21.09.2005 21:45 | Совраска | Администратор
ПРИКАЗАНО "ЗАМОТАТЬ"
Законопроект вносился на волне предвыборной борьбы в нынешнюю Госдуму. Некоторым депутатам, в том числе и от «Единой России», очень хотелось предстать «белыми» и «пушистыми» в глазах электората. Такая пикантная тема, как усиление роли декоративного российского парламента, обычно привлекает внимание СМИ и общественности. И на волне этого интереса небескорыстные законотворцы произнесли тогда заготовленные «звонкие» спичи, удачно засветились на телеэкранах. Законопроект сослужил им верную службу на выборах. Но после них был задвинут на два года в самый долгий ящик Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству (председатель — «единоросс» Владимир Плигин, уроженец д. Игнатово Междуреченского района Вологодской области, член генерального совета партии «Единая Россия», в Думу вошел по партийному списку).
Когда пришло время очистить комитетские ящики от завалов, пришлось вынуть предвыборный законопроект с тем, чтобы, как полагается по регламенту, на заседании Госдумы снять его навсегда. Нашлась и удобная формулировка: в законопроекте «не решен вопрос о соотношении парламентского расследования и уголовного судопроизводства», а концепция его «не содержит четкого решения вопросов о предмете правового расследования». Комитет (из 11 членов только 3 высказали альтернативное мнение, это депутат от КПРФ и 2 независимых) выразил особую обеспокоенность положением законопроекта, предусматривающим «проведение парламентских расследований в отношении судей, прокуроров, руководителей Счетной платы, уполномоченного по правам человека, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Банка России в связи с совершением указанными лицами действий, несовместимых с их статусом». Принципиальных возражений против «перечня лиц», как признался Плигин, у комитета нет, но вот «введение правового механизма парламентских расследований против них повлечет тьму дополнений в другие законы, касающиеся статуса этих лиц. Без них правовые последствия расследований останутся неясными.
Позиция «Единой России» высветилась с предельной ясностью. Не имея никаких весомых аргументов против законопроекта, и все перечисленные комитетом изъяны вполне поддавались устранению поправками, заготовленными депутатами, Плигин клялся с трибуны, что якобы президент вот-вот внесет свой законопроект на ту же тему. Почему президент столько лет медлит, и что мешает главе государства разобраться с «перечнем лиц», Плигин не знает. Но намекнул, что лучше не углубляться в дебри парламентских расследований и не ссылаться на утверждения западной пропаганды, что РФ является самой коррумпированной страной. Тут Плигин продемонстрировал свой «патриотизм», отметив, что «эта оценка носит оскорбительный характер для наших граждан».
Забыв, однако, что наших граждан еще больше оскорбляют действия парламентского большинства, которое служит не их интересам, а кучке министров, возразил «единороссу» О.Смолин. «Российский парламент лишен многих элементарных функций, доступных парламентам других цивилизованных стран, в том числе функций парламентского контроля и расследования. Нынешнюю Конституцию РФ списали не то с французской, не то с латиноамериканской. В итоге основной закон можно изложить в двух статьях: первая — президент всегда прав, вторая — если президент не прав, смотри статью первую. Вот и сейчас говорят, законопроект нехороший, его невозможно доработать, надо ждать, когда президент пришлет лучший. Что ж, недостатки законопроекта не увидели, когда принимали 2 года назад? И почему он за такое длительное время не поддался улучшению? В него можно внести любые поправки. Я с грустью думаю о том, что мы чуть ли не единственный парламент в мире, который ведет себя, как унтер-офицерская вдова, при каждом удобном случае стремится себя высечь», — возмутился О.Смолин и призвал депутатов, которые хотели бы иметь полноценный парламент, не соглашаться с мнением комитета.
Позицию О.Смолина одобрила фракция КПРФ, «народовольцы», ряд «родинцев» и независимых депутатов. Они назвали «единороссов» саботажниками Послания президента, в котором подчеркивалась необходимость срочного принятия закона о парламентском расследовании. А профильный комитет вспомнил об этом только через 5 месяцев, да и то для того, чтобы «закопать» единственный проект важнейшего закона.
«Законопроект не лечится», — рубанул «медведь» Михаил Емельянов (член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, избран в одномандатном округе №146 Ростовский Ростовской области). Так почему же он не заметил «патологий» законопроекта в октябре 2003-го? Или дело не в его «болезненности», а в ином?
Может, все упирается в то, что властным чиновникам хочется и дальше жить бесконтрольно, цинично манипулируя мнением общественности, которой неизвестна истина? Когда все телеканалы подконтрольны власти, когда только ей служит большинство печатных СМИ, когда у нее на побегушках законодательная ветвь власти?
