Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

06.01.2004 17:07 | Совраска | Администратор

О БОГОПОЗНАНИИ

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Обращается к вам православный священник. С начала перестройки я выписываю «Советскую Россию» и считаю, что она из всех светских периодических изданий ближе всего к истине по духу и по смыслу своих публикаций, за сравнительно немногими, очевидными для православного человека исключениями. В условиях современности она наиболее полно выражает квинтэссенцию (quinta essentia — «пятая сущность», нечто невидимое и самое важное) русского православного духа. Я считаю это Промыслом, даром милосердия Божия, что Он дает нам в этом отравленном ложью и лицемерием мире возможность пить от достаточно чистого источника правдивой информации, в котором все неприемлемое легко отделимо. Для тех православных, которые со мной не согласятся (а таких, я знаю, немало), поясню, что эту «пятую сущность» я вижу в реализме и в горении духа.

По поводу христианского реализма скажу только, что христиане (разумеется, настоящие христиане) в большей степени реалисты, чем материалисты, потому что духовный мир (которого не признают материалисты) — это огромная область реальности, подлежащая научно-богословскому исследованию.

По поводу горения духа. Вспоминаются слова Писания: «До ревности любит дух, живущий в нас» (Послание Иакова, IV, 5). Любить до ревности означает здесь горячо любить Истинное Благо, Бога, и ненавидеть зло, преступление воли Божией. А где ненависть, там и борьба в той или иной форме. Здесь мы имеем в виду только «ярость благородную». Горение духа — это борьба и подвиг. И еще — горячее усердие в молитве. Те, которые изведали все это на своем опыте, сравнивают душу, стремящуюся на небо в подвиге смирения сердца перед Богом и горячей молитвы, с разогретым сосудом, в который, пока он горяч, не заползает ни змея, ни скорпион. Стоит этому сосуду остыть, как в него — в песчаной пустыне — забираются гады. Отсюда вывод: чтобы гады, то есть враги видимые и невидимые, к нам не приближались, необходим с нашей стороны подвиг борьбы и труда, а прежде всего — горячей молитвы. Всякий может убедиться в этом, если вспомнит лучшие, близкие православному духу советские песни. По поводу молитвы поясню, что она прежде всего, так как ей — по нашей вере — должно быть отведено первое место, но она и выше всего, и поэтому многие приходят к ней не сразу.

Таким образом, реализм и горение духа, самопожертвование в борьбе за высшие, духовные, то есть, по сути, православные ценности, — это то главное, что роднит православных христиан, являющихся таковыми не по имени только, а на самом деле, с русским духом народной газеты «Советская Россия». Кстати, поэтому (и только поэтому!) ее дух и можно назвать русским. В лучшем смысле этого слова.

Мне не хотелось бы оставаться в стороне от обсуждения судьбоносных вопросов современности на страницах народной газеты, за которым слежу благодаря вашим публикациям, хотелось бы внести и свою лепту — идеи и предложения. Предлагаю их вашему вниманию в форме письма рядового священнослужителя Русской Православной Церкви российским коммунистам.

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Пример священника Олега Ступичкина, открытое письмо которого Геннадию Андреевичу Зюганову недавно (20 ноября с. г.) было опубликовано в «Советской России», подкрепляет мое намерение высказать и свои мысли через нашу народную газету в надежде, что уважаемая редакция сочтет их заслуживающими газетного места. Это письмо я адресую не только Геннадию Андреевичу, но и всем российским коммунистам, людям доброй воли, поскольку сознаю, что от какого-либо отдельного должностного лица, даже если это главный руководитель (как в организме от отдельного члена или органа, пусть даже самого важного), далеко не все зависит. Согласие, единомыслие, единодушие, определяемые единством цели и допускающие свободу мысли и собственное мнение, — главные условия жизнедеятельности любого общественного организма, в том числе и партии российских коммунистов. Поэтому мое письмо — это обращение к вашей свободной мысли, устремленной к высоким и, безусловно, благим целям. Постараюсь быть предельно кратким и говорить только то, что является потребностью души.

