17.12.2005 15:49 | Совраска | Администратор
ПОЧЕМУ ЧУБАЙС ЗИМЫ БОИТСЯ
В зиму реформированная отрасль входит с запасами топлива на 20% ниже, чем семь лет назад, хотя за этот период производство электроэнергии выросло на 15%. Запасы гидроресурсов в Волжско-Камском каскаде сегодня на
3 куб. км меньше по сравнению со средними многолетними, что означает потерю от 1,2 до
1,5 млн. кВт мобильных мощностей и нескольких млрд. кВт/ч бестопливной электроэнергии.
Поводом для тревог, безусловно, является московская энергетическая авария в конце мая т.г., произошедшая буквально через два месяца после реформирования ОАО «Мосэнерго». Именно это событие развеяло миф менеджеров энергохолдинга об их квалификации и неуязвимости энергетики.
Катастроф подобного масштаба, когда почти на сутки остались без электроэнергии более 6 млн. человек, не было за всю российскую историю. Наибольшим сюрпризом для экспертов явилось то, что она не была внезапной и произошла в летний период при достаточных резервах мощности. Фактически в течение двух суток крупнейшая столичная энергокомпания буквально разваливалась на глазах созерцающих руководителей энергохолдинга и образованных ими новых диспетчерских, сетевых и генерирующих структур.
Подобная авария в зимний период привела бы к крупнейшей техногенной катастрофе с непредсказуемыми последствиями.
Причина также обоснована и имеет свою историю. Важнейшая отрасль после реформирования имеет мало общего с той системной организацией электроснабжения, которая более полувека надежно обеспечивала граждан и экономику России.
Более того, разработанная российскими учеными и отшлифованная практикой Система электроснабжения страны в экстремальных условиях (зимние холода, транспортные сбои в доставке топлива, засушливые сезоны) была той основой, которая позволяла демпфировать провалы других федеральных систем и коммунальных служб.
К сожалению, лоббистами российских реформ проигнорированы наш и зарубежный опыт, предупреждения специалистов. В результате в электроэнергетике не соблюдаются принципы эффективной кадровой политики и нарушены важнейшие функциональные связи.
В совете директоров РАО «ЕЭС России» многие годы позицию государства представляют экономисты одного направления. В нем отсутствуют важнейшие ведомства-потребители (Минтранс РФ, Минобрнауки РФ, Минатом РФ, Минобороны РФ, Минсельхоз РФ, Минздравсоцразвития и др.). Нет в его составе и представителей крупнейших регионов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самарская, Свердловская, Кемеровская, Тюменская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край и др.). Это противоречит мировому опыту, т.к. уничтожает оппонирующий интеллект, в результате вместо всестороннего «мозгового штурма» проблем имеем однобокий подход. Акционеры крупнейшей энергокомпании фактически лишаются обратной связи о последствиях принимаемых решений для потребителей, т.е. для тех, ради кого и осуществляются реформы.
В правлении РАО «ЕЭС России» нет управленцев-технологов с успешным опытом работы первыми руководителями крупных энергокомпаний. Исполнительный орган не мог и не занимался обеспечением системной надежности, приоритет которой отошел на одно из последних мест. При этом дорогостоящий корпоративный контроль состояния оборудования, оценивая по конечным результатам деятельности, оказался недееспособным. Так, по ОАО «Мосэнерго» за все последние годы не было ни одного случая задержки выдачи электростанциям или сетям паспортов готовности к работе в зимний период. Как видим, полная готовность оказалась полным блефом.
Потеря ответственности. Конечно, такая система «управления» не могла бы существовать, если бы не тотальная безответственность и безнаказанность. Почти ежегодно происходят серьезные отраслевые аварии (приморская, уральская, якутская, каширская, московская). Таких провалов из-за тактических и стратегических ошибок невозможно представить в компании, претендующей на эффективный менеджмент. Однако никто из первых руководителей энергохолдинга не понес за это никакого наказания.
