28.11.2002 12:05 | Совраска | Администратор
ОТ “КОЛА” ДО СОТНИ
Проходит военная реформа под надзором «смотрящего» — генерал-лейтенанта КГБ. В результате 80-тысячная (официально) армия с авиацией, танками, тяжелой артиллерией, уничтожая сотни боевиков (официально), никак не может уменьшить их число —1500 (тоже официально). С мирным населением дело уничтожения идет успешней. Но при этом оно растет (официально). Переименовав чеченскую войну с «разоружения боевиков» в «антитеррористическую операцию», удалось с благословения Буша-младшенького прикрыть ее широким крылом американского орла (между прочим, одноглавого; а еще говорят, что две головы лучше одной). Матери русских солдат плакать не перестали.
Идет банковская реформа. Офисы у банков — один шикарнее другого, но граждане предпочитают хранить деньги «в чулках». От Гайдара и Чубайса подальше.
Энергетика тоже не в стороне от реформ. Плата повышается, число домов без тепла и света увеличивается.
Ну и реформа ЖКХ идет успешно, что мы видим по ускоренному росту квартплаты и пропорциональному увеличению протекающих крыш и лопнувших труб.
Вот и до образования добрались. А как же без него? Это ведь здесь реформы дешевле всего! Переименовал школу в лицей или гимназию, институт — в академию, вот тебе и реформа! Сколько я видел реформ образования на своем веку — не пересчитать. Учился сам, водил в школу дочку, затем внуков... Скоро правнук в школу пойдет... Помню время, когда в школе были только две оценки: «уд» и «неуд». На цифры их тогда не переводили, но если перевести, то получится единица («кол») и двойка.
Запомнился мне «бригадно-кабинетный метод». Состоял он в том, что класс разбивался на бригады, занятия по предметам проходили в соответствующих кабинетах (физики, биологии и т.д.). Предмет делился на темы и изучался бригадой самостоятельно. Учитель играл роль консультанта. По истечении срока бригадир сдавал тему, а оценку получали все члены бригады. Естественно, что на уроках бригада занималась чем угодно, кроме изучения предмета. Однажды, изучив тему, которая мне надоела, я хотел сдать ее досрочно, но бригада запротестовала, а я отказался от почета быть бригадиром. На классном собрании меня единодушно осудили «за индивидуализм».
Система идиотская, но из моего поколения вышли гениальные ученые, лауреаты Нобелевских премий, врачи с мировым именем, знаменитые конструкторы, физики, химики, математики, инженеры и другие специалисты. Главное — кто хотел учиться, имел к этому возможности независимо от толщины бумажника родителей. Кто учиться не хотел, остался неучем, но, возможно, стал начальником.
Потом вводили раздельное обучение мальчиков и девочек, вводили форму, объединяли мальчиков и девочек, упразднили форму, ввели пятибалльную систему оценок, потом ликвидировали «кол», и нынешняя система, сохранив прежнее название, по существу, стала четырехбалльной. Теперь спорят о 10,12 и 100 баллах и выдают это за реформу образования.
И каждый раз трубили о повышении качества образования. Отделяя мальчиков от девочек или опять объединяя, кричали: вот теперь у нас запляшут лес и горы! И все оставалось на месте. А потом — становится хуже и хуже. Профессия _ учителя стала одной из самых низкооплачиваемых и непрестижных.
Пока руководители не поймут, что главная фигура образования — учитель, все так называемые реформы — просто художественный свист.
Учитель создает поколение. Конечно, Аристотель имел прекрасные природные данные, но вряд ли он стал бы гением веков, если бы не имел у отелем Платона. Бисмарк справедливо сказал, что битву при Садова (в 1866 году прусская армия там разгромила австрийцев) выиграл немецкий учитель.
О каких реформах образования можно вести речь, когда учителям задерживают даже их грошовую зарплату? Когда голодные учителя объявлякют голодовки, не понимая, что это не испортит аппетит жирным Гайдарам и Чубайсам.
Рефрма произойдет тогда, когда учителям повысят зарплату по меньшей мере в пять раз! Знаю, на это ответят то, что отвечают всем и всегда — нет денег! Неправда! Деньги есть! И сумма их в десятки раз превышает весь бюджет России. Только украдены они у народа и лежат в Америке, Швейцарии, на Багамах... Призвал Путин воров вернуть эти деньги в Россию в обмен на амнистию. Написал я тогда в «Совеюкой России»: «Среди воров дураков нет». И оказался прав. А пока будем отмечать знания десятками или сотнями и выдавать это за эпохальные реформы.
А.ТИЛЛЕ,
профессор МГСУ.
blog comments powered by Disqus