Фидель Кастро Рус, выступая в Гаване 1 мая 2003 года, помимо прочего, сказал о Кубе: «Тут не существует культа ни одного живого революционного деятеля, нет статуй, официальных фотографий, названия в его честь улиц или учреждений. Руководители — это люди, а не боги».

Высказанная Фиделем позиция кажется настолько очевидно правильной, что, когда примеряешь ее к нашей российской действительности, становится неловко за наше в этом плане полное неразумие: почему мы, русские, советские (или бывшие советские) люди — народ умный, весьма одаренный (это не самооценка: высокого мнения о способностях восточных славян был, например, немецкий автор многотомной «Всемирной истории» Оскар Йегер) — с иррациональным почтением относимся к авторитету любого руководителя или властителя наших дум и, когда он рано или поздно сменяется и происходит в какой-то мере «отрицание отрицания», шарахаемся из одной крайности в другую, как орехи в полупустой коробке? Наступаем на одни и те же грабли, позоримся перед другими народами...

Святой Димитрий Ростовский сравнивал не кающихся грешников со свиньями, которым наносят раны, отгоняя их от огорода, но они ничего не помнят и опять возвращаются на огород. Так неужели наша непамятливость — это проявление свинства, нашей особой греховности или ущербности? Ведь именно так интерпретируют факты наши недруги и смеются над нами...

Сравнивать конкретные народы по степени греховности и утверждать, например, что русские грешнее кубинцев, потому что проявляют свинство, которого не проявляют кубинцы, мы не имеем права: Господь не дал нам такого права. В Евангелии Он заповедует: «Не судите, не осуждайте...». Особенности нашего национального характера, наш менталитет (или склад мышления), наши недостатки объясняются с позиции Евангелия вполне корректно, если принять во внимание нашу многовековую историю, гражданскую и церковную.

Русский и другие православные народы нашей страны на протяжении столетий пестовала Православная Церковь. Она оказывала благотворное влияние и на другие, неправославные народы нашего государства. Она была одним из факторов (с нашей, православной точки зрения, главным фактором) формирования не только русского или российского, но и советского менталитета.

Тот, кому последнее утверждение кажется сомнительным, пусть вспомнит следующий момент из истории Великой Отечественной войны: фашисты удивлялись тому, как много среди пленных русских девушек, сохранивших девство, и невольно признавали, что народ, которому свойственна такая нравственная чистота, невозможно победить. Слова Пророка Исаии «С нами Бог» (продолжение мысли: «И поэтому мы непобедимы») относились, таким образом, не к тем, у кого они были написаны по-немецки на пряжках ремней, а к тем, которых на протяжении двух десятилетий воспитывала атеистическая советская власть. Она, правда, не только насаждала безбожие, но и всячески способствовала утверждению высоких нравственных норм, вполне созвучных евангельским заповедям, и по многим направлениям ее требования к народной нравственности и дисциплине намного превышали соответствующие требования до революции. Этого оказалось недостаточно для организации сопротивления агрессору, нужно было сознательное обращение народа и его руководителей к Богу. И мы знаем, что оно в той или иной форме и степени имело место и оказало (с нашей, духовной точки зрения) решающее влияние на исход войны.

Сопоставляя нравственный кодекс, на котором основывалось воспитание советского человека, с нравственным кодексом Библии, мы видим почти полное их соответствие, за одним очень существенным исключением: в «нравственном кодексе строителя коммунизма» отсутствуют те самые заповеди, которые в кодексе Библии выражают главную идею: «Я — Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня». И: «Кроме Меня, не бойся иного». Вот это «Кроме Меня, не бойся иного» игнорировалось и нарушалось при Советской власти. И в нарушении этого принципа корень всех наших бед.

