03.11.2004 21:55 | Совраска | Администратор
ОШАРОНЕНЫ
Они говорят
Выборы в Белоруссии, на Украине и в Америке, война в Ираке, землетрясения в Японии и другие громкие события затмили зону палестино-израильского конфликта. А там происходили очень важные события. Несколько дней назад премьер-министр Израиля А.Шарон провел через парламент решение об уходе израильских войск из одного из основных районов Палестины — сектора Газа на границе с Египтом — с одновременной ликвидацией там нескольких израильских поселений.
Этот план расколол израильское общество, вызвал бурное негодование правых и десятков тысяч израильтян, живущих в поселениях на оккупированных палестинских землях. Поселенцы опасаются, что им тоже придется уходить. Но план Шарона на самом деле — это план увековечивания израильской оккупации основной массы палестинских территорий за счет незначительных уступок (общее число поселенцев, которым придется уйти — чуть больше 9 тысяч человек).
Замысел Шарона фактически срывает многолетние международные усилия по политическому урегулированию конфликта и созданию независимого палестинского государства. Никакого успокоения и мира на Ближнем Востоке этот план не принесет. Он лишь усугубит противостояние там. Об этом предельно откровенно говорит один из ведущих журналистов США Томас Фридман в статье, недавно опубликованной в респектабельной газете «Нью-Йорк таймс». Разумеется, отчасти резкие оценки Т.Фридмана объясняются накалом избирательной кампании, в которой газета «Нью-Йорк таймс» выступает за кандидата — демократа Кэрри и против Буша. Но само по себе появление такой статьи свидетельствует, что опасность продолжающегося арабо-израильского конфликта для интересов Америки осознается и теми силами, которые обычно причисляются к сторонникам Израиля в США.
«Евреи, Израиль и Америка»
Томас Фридман,
«Нью-Йорк таймс», 25 октября 2004 г.
«Я недавно разговаривал о настроениях в Ираке со Скоттом Пелли из новостной программы Си-би-эс «60 минут». Он только что вернулся оттуда, где снимал репортаж, и он сообщил мне нечто тревожное. Скотт вышел на улицу и начал спрашивать иракцев, как они называют американских солдат. Его интересовало, есть ли у американцев какая-то кличка, типа того как солдаты США называли фашистов «краутами» (пожирателями кислой капусты — прим. переводчика) или вьетконговцев называли «Чарли». И что же он обнаружил? «Многие иракцы испытывают такое сильное недоверие к американцам, что, как мы выяснили, они придумали кличку для наших солдат», — сказал Скотт. «Они называют американских солдат «евреями». Ну например, «не ходите по этой улице, ибо евреи установили там блокпост».
Я не знаю, насколько распространенной является эта кличка. Но меня не удивляет, что некоторые иракцы думают именно таким образом. Наша разъяснительная работа с иракцами с того времени, как там появились американцы, была настолько слабой, что многие иракцы по-прежнему не знают, что такое Соединенные Штаты и почему они пришли сюда. Но такие разговоры также указывают на тенденцию в арабских СМИ, согласно которой если хотят кого-то назвать незаконным, его просто называют «евреем». Эта тенденция получила особенно широкое распространение после 11 сентября 2001 года. Сейчас можно обнаружить постоянно усиливающееся мнение в арабо-мусульманском мире, что главным врагом ислама является ЕИА — «евреи, Израиль и Америка», слепленные вместе в виде единой угрозы.
Эту широкую тенденцию раздувают арабские спутниковые телеканалы, которые намеренно показывают кадры израильтян, наносящих удары по палестинцам, и американских войск, наносящих удары по иракским повстанцам. Эта тенденция также поддерживается некоторыми мусульманскими проповедниками, которые пытаются объяснить все беды арабского мира, завертывая все происки Сатаны в упаковку ЕИА. Эта тенденция укрепляется и провальным подходом команды Буша к арабо-израильскому конфликту, который заключается в том, чтобы говорить правду только Ясиру Арафату и сжимать Ариэля Шарона в объятиях так крепко, что невозможно установить, где кончается политика США и где начинается политика Шарона.
Эта тенденция расползается в виде метастазов из центра арабо-израильского конфликта, через мусульманский мир в Европу. И этому нет быстрого решения. Одна из вещей, которую мог бы сделать Израиль, это приложить дополнительные усилия, чтобы разрядить конфликт с палестинцами и лишить арабскую прессу «сырья», которое подпитывает этот феномен. Не потому, что виновником конфликта является Израиль — он им не является, но потому, что Израиль имеет особенно сильную потребность в выковывании партнерства с Палестинской администрацией и в устранении этого ядовитого представления из телеэфира.
Это выводит нас на голосование в израильском парламенте на этой неделе по вопросу о плане Шарона об одностороннем уходе из сектора Газа. Шарон — человек правых убеждений — в конце концов осознал демографическую угрозу, которую Газа представляет для Израиля и хочет уйти оттуда. Ему противостоят израильские крайне правые — этакая еврейская Хезболла (одна из радикальных арабских партий — прим. переводчика). Эти силы включают в себя раввинов из числа поселенцев, которые призывают солдат не выполнять приказы, а также подмигиванием и кивками головой дают понять, что если кто-то ликвидирует Шарона, то он будет действовать по воле Бога. В этой борьбе между еврейскими фанатиками и Шароном мы должны принять сторону Шарона. Эти раввины-поселенцы — пятно на еврейском народе.
Но в борьбе между Шароном и здравым смыслом Америка должна быть на стороне здравого смысла. Покойный Ицхак Рабин хотел отделаться от Газы для того, чтобы достичь мира с палестинцами, ибо он понимал опасность «евреев, Израиля и Америки», смешиваемых вместе в ядерный век. Рабин знал, что никакое мирное соглашение не откликнется в арабо-мусульманском мире, если у него не будет признанного палестинского партнера. Шарон же, по-видимому, хочет выбраться из Газы, чтобы достичь мира с евреями. Его помощники ясно заявили, что он уходит из Газы, чтобы еще прочнее укрепить позиции на Восточном Берегу и сохранить там еврейские поселения.
Столкнувшись с этим планом, команда Буша молчит. Отчасти оттого, что палестинцы продолжают считать Арафата своим лидером, хотя его политика привела их к разрухе, — поэтому Америке нечего предложить Израилю. И это отчасти оттого, что команда Буша, которая столь слаба в дипломатии, никогда не имела достаточной энергии или изобретательности, чтобы создать альтернативу Арафату. В результате: план Шарона уйти из Газы, чтобы установить контроль над Восточным берегом, возможно победит. Но если это произойдет, то «евреи, Израиль и Америка» будут связаны вместе еще плотнее в качестве врагов арабов и мусульман».
blog comments powered by Disqus