03.11.2004 22:00 | Совраска | Администратор
СОВЕТЫ — XXI ВЕК.ВСЕРОССИЙСКОЕ ПАРТИЙНОЕ СОБРАНИЕ
Пленум ЦК считает ключевой задачей коммунистов — звать народ к самоорганизации, самоуправлению и самозащите. У нас, в Воронеже, есть такой опыт. Как его развить?
Эти мои размышления родились под впечатлением итогов II Пленума ЦК КПРФ. Изложил наболевшее за 14 лет борьбы и стремлений к развитию рабочего движения в регионе. Мысли не бесспорные. Очень хотелось бы услышать единомышленников и оппонентов. Уверен, что может получиться полезный, нужный разговор.
В связи с известными событиями в НПСР происходит неизбежное размежевание патриотов. Впрочем, история не знает длительного продуктивного союза партий, движений, групп людей с противоположными идеологическими платформами, политическими установками. Да и впрямь трудно себе представить длительный союз коммунистов с их устремленностью к цели построения общества всеобщего равенства с убежденным монархистом, который свои классовые симпатии увековечивает в скульптурных памятниках русским монархам. Как можно представить себе вечный союз коммунистов с экономистом-рыночником С.Глазьевым, если между их идеологическими установками лежит непреодолимая пропасть. От веры Глазьева в справедливый рынок значительно больше веет маниловщиной, нежели вероятностью идеальных отношений между трудом и капиталом, между «коммерсантом»-спекулянтом и покупателем. При всей улыбчивости владельца бензоколонки у меня, вынужденного заправлять свой «жигуль» за стремительно растущие цены на бензин, никогда не появится к нему нежных чувств, как и у здравомыслящего рабочего — к директору завода, чья заработная плата отличается от заработка квалифицированного работника, как комбайн от собачьей будки.
Конечно, союз, подобный созданному НПСР, имеет право быть, а точнее, может существовать на каком-то историческом отрезке времени — скажем, под очередную выборную кампанию, против какого-то конкретного жирующего и властвующего сатрапа, но трудно прогнозировать долгосрочное сотрудничество. Именно на идеологическом, классовом антагонизме участников НПСР строит свою развальную политику в отношении этого союза правящая элита. Именно на противоположности целей борьбы зюгановцев, семигинцев и глазьевцев в недрах НПСР вызрела «пятая колонна». Предвидеть это было необходимо.
Мы помним о существовании людей вроде Саввы Морозова. Это он оказывал материальную поддержку революционерам-большевикам, а не стоял в пикетах и на митингах. В общении, в союзе с революционерами находил он приют своим патриотическим, антимонархическим взглядам. Но мы также помним, что с ним произошло, когда он увидел в отблесках нарастающего революционного пожара неизбежную гибель своего сословия.
Итак, по моему убеждению, длительный союз, подобный НПСР, невозможен. Необходим энергичный поиск иных путей для достижения цели, поставленной в программе партии коммунистов, — восстановление социалистических основ взаимоотношений в экономике, социальной сфере и, как все чаще звучит теперь со страниц левопатриотической прессы, возвращения советского народовластия. Для этого необходимо включение самых широких масс трудящихся в политическую жизнь. Необходимо объединение большинства граждан рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции для борьбы против наступления антинародного правящего режима на их социальные и политические права. А это наступление очевидно. Лишение трудового народа права на бесплатное медицинское обеспечение, образование молодежи, ликвидация льгот для инвалидов, престарелых, наконец, последовательное ущемление народа в избирательных правах. Апофеозом презрения правящего режима к демократическим положениям даже своей буржуазной, пропрезидентской конституции является принятие Государственной думой закона о фактическом запрете референдума. Кстати, для тех, кто все еще пребывает под путинским обаянием, — все антинародные законы скреплены его подписью. Именно Путин постоянно заявляет о незыблемости проводимых в России буржуазных реформ, неприкосновенности частной собственности и в первую очередь т.н. «частной собственности» обворовавших многомиллионный народ России олигархов, заграбаставших в свои руки всенародную собственность россиян в виде промышленности, предприятий, средств массовой информации и самих недр нашей Родины.