Постараюсь пояснить и доказать свою мысль. Строгое соблюдение всех заповедей, кроме главной, способствовало острому ощущению дефицита главной. Соблюдением нравственных норм советского общества так или иначе поддерживался русский православный менталитет, «русский дух». Об этом «русском духе», который является духом апостольского христианства, Апостол Павел сказал: «Мы юроди (безумны) Христа ради» (1 Кор. IV, 10), — а в другом месте своих посланий говорит о том, что апостольская проповедь (слово о Кресте) для мира «юродство (безумие) есть». В этой связи мне вспоминается мнение молодого человека из Индии, с которым мы учились вместе в духовной школе в советское время, поразившее меня своей неожиданностью: «В России и на Украине (там, где ему пришлось побывать) все люди ненормальные». Только в Грузии, по его мнению, у людей все в порядке с головой.

Итак, о русском духе. Его главная особенность формировалась и окончательно оформилась в благодатном Лоне Православной Церкви. Эта особенность — благоговейное и — в определенном, известном смысле — иррациональное отношение к Высшему Авторитету. И вся суть дела в том, что Этот Авторитет у нашего народа был истинным, неложным. Имеется в виду Истинный Бог, через Христа и во Христе познаваемый. Полнота Богопознания возможна только в Церкви, потому что только в Церкви, в ее Таинствах, подается необходимая для правильного постижения Божества сверхъестественная помощь — благодать.

ЦЕПОЧКА рассуждений вынудила меня перейти на не понятный для тех, кто не воцерковлен, богословский язык, но я сразу перехожу к выводам, понятным и для невоцерковленных.

Итак, с нашей духовной, православной точки зрения мы видим необходимость сверхъестественной, благодатной помощи Божией для познания Высшего Авторитета и следования Ему. Эта помощь сверхъестественна, так как подается непосредственно от Бога («Без Меня не можете делать ничего» — Евангелие от Иоанна, XV, 5) и восполняет недостаток естественных способностей нашего ума. Отсюда Богопознание, познание Высшего Авторитета, Его воли, а следовательно, и служение, сознательное подчинение Ему в определенном нами смысле иррационально.

Иррациональность подчинения, характерная для русского православного духа, относится не только к Высшему Существу, к непосредственно помогающей нам несотворенной Сущности, но и к тем, кто несет апостольское служение в Церкви, к кому относятся слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает» (Ев. от Луки, X, 16), — то есть к священникам, духовным руководителям верующих. Подчиняющийся такому руководителю по заповеди Христовой, то есть, говоря современным светским языком, подчиняющийся духовному руководителю в области его компетенции, подчиняется Богу, мысль и воля Которого до конца непостижимы. Эта присущая Церкви иррациональность оставила свой отпечаток и на российском гражданском обществе (патриархальный уклад русской жизни с его «домашней церковью», благодатное помазание на царство), отпечаток, которого полностью не изгладили долгие годы государственного атеизма и который наиболее ярко проявил себя в годы правления И. В. Сталина. (Указанным обстоятельством можно объяснить тот факт, что даже враги Сталина, говоря о нем как о вожде, не могут обойтись без понятия «харизма», что в переводе означает «благодатный дар». По поводу этого замечания предчувствую возмущение некоторых читающих мое письмо. Хочу предложить им как пищу для размышления следующий исторический факт. Не Манассия, не Иоанн Грозный, а «тишайший» царь Алексей Михайлович, помазанник Божий, на заседании Государственной думы, когда были представлены свидетельства на некоего боярина, что он брал взятки за освобождение от военной службы, тут же собственноручно зарубил этого боярина саблей).

Особенность нашего национального характера, на которой я акцентировал ваше внимание, является важнейшей и первичной по отношению к другим нашим национальным особенностям. Ее происхождение, формирование в душе народа объясняется благоговейным почитанием надмирной, сверхразумной Святыни и связано с развитием таких национальных качеств, как сердечность, бескорыстие, щедрость, жертвенность. Укоренение в душе народной расчетливости, рационализма и тому подобных противоположных качеств возможно только на почве дефицита благоговения, смирения ума перед Богом.

