существующая реально, «де-факто», этническая общность не существует «де-юре», заключается в том, что прежняя этнографическая классификация в СССР строилась на представлениях и понятиях, связанных с развитием классового общества. Поморы не были национальностью — у них исторически сложилось двойное автоотождествление: национальное — «русские» и этническое — «поморы». Советская этнография такого раздвоения не признавала. Зато его признает международное право, и с распадом СССР многие регионы поспешили воспользоваться этим правом. Этнические группы, которые в СССР не имели статуса коренного малочисленного народа, получили его в 90-х годах. Для этого нужна была лишь добрая воля региональных властей и законодательная инициатива, исходящая от местных депутатов.
Колонизация
Неформальная причина отказа архангельских региональных законодателей закрепить за поморами права коренной малочисленной этнической общности Севера лежит не в научной и не в юридической, а в экономической и политической плоскостях. Коренные народы, и это не секрет, во всем мире являются помехой для тех, кто эксплуатирует или собирается эксплуатировать природные ресурсы и территорию того или иного региона, кто разрушает экологи-ческое и природное равновесие, нарушает права местных жителей. «Там, где нет коренного народа, нет и хозяина, — цинично полагают новые «хозяева». — Нет народа — нет проблемы».
История знает немало примеров, как колонизаторы подвергали этноциду целые народы в те времена, когда не существовало международного права. Но этноцид — это не обязательно физическое уничтожение коренного населения. Можно уничтожить среду обитания, образ жизни, культуру коренного народа — и дело будет сделано.
Читайте конституцию
Поморам «не повезло»: региональная законодательная власть, состоящая, кстати, преимущественно из представителей все тех же ведомств и корпораций, которым коренное население — как кость в горле, уже более 10 лет изо всех сил противодействует поморам в реализации их прав.
Несмотря на обращения поморских общественных организаций и ученых Поморского государственного университета к областным депутатам с призывами официально признать поморов коренным народом Севера, власти никак не реагируют на это. «Поморы — не национальность, а значит, не могут иметь прав коренного населения Севера», — заявляют они.
Однако представители власти глубоко ошибаются: современная Конституция России, ориентированная на общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права, гарантирует (ст. 69 и ст. 72) равные права не только коренным национальностям, но и любым другим коренным этническим общностям.
По определению
Этническая общность — это особый, возникший исторически вид социальной группировки людей, которая может быть представлена такими образованиями, как племя, народ, народность, национальность, нация. Иначе говоря, это объединение людей на основе общих этнокультурных признаков: этнического самосознания, общей исторической судьбы, культуры, языка, религии, этнической психологии и т.д. Этнической группой является как обособленная часть этноса (группа этноса, субэтническая группа или этнографическая группа), так и общность, объединяющая несколько этносов (метаэтническая общность).
Поморы — это признанная учеными коренная этническая общность Русского Севера. В нее входят более мелкие этнографические группы — мезенские, онежские, Кольские и другие группы поморов. У поморов есть своя историческая территория, свой язык (говоря), своя культура и даже своя религия — Поморская древлеправославная церковь. Исходя из этого, отказ в предоставлении поморам прав коренного малочисленного народа Севера — это очевидное нарушение международных правовых норм, защищающих коренные этнические общности.
Вне статистики
Статья 72 Основного Закона РФ гласит: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится... защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей». Однако ни среда обитания, ни традиционный образ жизни поморов не защищены ни одним (!) из существующих в России законов. Мало того, сегодня численность коренных поморов не учитывается статистикой, а это прямое и грубейшее нарушение прав коренной малочисленной этнической общности. Кстати, и предстоящая перепись населения — так же, как и все прошлые переписи, не будет учитывать этническую общность «поморы», несмотря на наличие в переписном листе графы «К какой национальности или этнической общности вы себя относите?». Оказывается, этническая общность «поморы» просто не включена в систему кодификации предстоящей переписи! Казалось бы, чего проще ввести такой код — и вопрос будет решен. Но в России, судя по всему, проще нарушить права целого народа, чем преодолеть бюрократические барьеры.
Вне диалога
Этническую общность и права поморов более десяти лет представляет и защищает лишь одна общественная организация в России — Национальный культурный центр (НКЦ ) «Поморское Возрождение». С одной стороны, печально, что в стороне оказалась государственная власть, с другой стороны — это свидетельствует о том, что поморский вопрос рано или поздно будет решен в пользу поморов. Сегодня ни один другой общественный институт или организация не имеют того опыта и знаний по проблемам коренного поморского населения региона, какими обладают эксперты НКЦ, целенаправленно и комплексно изучающие этот вопрос на протяжении многих лет. Однако, по признанию руководства Центра, региональная власть, которая обязана была бы содействовать защите прав коренного населения, их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, всякий раз отказывается от предложений начать диалог по поморской проблеме. «Это худшая тактика властей — не реагировать на очевидное нарушение прав своих граждан», — считают в НКЦ.
Самосознание
Своей земли, традиций, культуры и прав поморы давно уже лишены. Пожалуй, последнее, что осталось у них сегодня и что сохранилось вопреки всему, — это поморское самосознание и отличительное самоназвание.
По мнению отечественной этнографической науки, «с течением времени отдельные части сформировавшейся этнической общности могут разобщиться территориально, члены ее, переселившись в другие природные, социально-экономические и политические условия, могут изменить многие стороны своей культуры и быта, даже перейти на язык другой этнической общности, однако пока у них сохраняется этническое самосознание, они принадлежат к прежней этнической общности».
Таким образом, как бы ни разрушалась среда обитания поморов, какой бы разобщающей дискриминации не подвергались в будущем представители этой этнической общности, главнейшими признаками, которые имеют значение для признания их коренных прав, являются этническое самосознание и отличительное самоназвание — «поморы».
А скульптурная композиция «помор с оленем», которую областные власти избрали своим символом, всегда будет напоминать об истинных хозяевах этого северного края.
Иван ЛЕМЕХОВ.
Поморы напомнили о себе президенту
Накануне Международного дня коренных народов — 9 августа архангельские поморы обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на сохраняющееся бесправное положение своей этнической общности.
До настоящего времени поморы, обладающие двойным автоотождествлением {национальное — русские, этническое — поморы), не имеют официального признания в государстве как реально существующая коренная этническая общность и не защищены ни одним из действующих в России законов о коренном малочисленном населении. По мнению авторов письма, в новых экономических условиях такое положение поморов ведет к исчезновению их самобытной культуры.
В своем письме коренные жители Русского Севера просят главу Российского государства защитить их права и содействовать началу уюта численности поморов в предстоящей переписи населения.
blog comments powered by Disqus