Преобразования — это крупные риски, которые менеджмент обязан снизить, создав предварительный задел прочности. Для зимнего периода это обеспечивается запасами топлива и гидроресурсов. Однако такого положения, когда предзимние запасы топлива снизились более чем на треть, у нас еще не было. С учетом ожидаемого дефицита мощности в Москве около 2,4 млн. кВт (рост около 30%) вероятность зимних аварий чрезвычайно высока.
Разделение вертикально-интегрированных компаний (ВИК-энерго). Для потребителей риски в предстоящую зиму возрастают, т.к. впервые максимум электрических нагрузок будет обеспечивать реформированная, разделенная на многочисленные компании отрасль. Региональные энергокомпании теперь не имеют собственных диспетчерских управлений, которые переданы непосредственно Системному оператору энергохолдинга. Как показала московская авария, это ухудшило взаимодействие между диспетчерскими и техническими службами, которые обеспечивали совместную экспертизу ремонтных заявок электростанций, электрических и тепловых сетей, с точки зрения предупреждения и ликвидаций возможных отказов оборудования.
Разделение ВИК-энерго по видам бизнеса (генерация, транспорт, распределение, сбыт) привело к имущественным барьерам при прохождении диспетчерских команд в регионах, нарушило баланс прав и обязанностей, ликвидировало понятие «энергоснабжающая организация». Усложнились отношения с потребителями, что затрудняет привлечение их к устранению аварий, т.к. административный ресурс Системного оператора и многочисленных новых компаний (в Москве 14 ед.) значительно ниже, чем у бывшего энергокомплекса — ОАО «Мосэнерго».
В результате — потеря ответственности за разработку перспективных схем энергоснабжения, снижение инвестиционной привлекательности, что ставит под угрозу выполнение Энергетической стратегии страны.
В созданных Объединенных генерирующих компаниях (ОГК) объединены электростанции, разделенные тысячами километров. Такая кооперация не приводит к общим видам деятельности, дающим противозатратный эффект, но наносит тяжелый удар по многолетним хозяйственным связям.
Для ОАО «Мосэнерго» дополнительный ущерб связан с потерей 4 млн. кВт пиковой генерации областных электростанций. Это серьезно затрудняет поддержание базового режима работы городских ТЭЦ, что снижает надежность не только электро-, но и теплоснабжения десятимиллионного мегаполиса.
Создание Федеральной сетевой компании (ФСК) не вызывало бы возражений у экспертов, если бы критерии отнесения сетевых объектов к национальной сети были ограничены задачами обеспечения межсистемных и межрегиональных перетоков энергии. Однако включение в состав ФСК даже тупиковых линий электропередачи и подстанций по уровню напряжения и мощности трансформаторов не может быть оправдано, т.к. ведет к созданию «сетевого монстра», нарушающего проектную топологию сетей регионального значения. Объединение функций межрегионального транспорта энергии и внутрирегионального распределения серьезно усложняет режим работы диспетчерских служб сетевых предприятий и связанных с ними электростанций.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при реформировании электроэнергетики нарушены базовые принципы, обеспечивающие надежность и эффективность всей системы энергоснабжения. Выделение участников рынка в самостоятельные структуры ведет к нарушению целостности системы и несогласованности локальных критериев подсистем генерации, передачи и потребления соответственно — к неоднозначности глобальной целевой функции. Это неизбежно приводит к системным противоречиям и аварийным ситуациям, что подтверждено мировым опытом эксплуатации энергосистем, являющихся совокупностью взаимосвязанных технических объектов, объединенных единой целью и общим алгоритмом функционирования.
Какова позиция РАО «ЕЭС России»?