В условиях, когда основные черты нашего национального характера уже сформировались, недостаток веры, отсутствие Истинного Бога в душе у значительной части нашего народа приводит к тому, что место Истинного Бога занимает ложный бог — идол обогащения, непостоянный человеческий авторитет... И происходит то, с чего я начал свои рассуждения, когда привел слова Фиделя Кастро.

Абсолютизация неабсолютного человеческого авторитета — это тот овраг, куда скатывается русская душа, когда ослабевает или исчезает ее стремление в горний мир, к Истинному Богу. Наверное, все-таки правы те, которые усматривают в этом глупость, которой нет у других народов. Да, наших особенных недостатков у них нет. А нет потому, что нет и особенных Божиих даров, и прежде всего дара православной веры. За то, что мы не ценим этот особый дар, мы и подвергаемся особым наказаниям, как древние евреи за отступление от Бога, служим «притчей во языцех». Я намеренно не говорю здесь о пьянстве, сквернословии, наркомании... Это уже последняя стадия. А начинается все это с маленькой Евиной ошибки: вниманием и доверием, которыми следует почитать только слова Божии, она почтила слова змия...

Я не предлагаю эти рассуждения в качестве национального самооправдания. Нам стыдно перед благоразумными кубинцами, перед всем миром. Неужели так трудно преодолеть свою склонность к обоготворению того, что изначально не может быть абсолютом, потому что несовершенно, не свободно от изъянов, пороков, заблуждений? Имею в виду человеческую природу.

Humanum est errare — человеческое (свойство) есть ошибаться. Это древнее изречение имеет силу непреложного закона. И даже в Святой Христовой Церкви мы не знаем исключений из него. Ошибаются священники, ошибаются Патриархи, ошибаются Соборы, и даже святые ошибались. Мы говорим об этом свободно и во всеуслышание, а советские, российские коммунисты боятся даже помыслить о том, что, возможно, и В. И. Ленин ошибался, причем не в некоторых только, немногих и неважных вопросах, а в вопросах принципиальных. Этот страх коммунистов иррационален, имеет религиозную природу (как здоровье одно, а болезней много, так много искажений истинной религиозности, много их различных проявлений в душах людей, даже считающих себя нерелигиозными). Он возникает на почве недостачи в человеческом кодексе моральных норм самой главной нормы: «Кроме Меня, не бойся иного».

НА ЭТОМ моменте своих умозаключений я хотел бы остановиться и особо попросить всех, кто за ними следит, воздерживаться от поспешных суждений вроде: «Понятно, куда он клонит. К ниспровержению основ». Коварства со стороны автора читатель этого письма может не бояться. Единственное, чего я себе и всем желаю в научном и богословском исследовании любого вопроса, — это объективность, беспристрастность, полное отсутствие каких-либо предубеждений. В служении единому господину по имени Его Величество Научный Факт и госпоже по имени Ее Величество Объективная Реальность могут найти общий язык мирной и плодотворной полемики представители всевозможных учений, православные христиане и неверующие коммунисты.

Объективная реальность склоняет всех нас к православной вере. Некоторые из приведенных в этом письме наблюдений являются своего рода доказательствами, подводящими непредвзятого, внимательного, вдумчивого, чуткого наблюдателя к признанию истинности нашей религиозной веры как своего рода теории, способной духовно объяснить любые проявления объективной реальности. Но это подведение к принятию учения веры не навязчиво, не принудительно. Оно совершается постольку, поскольку есть у человека первый и главный Божий дар — желание веры. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой Небесный» (посредством дара веры, желания этого дара) — Ев. от Иоанна, VI, 44. Как невозможно принудительной силой чисто научного доказательства привести каждого человека к признанию бытия Бога и того, что Он открыл людям о Себе, так невозможно представить и чисто научное обоснование отрицания Его бытия. Ленин не признавал этой принципиальной невозможности, очевидно, по причине небеспристрастного подхода. Каждый верит так, как он хочет верить. В то, что «Бога нет», можно только верить, однако Ленин утверждал это как научную истину, положив ее в основание весьма опасного по своим последствиям (в долговременной перспективе) государственного атеизма.

