15.01.2006 16:58 | Совраска | Администратор
ОСЛЕПЛЕННЫЙ
Происшествие вызвало шок и возмущение в российском обществе. В первые же часы после случившегося сочувствие пострадавшим и самые жесткие слова осуждения прозвучали от представителей православной церкви, государственных чиновников, политиков. К месту происшествия немедленно выехали высокие чины Генеральной прокуратуры. А со срочно возвратившимся из Израиля главным раввином России Берл Лазаром встретился начальник московского ГУВД Пронин. События в синагоге обсудили и осудили депутаты Госдумы.
Преступление стало главной новостью и электронных российских СМИ, отодвинув на второй план и визит президента Путина в Казахстан, и политический кризис на Украине, и даже птичий грипп. Что же, в этом нет ничего странного или удивительного. Случай, когда на верующих нападают в храме, для России является вопиющим и экстраординарным, потому и вызвал столь острую реакцию. Россия — это же не Ближний Восток, где к подобным трагическим происшествиям, как это ни страшно звучит, привыкли, а потому и воспринимают их гораздо более спокойно.
Например, буквально на днях американские военные в Ираке штурмовали, применяя огнестрельное оружие, суннитскую мечеть Умм-аль-Кора, в результате чего были и убитые, и раненые, и арестованные. Но в Ираке в отличие от Москвы арестовали не нападавших, а тех, кто нападению подвергся. Естественно, никаких протестов со стороны Совета Европы не последовало. Это нападение на синагогу генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис называет «расистской атакой», а штурм мечети или, скажем, разрушение православных храмов и нападения на сербов в Косово, такой жгучей и немедленной реакции не вызывает.
В еврейском государстве Израиль и на оккупированных им территориях подобное также стало делом привычным. В 1994 году в Хевроне еврейский поселенец Барух Гольдштейн во время пятничной молитвы расстрелял в мечети молившихся. Тогда 56 человек было убито. В отличие от малообразованного и, судя по всему, психически не вполне здорового маргинала Копцева (к счастью, все же не ставшего убийцей), Гольдштейн был врачом, уважаемым в общине человеком, как говорят, хорошим прихожанином. После убийства полусотни арабов и собственной гибели от рук оставшихся в живых палестинцев для многих тысяч евреев он стал героем и даже святым.
И хотя официальный Израиль тогда осудил кровавое преступление, но, судя по событиям уже совсем недавним, имевшим место в ходе последней палестинской Интифады, практика обстрелов культовых учреждений, будь то мечети или христианские храмы, в которых находятся люди, стала для израильских властей делом обычным. Конечно, подобные действия оправдываются тем, что жертвы таких расправ сами, мол, виноваты, являясь террористами или их пособниками. Но ведь и Копцев нашел для себя какие-то аргументы, расправляясь с невинными людьми!
Однако естественно, что нас гораздо сильнее должно волновать то, что происходит в собственной стране, с ее гражданами. А потому из побоища в синагоге необходимо сделать выводы. Они, на мой взгляд, таковы. Никакого всеобщего антисемитизма и фашизма, тем более государственного антисемитизма, в чем уже не преминули уличить Россию, в нашей стране нет. Об этом свидетельствует реакция общества на происшедшее. Но причины для волнений есть, и весьма серьезные. Государственная политика по разжиганию национальной и религиозной розни таких стран, как США и Израиль не осуждается, даже приветствуется, а каждый акт насилия в России, пусть и со стороны безумного одиночки, объявляется проявлением русского фашизма, что оскорбляет чувства миллионов русских, чьи отцы и деды разгромили фашизм. Но эти чувства ни международные организации, защищающие права человека, ни российские правозащитники и политики в расчет не принимают, что вызывает ответную реакцию.
Дело еще и в том, что государство само создает все условия для нарастания в обществе обстановки нетерпимости и ненависти, пользуясь сомнительными «услугами» маргинализованной части молодежи.
По-моему, важен сам факт насилия над другими людьми, а где это произошло: в храме или у порога горкома партии, на рынке или в метро, и кто стал жертвой — вторично. Независимо от этого преступник должен быть установлен и справедливо наказан. Однако в стране постоянно, как это ни удивит многих, практически каждую неделю происходят нападения, например, на молодых активистов левых и оппозиционных организаций. Но даже самые громкие из них не вызывают и сотой доли реакции на преступление в московской синагоге. Это как раз стало делом уже привычным и обычным, а потому особого внимания не привлекает.