За несколько месяцев до московской аварии произошло событие, которое позволяет, как это ни парадоксально, причислить к противникам реформ... всю команду А.Б. Чубайса. За несколько месяцев до памятной аварии А.Б.Чубайс и руководители Федеральной сетевой компании и Системного оператора утвердили «Концепцию обеспечения надежности в электроэнергетике». Такого материала о рисках и неподготовленности реформ в РАО ЕЭС никогда не было.
Действительно, в Концепции прямо указывается:
— «основные проблемы в обеспечении надежности возникают из-за хозяйственного разделения участников единого технологического процесса генерации, передачи, распределения и потребления электроэнергии»;
— «анализ зарубежного опыта показывает, что рост конкуренции и экономия издержек в эксплуатации приводят к снижению резервов всех видов, влияя на надежность текущего функционирования»;
— «отсутствие стимулов для долгосрочных инвестиций создает проблему покрытия перспективного спроса, закладывая базу для снижения надежности в будущем».
В разделе надежности энергоснабжения крупных городов прямо отмечено, что «требования здесь должны быть более жесткими по отношению к зарубежным. С этих позиций «распаковка» АО-энерго в рамках реформирования требует особо тщательного подхода».
Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Руководители РАО «ЕЭС России» публично заявили о серьезных рисках при проведении либеральных реформ, которые сами агрессивно лоббировали и проводили. Их предупреждение о снижении надежности «вплоть до дезорганизации противоаварийного управления» при отнесении энергетических аварий «к наиболее разрушительным видам бедствий для национальной экономики и безопасности людей» звучит угрожающе. После московской аварии в оценке положения в отрасли лишь добавилось безысходности.
Зима наступила, и требуются неотложные меры, адекватные реальным угрозам экономике и социальной стабильности.
Исправить создавшееся положение возможно.
Для этого необходимо: срочно перейти к профессиональному управлению в энергетике, заменив существующую команду дилетантов.
Создать дополнительные запасы топлива на самые холодные месяцы первого квартала нового года.
Провести во всех сменах противоаварийные тренировки с участием крупных потребителей, администраций и коммунальных служб на случай наиболее тяжелых аварийных ситуаций.
А.Б.Чубайс пугает морозами. Между тем необходимо восстановить надежность всей системы электроснабжения.
Но для этого в первую очередь необходимо восстановить единые энергокомплексы, имеющие стратегическое значение для энергетической безопасности страны — Мосэнерго, Ленэнерго, Свердловскэнерго, Тюменьэнерго, Кузбассэнерго и другие. Считать целесообразным, чтобы блокирующим пакетом в этих компаниях распоряжались администрации субъектов РФ. Это позволит обеспечить баланс прав и ответственности за энергоснабжение в регионах; разработать программу преобразований отрасли, обеспечивающую сохранение системного подхода к надежности энергоснабжения, укрупнение на противозатратных принципах и инвестиционную привлекательность; рекомендовать вариант образования 3—5 вертикально-интегрированных компаний на базе объединенных диспетчерских управлений европейской части страны, Урала, Сибири с мощностью на уровне ведущих западных энергохолдингов.
Создать специальные советы по надежности энергоснабжения на уровне федеральных округов и регионов для обязательной экспертизы проводимых структурных преобразований, инвестиционных и инновационных программ. Укомплектовать их высококвалифицированными учеными и специалистами.
Особая задача — предотвратить старение отрасли, за что несут ответственность не только менеджеры РАО ЕЭС, но и государственные органы, регулирующие электроэнергетику.
Создать специальную структуру для контроля за целевым использованием средств энергокомпаний для обновления оборудования.
Отменить решение о продаже электростанций, так как при заниженной во много раз их стоимости это является чисто спекулятивной операцией, не решающей вопросов развития отрасли.
В.В. КУДРЯВЫЙ,
заместитель министра энергетики РФ до 2004 года, главный инженер РАО «ЕЭС России» до 1996 года, главный инженер ОАО «Мосэнерго» до 1991 года, заслуженный энергетик РФ, д-р техн. наук, профессор.
blog comments powered by Disqus