Атеистическое воспитание нескольких поколений советских людей, рядовых граждан и руководящих кадров, привело к постепенному ослаблению нравственных устоев нашего общества (ибо в конечном счете только «страхом Господним уклоняется всяк от зла» — Книга Премудрости, XVI, 6), к распространению в обществе опаснейшей закваски фарисейской — лицемерия. Ленин предвидел эту возможность, когда говорил: Если нас когда-нибудь что-нибудь и погубит, так это формализм и бумажная волокита... Как о фарисеях Христос сказал, что они подобны гробам раскрашенным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты, так и наше общество стало напоминать червивое яблоко или гнилой орех. Руководящие кадры, особенно на верхних ступенях иерархической лестницы (по идее — лучшие из лучших), переродились и спонтанно, когда созрели условия, произвели множество предателей и оборотней. Руководители страны в своей духовной слепоте не заметили почти не прикрытую подготовку духовной агрессии против нашего народа, а может быть, и заметили, но не оценили по достоинству степень грозящей опасности и не приняли адекватных мер. Все это привело к катастрофе, которая до сих пор продолжается и разрастается.

Случайностью или отдельными ошибками советских руководителей не объяснишь все это. Это и многое другое, списываемое на «издержки» революционных преобразований (о которых молчу), — не случайность, а закономерное следствие порочности одного из ленинских основополагающих принципов — принятия ереси безбожия в качестве одной из составляющих идейной и духовной платформы социалистического строительства. Как порочность системы образования не сразу себя проявляет, так и названный дефект идейного фундамента до конца проявил себя лишь по прошествии нескольких десятилетий.

Я не призываю к шараханью и к поливанию грязью кого бы то ни было. В Евангелии это запрещено. Ее Величество Объективная Реальность требует от нас справедливой оценки как плохого, так и хорошего в нашей отечественной истории, в истории советского периода. Эта задача будет нам по плечу только в том случае, если мы научимся говорить правду. Все, в том числе и российские коммунисты. Поэтому у меня особая просьба к Геннадию Андреевичу Зюганову. Проявите инициативу, скажите правду о недостатках идейной и духовной основы учения. НИКТО ВАС ЗА ЭТО НЕ ОСУДИТ хотя бы потому, что вопрос о бытии Бога не входит в компетенцию науки. Самые широкие слои современного общества вполне созрели для усвоения этой истины. Противиться этому могут только провокаторы, «агенты влияния», которые в доперестроечные и перестроечные годы работали на подрыв и дискредитацию советского строя, а сейчас, похоже, работают на дискредитацию патриотического движения, возглавляемого КПРФ.

Момент для того, чтобы сказать эту правду, сейчас самый подходящий. Если он будет упущен... вы сами знаете. Именно сейчас партия коммунистов должна сказать эту правду, потому что она предлагает народу свою программу выхода из кризиса. Если не сказать этой правды, все может вернуться «на круги своя», на прежний тупиковый путь. И народ чувствует эту потенциальную бесперспективность. Несмотря на протестные настроения, не проявляет избирательной активности.

Свободное и смелое слово правды обновит ряды российских коммунистов. После пережитых потрясений они, конечно, значительно обновились, но должны и впредь обновляться, потому что это признак всякого живого организма, признак жизни — обновление, обмен веществ. Обновится и все патриотическое движение.

Так как дело не в моей личности, а в моих предложениях, я не указываю своих координат. Даю только электронный адрес, на который желающие могут написать мне: fvtdd@list.ru.

Священник ВЛАДИМИР.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList