10.11.2004 21:22 | Совраска | Администратор
ПОКУШЕНИЕ
Нельзя обойти вниманием и то, что события, случившиеся в России в октябре 1917 г. не только принципиально изменили ситуацию внутри нашей страны, но и существеннейшим образом повлияли на ход всей мировой истории — и в политическом, и в социальном плане. ХХ столетие наряду с трагическими, катастрофическими событиями, которыми оно оказалось наполнено, отмечено при этом и глобальными изменениями в области социальной политики тех государств, которые традиционно принято относить к наиболее цивилизованным. С годами в этой политике возникало все больше элементов, характерных именно для социалистической системы, такие ценности, как доступность образования и медицинского обслуживания, гарантированный прожиточный минимум, не только становились все более актуальными, но и находили очевидное воплощение на практике, прежде всего в европейских странах. Именно с этим связаны те привлекательные стороны социального и экономического устройства, которые мы наблюдаем сегодня в скандинавских государствах, в Германии или во Франции. Сами немцы, французы, шведы и даже американцы не скрывают, что в вопросах обеспечения обществу социальных гарантий со стороны государства, в области образования и медицинского обслуживания они многое позаимствовали именно у советской системы, органично восприняв те самые ценности, которые в нашей стране перестали быть основополагающими в последние полтора десятилетия.
Поистине трагический парадокс состоит в том, что именно российская власть, сегодняшняя политическая верхушка той страны, чей исторический выбор, сделанный в 1917 году, повлек за собой гуманизацию социальной политики во всем цивилизованном мире, сегодня безжалостно атакует и растаптывает базовые ценности и принципы, лежавшие в основе событий, произошедших в России 87 лет назад. То обличье, которое приобрела «рыночная», «капиталистическая» модель общества в России, по своей жестокости и антигуманности не сопоставимо ни с одним из государств цивилизованного мира. Да и в тех странах, которые до недавнего времени снисходительно именовались «развивающимися» и относились к так называемому «третьему миру», сегодня найдется немного аналогов тому, что мы наблюдаем в России. По социальным параметрам, уровню коррупции и беззастенчивому политическому манипулированию обществом со стороны власти мы близки к показателям традиционно отсталых африканских стран, в то время как большая часть государств Азии и Латинской Америки теперь выглядит в этом смысле более предпочтительно, чем Россия. Это и есть результат того, что российская власть вновь вернулась к тем принципам дремучего «капитализма» в самом вульгарном его варианте, которые наша страна отвергла в начале ХХ века и от которых давно отказалась большая часть человечества. Более того, в сегодняшней России эти антигуманные принципы еще и отягощены все усугубляющейся криминализацией экономики и беспримерной алчностью бюрократии, а также безграничными возможностями легко тиражируемых идеологических манипуляций, предоставляемых телевидением, которое полностью подконтрольно политической верхушке и теснейшим образом связанной с ней «финансовой элите».
И чем дальше, тем более очевидно, что нынешней российской власти мало просто осуществлять откровенно антисоциальную политику, окончательно разрушающую основы некогда мощной отечественной экономики и науки. Она стремится вытравить из сознания народа, уничтожить даже символы, связанные с идеями справедливого и гуманного общества. Абсолютно очевидно, что именно в этом коренится причина той злобной суеты, которую в последнее время демонстрирует российская власть в связи с праздником годовщины Октябрьской революции. Кремлевская администрация незадолго до нынешнего праздника спланировала попросту отменить его начиная со следующего года и уже дала отмашку пропрезидентскому большинству в Государственной думе голосовать 10 ноября за то, чтобы годовщина революции в стране отныне никак не отмечалась.
Формально 7 ноября еще при Ельцине превратилось в так называемый «день примирения и согласия». С исторической точки зрения это, конечно, абсурдно и бесчестно, поскольку этот день для нашей страны навсегда ознаменован именно отказом народа от того, чтобы мириться и соглашаться с системой, отрицающей основополагающие человеческие права. Но ельцинскую казуистику и лукавство можно хотя бы объяснить поиском компромиссного варианта в тех условиях, когда власть отвергла в своей политике социалистические принципы, принялась за разрушение советской экономики, сохраняя при этом за обществом хотя бы символическое право на историческую память и собственное мнение. Чем же объясняется нынешний демарш путинской администрации, стремление вновь «отредактировать» календарь? Ведь окончательно отменив 7 ноября как праздник, нынешняя власть тем самым символически отменяет уже и рожденную в постсоветской России идею «примирения и согласия». Получается, что таким образом власть, стремительно преступающая одну черту допустимого за другой, сигнализирует обществу, что согласие и социальное примирение внутри страны отныне не является даже формальной ценностью. И это вполне увязывается с недавними заявлениями зам. главы президентской администрации Суркова, который в своем интервью фактически записал всех, кто не согласен с политикой Путина и его окружения, во враги народа и России и прямо заявил, что с точки зрения нынешних правителей России в обществе существуют группы граждан, «потерянных для сотрудничества» — то есть, читай, изгои, по сути дела, объявляемые вне закона. Только беспредельно наивный человек поверит в то, что чиновник такого уровня мог озвучить подобные идеи по собственной инициативе, не согласовав их предварительно в Кремле. Поэтому напрашивается очевидный вывод: власть тем самым подает гражданам, не согласным с ее политикой, и оппозиции, озвучивающей это несогласие, сигнал о том, что всякие расхождения с властью и противостояние ее инициативам, по сути, преступно. Грядущая отмена празднования 7 ноября — это лишь символический апофеоз совершаемого властью поворота в сторону окончательного ужесточения ее взаимоотношений с обществом, разговора с ним с позиции грубой силы и устрашения.
Примечательно, что планы правящей верхушки не ограничиваются 7 ноября. Одновременно предстоит и рассмотрение вопроса о 12 декабря — Дне конституции, который тоже предполагается отменить как официальный праздник. Спору нет, ельцинская конституция 1993 года выросла на крови, пролитой в результате конституционного переворота, осуществленного президентом и его окружением осенью того же года. И сама эта конституция, скоропалительно состряпанная в Кремле, оказалась во многом декоративной. И все же она формально гарантировала гражданам обеспечение хотя бы минимума их прав и свобод. Сегодня же власть, отменяющая день принятия конституции государства как праздник, опять же, подает тем самым обществу сигнал, что сама идея конституции как свода незыблемых базовых законов недостойна какого-то особого, серьезного упоминания. Практика путинской администрации красноречиво демонстрирует решимость власти действовать в обход тех норм, правил и политических гарантий, которые предусмотрены конституцией. Об этом вполне свидетельствует навязанный обществу президентом закон, который отменяет прямые выборы руководителей регионов — отныне их будет назначать президент, что в корне расходится с положениями конституции и согласуется исключительно с клановыми интересами нынешней политической верхушки. Одновременно устами питерского губернатора Валентины Матвиенко власть заявила, что якобы народу России в силу его менталитета необходим единоличный правитель, эдакий патриарх нации, то есть, в сущности, диктатор. Матвиенко, как и зам. главы администрации Сурков, разумеется, сделала такое заявление не по своей личной инициативе. В политике российских властей наметилась явная тенденция к тому, чтобы отринуть даже формальные обязательства, налагаемые на них конституцией, и навязывать народу свою волю уже откровенно диктаторскими методами. И это лишний раз говорит о том, что грядущие социально-политические «инициативы» власти могут оказаться настолько разрушительными и подрывающими хотя бы относительное спокойствие в обществе, что реализовать их можно будет только силовыми методами, с помощью жестокого подавления любого противостояния со стороны населения.
Между тем при всех диктаторских замашках нынешнего режима Путин не воспринимается не только как патриарх нации, но и просто как руководитель государства, способный гарантировать своей стране относительно безопасное будущее и более-менее приемлемую стратегию развития. Его президентство в основном ознаменовано тем, что лишь усугубило глубокие и чреватые для страны откровенно катастрофическими последствиями противоречия, созданные при Ельцине. Ельцинский режим втянул страну в чеченскую авантюру, при Путине же чеченский конфликт не только не был разрешен, но окончательно приобрел очертания затяжной войны, пламя которой распространяется все дальше по всему кавказскому региону. И эта ситуация, в сущности, уже превратила Россию в самую настоящую «горячую точку», где дамоклов меч нависает буквально над каждым — и на Кавказе, и в Москве, и в других регионах страны. По уровню напряженности, связанной с угрозой террора и втягивания страны в эпицентр масштабной региональной войны, наша страна уже приближается к Ближнему Востоку.
Ельцинский режим привел страну к частичной капитуляции перед Соединенными Штатами, к уступкам почти во всех ключевых для страны вопросах международной политики. При Путине страна не только не вернула себе хотя бы часть былого международного авторитета, не только не восстановила хотя бы некоторые из утраченных геополитических позиций, напротив, сегодня Россия уже скатилась до территориальных уступок Китаю, и недавняя инициатива Путина в этом направлении создает прецедент для аналогичных и еще более масштабных уступок другим сверхдержавам.
Если при Ельцине Россия хотя бы формально не соглашалась полностью мириться с ролью США как мирового жандарма, позволяющего силой оружия утверждать свои стратегические интересы в любой точке земного шара, попирая суверенитет других государств, то сегодня российская власть фактически приветствует такую роль американцев. Как иначе можно расценить прямую поддержку Джорджа Буша, прозвучавшую из уст Путина накануне президентских выборов в США? Ведь именно политика Буша олицетворяет те разрушительные принципы поведения Америки на международной арене, которые под предлогом «борьбы с международным терроризмом» приводят лишь к усугублению межрелигиозных и межнациональных конфликтов и дополнительно провоцируют тот самый терроризм. И любой дальновидный политик не может не понимать, что высказанная Путиным откровенная симпатия к нынешней американской администрации, фактическая солидаризация с ее политикой, вызывающей неприятие у значительной, едва ли не большей части населения планеты, оказывается вкупе с загнанной в тупик ситуацией на Северном Кавказе дополнительным провоцирующим фактором, делает Россию еще более уязвимой мишенью для международного терроризма.
Соединенные Штаты, в свою очередь, по заслугам платят Путину и всей России за оказываемую поддержку. Накануне выборов в Америке тамошние эксперты единодушно твердили в своих комментариях, что кто бы ни стал президентом США, на взаимоотношения с Россией это принципиально не повлияет, поскольку главный для американцев приоритет в этих взаимоотношениях — это гарантия бесперебойных сырьевых поставок. И такой комментарий — лучшее свидетельство главных «достижений» путинской политики, довершающей то, что было начато политикой ельцинской. Некогда великая держава, выстрадавшая в кровопролитных войнах и катастрофах первой половины прошлого века право на достойное место в мире, способная гарантировать своим гражданам уверенность в завтрашнем дне и собственной безопасности, в начале века нынешнего оказалась сведена до роли сырьевого придатка, полностью зависимого от нефтяной иглы, на которую ее посадила новая власть. И не ужас ли самой этой власти перед тем, что она сотворила, и перед тем, что рано или поздно за это все равно придется расплачиваться, заставляет ее сегодня покушаться на саму память о датах и символах, связанных с великим прошлым страны, великими идеями и стремлениями, уничтожить которые до конца все равно не удастся и в будущем? Не создает ли эта власть своими руками ситуацию, в результате которой в российском календаре может появиться новая дата, которая ознаменует собой народное возмущение против политики, презирающей коренные интересы народа, отнимающей у него веру в будущее и разделяющей страну на лишенное достойных перспектив большинство и привилегированное меньшинство?
Любовь ШВЕЦ,
депутат Государственной думы.
blog comments powered by Disqus