Можно ли себе представить, что, скажем, после августовского нападения на молодых левых в горкоме КПРФ (где тоже были и кровь, и получившие серьезные травмы люди) на место происшествия приезжает руководство милиции и прокуратуры, и, скажем, Пронин уверяет лидеров оппозиции, что дело будет взято под особый контроль, и все виновные наказаны? Наоборот, сразу после нападения первому заместителю председателя ЦК КПРФ Ивану Мельникову пришлось добиваться, чтобы по факту нападения было возбуждено уголовное дело. А задержанных погромщиков милиция «милостиво» отпустила.
Все это очень опасно не только для оппозиции, но и для всех, в том числе и религиозных евреев. Не поможет никакая усиленная охрана синагог, о которой сейчас объявлено, если в стране будет множество таких пригретых властью, почувствовавших вкус крови и безнаказанность, молодчиков. Это сегодня они по заказу избивают левых. А завтра появятся другие, «неофициальные» заказчики, и жертвами окажутся евреи, темнокожие, вьетнамцы — какая разница кто, раз насилие и вседозволенность вошли в привычку.
Есть и еще один аспект проблемы, пожалуй, самый важный. Как выяснилось, совершивший преступление Александр Копцев ни в каких экстремистских или политических организациях не состоял, вообще, как сказал журналистам его отец, «всех этих нацистов, экстремистов, скинхедов если и видел, то только по телевизору». Закомплексованный из-за своего физического недостатка (слепой на один глаз), недоучившийся (колледж бросил, книжек, по словам отца, не читал), переживающий из-за смерти от рака сестры, он ни друзей особых не имел, ни на работе не удерживался. Предпочитал сидеть дома и играть в компьютерные игры. «Тихий и незаметный», — так говорят о нем соседи и знакомые.
А «тихий и незаметный» жил до момента совершения преступления той жизнью, которая характерна для людей его круга. Играл в компьютерную игру Postal, суть которой — «виртуально» убить как можно больше народу любым подвернувшимся предметом. «Игрушка», говорят, крайне жестокая, в некоторых странах запрещенная. Но не в России. Зачем нынешним властям запрещать то, что приносит кому-то огромные барыши? К тому же у нас в стране свобода и демократия, каждый имеет право играть и смотреть, что ему заблагорассудится. Вот и президент Путин как-то высказался против ограничения насилия и пошлости на телевидении — востребовано, мол, людьми.
А потом юноше подвернулась под руку какая-то книга (или кто-то дал почитать). По признанию отца Копцева корреспонденту «Коммерсанта», дома у них «вообще-то книг почти нет». С тем интеллектуальным и духовным опытом, который только и может выработаться у человека, воспитанного нынешней обстановкой в стране, как разобраться, что хорошо, что плохо, что правильно, а что — нет? На вопрос, о чем книга, Саша ответил отцу, что о том, мол, как «жиды продали Россию». Ну а способ борьбы с врагами подсказали те же компьютерные игры и телевидение.
Речь не о том, чтобы оправдать преступление средой или обстоятельствами. Речь о том, что подобная среда и обстоятельства поглощают миллионы молодых россиян, а значит, и порождают преступления. И дело не только в материальной нищете, но и в нищете духовной. Впрочем, и от материальной нищеты и социальных проблем никуда не денешься. Даже когда у тебя или у твоих родителей хватает денег не только на еду, но и на компьютерные «стрелялки», на лечение или операцию, если кто-то из членов семьи тяжело заболел, хватит вряд ли. А если не хватает и на еду? Если на виду — брошенные на произвол судьбы старики, всю жизнь работавшие на забывшую их страну, и отбирающие даже их жалкие копейки государственные чиновники, то и сам начинаешь чувствовать себя ненужным. Каждый обычный россиянин, сталкивавшийся с тем же современным российским здравоохранением, знает, как сложно бывает в больнице даже с обычным питанием. А тут слышишь про «трехразовое кошерное» по спецзаказу. Но у тебя спецзаказа не будет: за тебя не заступится ни конгресс еврейских общин, ни Совет Европы. Зачем, если ты не нужен даже собственной стране?
После недавних беспорядков во Франции шло жаркое обсуждение, может ли подобное произойти в России. А почему нет, если миллионы молодых людей оказались униженными и социально отверженными? Ведь, не оправдывая юных погромщиков, во Франции искали причины происходящего именно в социальных причинах. Оттого, что в России такими отверженными становятся не только эмигранты, но и вполне «коренные» граждане всех национальностей, не легче. А потому, не изменив общественного уклада, основанного на наживе любой ценой, бесправии и нищете одних, безмерном богатстве других, бесконтрольности власти, все мы, граждане России, будем находиться в опасности. Характерно, что ни Дума, ни президент, ни другие государственные деятели, осудившие акт насилия в синагоге, менять свою политику, порождающую насилие, не намерены.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.
blog comments powered by Disqus