А может быть, потому, что ни одно из серьезных страшных, трагических дел и преступлений в стране не раскрыто, людям не названы имена преступников, их пособников? Год прошел после теракта в Беслане, а парламентская комиссия А.Торшина боится рта раскрыть. С каждого из 20 ее членов взята подписка о неразглашении ни единого слова из того, что говорилось на комиссии, что пришлось видеть и слышать в Беслане, во Владикавказе.
Молчит как в рот воды набрал «медведь» В.Пехтин, который взялся возглавить думскую группу депутатов по выявлению причин крупнейшей энергоаварии, случившейся 25 мая этого года. Кто приказал ему молчать, кого он боится?
«Почему депутатский корпус не реагирует на то, что в стране разворачивается гнусный неприкрытый террор против политических оппонентов власти?» — поинтересовался коммунист Валентин Романов. В Москве 29 августа были избиты представители молодежных организаций; 6 сентября были избиты шесть молодых людей из СКМ в г.Красноярске; 7 сентября был подвергнут бандитскому нападению и избиению в подъезде своего дома второй секретарь Орловского обкома КПРФ С.А.Быков; в ночь на 9 сентября был совершен поджог помещения Новомосковского горкома КПРФ. Как и кем ведется расследование этих злодеяний, и будут ли они раскрыты, а бандиты наказаны — общественности неизвестно. Правоохранительные органы помалкивают. Заказчики и исполнители преступлений остаются безнаказанными. Значит, фашиствующие элементы могут продолжать в том же духе? А почему молчит парламент?
Нет сомнения, что к расследованию этих нападений (а уже можно говорить о тенденции физической расправы над сторонниками коммунистической идеологии) обязаны подключиться парламентарии. Именно так происходит в демократическом обществе. Но не в России. Даже сформировав очередную комиссию, в отсутствие закона о парламентском расследовании ее статус будет по-прежнему не определен, и вся деятельность, в лучшем случае, сведется к разговорам. По закону, если бы он был принят, депутатской комиссии, взявшейся за расследование, предоставлялось бы право «требовать материалы и документы, находящиеся в производстве органов следствия и дознания, материалов оперативно-розыскной деятельности». Пока парламентским комиссиям остается довольствоваться только указаниями из Кремля и Дома правительства. Это надежно, выгодно, удобно президенту, министрам, премьерам, заместителям, олигархам, их прихвостням, их партиям, в том числе и «Единой России».
К чему, скажем, «единороссу» В.Плескачевскому парламентское расследование? Не ровен час припомнят, как в Пулковском аэропорту тормознули с оружием. А без комиссии — дельце уже покрывается пылью.
Могут и другие опасности для «единороссов» вынырнуть, появись узаконенная формула парламентского расследования. Поговаривают, в их среде заседают лоббисты страховых компаний, протолкнувших мародерский закон ОСАГО об «автогражданке». Только по официальным данным за год страховщики получили 35 млрд. руб., а выплатили по страховкам всего 13 млрд. руб. Свыше 20 млрд. «растворилось» в чьих-то карманах. В чьих? Как-то в пылу полемики главный либерал-демократ указал на «единоросса» В.Резника (биолог по профессии, депутат от партии власти и заместитель руководителя фракции «Единая Россия», председатель Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам), который, как прозвучало, был особо заинтересова в ОСАГО. В ответ Владислав Матусович разгневался. Кто из них был прав или не прав, — раскрыло бы парламентское расследование. О его проведении, кстати, просили тысячи российских автолюбителей в своих обращениях к депутатам. Но «медвежье» большинство не допустило расследования.
Нет парламентской комиссии, нет принципиальной позиции у депутатов — нет и проблем ни у власти, ни у ее партии. Приказано, например, комиссии по Беслану писать доклад до декабря — она и пишет. Приказано Пехтину «замотать» дело о виновниках аварии на подстанции Чагино — «заматывает». Приказано Плигину законопроект «забодать» — «забодал». В чем ему отлично помогли его коллеги по партии «Единая Россия». Они дружно носились по залу, нажимая кнопки за себя и «за того парня», чтобы не допустить осечки и срочно отклонить опасный для власти, в том числе и для самой партии власти, законопроект.
Загоревшееся электронное табло показало, что спринтерские навыки «медведи» освоили неплохо. Высветился «нужный» результат: за отклонение законопроекта — 319, против — 83.
«Единая Россия» выступила против наделения Думы правом контроля, проведения парламентского расследования в случаях (по тексту отклоненного законопроекта) «грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина»; «грубых нарушений Конституции РФ и федерального законодательства при проведении выборов в органы государственной власти»; «неправомерного использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ и внутри страны»; «совершения действий, несовместимых со статусом соответствующего должностного лица». Думе велено ждать инициативы от президента. Это, конечно, можно. Удастся ли дождаться закона, а не отписки?
Галина ПЛАТОВА.
blog comments powered by Disqus