Коммунистическая партия Российской Федерации, находящаяся в жесткой оппозиции к узурпаторским деяниям правительства, Государственной «медвежьей» думы, Совета Федерации и президента, сегодня не в состоянии решить в одиночку планов по возрождению великого государства Российского, освобождения трудящихся от криминально-капиталистического ярма. Люди все больше теряют веру в скорое торжество народовластия. Повинны в этом и коммунисты. Не сбылись обещания РКРП водрузить красное знамя на здании Совета в Кремле, возродить власть народа через всероссийское вече. Не приносит ощутимых результатов и многолетняя парламентская работа КПРФ. Более того, позиции коммунистов в Государственной думе заметно ослабли. Не пронизана революционностью и деятельность коммунистов, пришедших во власть на должности губернаторов, мэров, руководителей местных законодательных структур. Почему? Да потому, что все они не в состоянии противостоять в одиночку уже созданной мощной государственной буржуазно-криминальной машине. Все силовые структуры, органы юриспруденции полностью оседланы антинародным правящим режимом, они верой и правдой служат ему. Такими же являются переформированные, прикормленные, жестко контролируемые правительством и президентом средства массовой информации. СМИ — это надежный механизм для оболванивания, промывания мозгов, разобщения и дезориентации российского общества. Широтой охвата слушательской и смотрящей аудитории левопатриотические средства печати не идут с ними ни в какое сравнение. Вкупе с широко используемым властью административным ресурсом все это дает нужный властям результат в виде подавленной, смирившейся многомиллионной толпы россиян вместо консолидированного общества. В этой ситуации наряду с неуклонно снижающимся уровнем жизни подавляющего большинства народонаселения государства Российского в выборных органах все больше «красноречивых соловьев» и «денежных мешков», а не коммунистов и патриотов, поскольку обезглавленную, деморализованную толпу — электорат — значительно проще прикупить, одурачить, припугнут
Что же делать?
Ответ на этот вопрос мы находим у Владимира Ильича Ленина. Он пишет: «Именно потому, что «толпа не наша», неразумно и неприлично кричать о «штурме» сию минуту, ибо штурм есть атака постоянного войска, а не стихийный взрыв толпы. Именно потому, что толпа может смять и стереть постоянное войско, нам обязательно необходимо «поспевать за стихийным подъемом со своей работой «внесения чрезвычайно систематической организации» в постоянное войско, ибо чем больше «поспеем мы внести такой организованности, тем более вероятно, что постоянное войско не будет смято толпой, а встанет впереди и во главе толпы.
...Проглядеть революцию всего менее рискует именно тот, кто ставит во главу угла всей своей и программы, и тактики, и организационной работы всенародную политическую агитацию...»
Безусловно, костяком такого постоянного войска в современной России являются коммунисты и левые патриоты. Но, перефразируя В.И. Ленина в его оценке значения восстания декабристов, осмелюсь сказать, что еще узок ныне круг коммунистов и беспартийных патриотов...
Значит, мы должны ширить ряды своих сторонников, разжигать интерес к своим делам и своей программе в среде широких масс трудящихся, безусловно заинтересованных в позитивном изменении нынешней социально-политической ситуации.
Да, на дворе не 1917 год. Не идет мировая война, нет вооруженных многомиллионных отрядов рабочих и крестьян. Но ныне так же льется кровь наших граждан на Кавказе и по всей стране. Гибнут люди от террористических актов, наркомании. Страна теряет по миллиону граждан ежегодно, и большинство осознает, что это результат политического и социально-экономического курса правительства и президента.
Я уверен в том, что путь к объединению, мобилизации трудящихся, истинных патриотов России лежит через создание Советов — плод революционного опыта борьбы трудящихся против деспотии в нашей стране.
Какими же, на мой взгляд, должны быть Советы?
Во-первых, нами должен быть использован исторический опыт иваново-вознесенских рабочих.
Во-вторых, некоторый опыт создания Советов накоплен и после 1991 года. Так, у нас, в Воронеже, уже в 1992 году было создано движение «Совет рабочих, крестьян, специалистов и служащих», у истоков которого стояла местная организация РКРП. Конечно, это был только эскиз к тому, к чему мы стремились при его создании.
В 1998 году нами было зарегистрировано в отделе юстиции региональное общественно-политическое движение «Союз рабочих, крестьян и интеллигенции». По своей структуре это уже было явление более понятное.
Во-первых, это союз единомышленников, объединяющий трудящихся на классовой основе, на единой идеологической платформе — борьбе за интересы человека труда, за социалистические приоритеты в экономических и социальных общественных отношениях.
Во-вторых, движение структурировалось по принципу создания Советов от областного до районных. В трудовых коллективах создавались стачкомы, забасткомы, Советы рабочих и служащих, рабочие комитеты. Такое разнообразие в названиях низовых звеньев движения не меняет их сути. Это коллективные органы руководства борьбой трудящихся за свои права в рамках конкретных заводов, фабрик, предприятий. Причем на некоторых из них подобных структур не создавалось. Но зато с областным Советом, через своих в нем представителей, сотрудничали профсоюзные комитеты, полностью поддерживающие наше движение с идеей защиты интересов своих работников, включая и политические лозунги.
Теперь движение выглядит, как серьезная самостоятельная общественно-политическая сила. В основе ее строительства лежит союз с Коммунистической партией РФ, ее региональным отделением.
Политическая партия — это инструмент политической борьбы класса за власть. При его отсутствии развитие деятельности по широкому охвату граждан, их сплочению для защиты своих интересов иллюзорно. И в нашем случае низовые партийные структуры развернули работу по вовлечению в движение широких масс трудящихся. Появились положительные результаты. Наиболее яркими из них явились следующие:
— забастовка на Воронежском заводе полупроводниковых приборов, создание одного из первых стачкомов;
— создание стачечного комитета на заводе «Электросигнал» и двухдневная забастовка рабочих и служащих по поводу более чем полугодовой задержки зарплаты.
В этом же году создан рабочий комитет на заводе «Автогенмаш». Результат — снятие директора, прямое участие рабочего комитета в организации производственного процесса на заводе.
В практику вошли митинги-пикеты в областном центре и районах области. На предприятиях председатели стачкомов и рабочкомов, активисты движения избираются в составы профсоюзных комитетов. А председатель стачечного комитета «Электросигнала» Павлов Станислав Петрович, кадровый рабочий, член областного Совета «Союз рабочих, крестьян и интеллигенции», два срока избирался в состав совета директоров предприятия. Кстати, стачком и лично его председатель Станислав Павлов внесли большой вклад в становление фактически разрушенного псевдореформами завода.
Постоянно совершенствуются формы деятельности областного Совета. Было проведено совещание с директорами шести солидных промышленных предприятий Воронежа по взаимодействию в защите интересов трудовых коллективов, материальной поддержке движения.
Состоялись выездные заседания областного Совета в НИИ «Эникмаш» и крупнейшем универмаге Черноземья «Россия».
Сыграли свою роль и несколько научно-практических конференций по вопросам совершенствования деятельности Советов в рамках нашего движения и пути развития самой идеи советизации движения трудящихся за отстаивание своих прав. В работе НПК приняли участие крупные ученые, политологи, экономисты воронежских госуниверситета, сельхозуниверситета, Лесотехнической академии, депутаты-коммунисты областной Думы, секретари ОК КПРФ.
Было установлено тесное взаимодействие с рядом отраслевых профсоюзов, в большей степени — с профсоюзом работников многострадальной радиоэлектронной промышленности.
Областной Совет рабочих, крестьян и интеллигенции преступил к формированию рабочих дружин, в задачу которых входит защита работников тех предприятий, которые попадают под силовой прессинг «новых хозяев» в условиях очередного передела собственности.
Так, на определенном этапе удалось на какое-то время оградить от посягательств трудовой коллектив НИИ «Эникмаш». Когда в Совет поступил сигнал о захвате фабрики «Промтекстиль» бандой во главе с новым обладателем приобретенного неправедными путями контрольного пакета акций, на помощь в основном женскому коллективу фабрики решением Совета были направлены рабочие дружины с «Эникмаша», Машиностроительного завода им. В.И.Ленина, «Электросигнала» числом более 50 человек. О выдвижении рабочих дружин были поставлены в известность местные власти. Сразу представители властей и РОВД, до этого момента спокойно наблюдавшие за творившимся беспределом, посетили фабрику и потребовали от захватчиков немедленно очистить территорию во избежание стычки с рабочими дружинами. Короче, к моменту, когда представители заводов прибыли к проходной «Промтекстиля», их встретила улыбающаяся председатель профкома предприятия, которой уже удалось вернуться на свое рабочее место, и теперь она встречала товарищей со словами благодарности.
В очередной раз к помощи рабочих дружин Совет прибегнул после обращения работников универмага «Россия» с просьбой защитить их от посягательств местного новорусского, который пытался силой, с помощью своей бритоголовой братии и при попустительстве властей и милиции овладеть торговым центром. Пришлось предупредить захватчиков: если они посмеют смять действующую охрану и захватить универмаг, то через 10 минут здесь будет рабочая дружина.
Желтая пресса потом посвятила не одну страницу, рассказывая, как рабочие ближайшего завода с заточками и молотками помешали новоявленному хозяину «законно» занять свое место в кресле директора торгового центра. Какими бы желчными ни были публикации, но тем не менее до решения грядущего суда работники универмага на несколько месяцев были избавлены от давления и посягательств ретивого купца.
Мы знаем: немало ярких страниц могли бы написать о деятельности своих рабочих комитетов горняки Воркуты, рабочие Калуги, Костромы и других промышленных центров России.
Вывод: если бы коммунисты — депутаты законодательных органов, «красные» губернаторы и мэры больше способствовали развитию рабочего движения, то далее, опираясь на него, могли строить свою, более независимую от правящего режима деятельность.
Главное, к чему пришли активисты общественных движений, — это к осознанию необходимости создания единого Всероссийского Совета, который возглавил бы процесс советизации протестного движения трудящихся в масштабе страны. Эта идея единодушно поддержана представителями одиннадцати регионов России на «круглом столе», проведенном в 1998 году в редакции «Советской России».
На представительном съезде был создан центральный орган рабочего движения. Но с легкой руки семигинца Г.В. Костина он не только не развернул работу, но вскоре почил в бозе.
Не согласен я с некоторыми членами ЦК нашей партии в том, что нежизнеспособность Центрального Совета трудовых коллективов и Советов на местах связана с попыткой их создания сверху. Мол, идея эта не охватила сознание широких масс. Но, товарищи! Мы же создали, точнее, возродили Коммунистическую партию. КПРФ теперь достаточно хорошо отструктурирована, имеет свои отделения в самых отдаленных местах по всей стране. Это и есть тот самый фундамент, на котором мы просто обязаны возводить здания народного самоуправления.
В работе «Задачи пролетариата в нашей революции» В.И. Ленин писал: «...чем усерднее мы примемся помогать народу строить тотчас и повсюду Советы рабочих и крестьянских депутатов, брать в их руки всю жизнь, — ...тем легче будет народу сделать выбор в пользу республики Советов, рабочих и крестьянских депутатов».
Строительство института самоорганизации масс должно быть в числе главных приоритетов всей жизни партийных организаций. Вот где коммунисты обязаны осуществить свою авангардную роль. Жизнь настойчиво диктует проведение очередного съезда трудящихся России, создания всероссийского движения «Союз рабочих, крестьян и интеллигенции», избрание Центрального, а лучше Верховного Совета «Союза РКИ».
Но сегодня, к сожалению, вопреки очень хорошим, правильным партийным установкам и решениям о необходимости работать в самой гуще народа партийные и руководящие органы все-таки главным направлениям своей деятельности исповедают парламентаризм. Активность организации повышается к моменту наступления очередной избирательной кампании. И мы наблюдаем такое явление: выращены профессиональные коммунисты-депутаты, делу организации масс отдаются по остаточному принципу. В большей степени мобилизуют коммунистов для очередного собственного избрания в следующий состав законодательного органа.
Создаваемые Советы, во главе которых должны стоять коммунисты прежде всего по убеждению, не могут замыкаться в себе. На мой взгляд, существующий под эгидой РКРП, РИК советов рабочих грешит этим. Советы должны развиваться по пути от сотрудничества с ветвями действующей власти в интересах трудящихся к контролю за решением тех или иных задач органами исполнительной власти. Работая над развитием советского движения, необходимо, повторюсь, помнить уроки нашей истории. Облеченные доверием широких масс, обретая опыт организаторской деятельности, развиваясь до уровня самостоятельного разрешения социальных проблем, они должны подойти к тому моменту, когда мы будем в состоянии заявить: «Вся власть — Советам!».
Б.НОВИКОВ,
член Воронежского ОК КПРФ,
председатель КРК
Воронежского регионального ОПД «Союз РКИ».
--------------------------------------------------------------------------------
В оглавление номера
blog comments powered by Disqus