18.07.2001 23:47 | Совраска | Администратор
РУССКАЯ ДУША ГЕННАДИЯ ЗАВОЛОКИНА
Геннадий Заволокин был потрясающе талантливым музыкантом и композитором, ратовавшим за сохранение народной культуры. Благодаря ему в России стали возрождаться коллективы народного творчества, многие люди вновь стали гордиться исконно русской культурой.
Геннадий Дмитриевич родился весной 1948 года в таежном томском с необычным названием Парабель. Когда он был совсем еще маленьким, отец, стремившийся привить детям любовь к традиционной русской культуре, подарил ему гармошку. Он необычайно быстро освоил инструмент, и у него проявилась склонность к пению. Музыка пленила его настолько, что после окончания школы Геннадий поступил в Новосибирское музыкальное училище на отделение народных инструментов, окончил его, а затем и Московский институт культуры. Всегда живой, веселый, озорной, он никого не оставлял равнодушным, кипел энергией, любознательностью. Не расставась с гармошкой, он играл и на балалайке, и на баяне, и на домре... Природа подарила Геннадию Заволокину дивный голос, артистизм и по-настоящему широкую русскую душу.
В течение нескольких лет был баянистом в Сузунском русском народном хоре. Вместе с братом они могли уже давать и самостоятельные концерты, которые собирали полные залы.
Много светлых и добрых воспоминаний услышали мы в эти дни о Геннадии Заволокине. Хорошо запомнился рассказ режиссера российской радиовещательной компании "Голос России", заслуженного работника культуры Владимира Васильевича Демина. Познакомился он с братьями Заволокиными на заре их творческой карьеры, когда они приехали в Москву в Русскую редакцию, где бывали все народные исполнители. Жизнерадостные, юморные и зажигательные, как русская песня, они понравились Владимиру Васильевичу настолько, что он стал регулярно приглашать сибиряков -частушечников в свои передачи на радио. Молодые артисты с удовольствием принимали участие в программе "Доброе утро" на Весоюзном радио. Они всегда привозили с собой новые песни, новые частушки. Их приглашали выступать в воинских частях в Подмосковье перед солдатами, призванными из разных уголков страны. Песни Геннадия Заволокина стали звучать во многих коллективах России, их исполняли хор Всесоюзного радио, хор им. Пятницкого, Сибирский народный хор и другие.
Заволокины снялись в фильме Шукшина "Печки-лавочки" -- помните бравых парней с гармошкой и балалайкой. Так подлинно народный писатель рассмотрел в Заволокиных то неразрывное общее, что соединяло их со всей Россией.
В 1987 году Геннадий Заволокин создал ансамбль "Частушка", который впоследствии стал необычайно популярным не только в России, но и за ее пределами. Частушки и гармошка представляются как единое целое. Автором большинства частушек является народ. Частушка для русского человека - часть его самосознания, в котором ирония соединяется с гневом и горечью, смех - со слезами, она соединяет сердца людей. Нет ни одной темы, которую бы люди не обсудили в частушке. Любовь, брак, ревность, семья, измена, пьянство, реакция на власть в стране, рождение ребенка, болезнь, старость и т. д. - одним словом затрагиваются все аспекты человеческой жизни. Частушка - это народная мудрость, положенная на музыку.
Геннадий Заволокин обладал уникальными способностями объединять народ и зажигать публику. Со всей России люди приходили на его концерты с музыкальными инструментами и начинали подыгрывать, тоже исполнять частушки. У кого еще могло такое быть? Геннадий Заволокин превращал зрителей в активных участников. Он заряжал зал положительной энергией и помогал людям. У всех нас бывают трудные периоды в жизни, когда ничего не выходит, как надо, все валится из рук, наступает депрессия. Тогда человек, если он имеет душу и разум, обращается к своим корням: к национальной литературе, к живописи, к театру, а также к народной песне. Кто знает сколько тысяч душ было спасено от безверия только заволокинской гармошкой. Ведь врачевать души может только классика, да народное искусство.
Частушки Геннадий Дмитриевич собирал по всей Сибири. Постучит, бывало, в какой-нибудь кряжистый дом, ему откроют с настороженным взором. Сибирский народ молчаливый, порой даже угрюмый. Спросит его хозяйка, зачем пожаловал, он скажет, что за частушками, и улыбнется; тогда она и пригласит его войти, да еще и самовар поставит. А как не пригласить, коль стоит человек с гармошкой и улыбается? Так и запомнили Заволокина веселым, озорным и улыбчивым. Улыбка помогала ему проникать в сердца людей, его принимали за своего, охотно делились тем песенным, что скоплено было в душе. И в нем, как солнце в линзе, собиралось в яркий, воспламеняющий луч.
Программа на телевидении под названием "Играй, гармонь!" была задумана им давно и воплотилась в жизнь в 1986 году. Создавая эту передачу, Геннадий Дмитриевич хотел собрать в ней все, что видел, все, что слышал у народа. Главная идея заключалась в том, чтобы объединить отдельных людей в поющий вместе народ, создать цельные портреты песенников, исполняющих частушки. В каждом человеке он видел свой характер. Он мечтал найти всех талантливых музыкантов, соединить их в группы и сделать большой цикл телевизионных передач. Его мечта осуществилась. В программе принимали участие самые разные коллективы, певцы, гармонисты, балалаечники как профессиональные, так и самодеятельные. Над передачей работала вся семья Заволокиных: брат Александр, жена Светлана, дочь Настя и сын Захар. Семья очень дружная, большая, музыкальная.
Программу полюбила страна. В каждый ее выпуск автор старался обязательно привнести что-то новое, интересное, необычное. Находясь в вечном поиске, он колесил по стране, общался с людьми, вникал в субкультуру каждого города, деревни, села. Люди со всех уголков страны писали Заволокину письма. Все выражали ему благодарность, многие хотели принять участие в передачах. Русскую песню любят все россияне вне зависимости от их характера и социального положения. Под его воздействием люди одухотворялись идеей возрождения русской песни. В непростое время агрессивного наступления западной масс-культуры Геннадий Заволокин стал спасительным лучиком в продвижении народного искусства. Несмотря ни на какие препятствия, он никогда не отступал и не сдавался.
Геннадий Заволокин основал Российский центр "Играй, гармонь!", вместе с издательским домом "Сибирская горница" выпустил журнал с одноименным названием. Геннадий Дмитриевич был популярен среди народа и всем любим, потому что никогда не изменял национальным традициям и в то же время сохранял в течение всей творческой жизни индивидуальность.
В последние годы изменилось его отношение к вере. Большое влияние на творчество Геннадия Дмитриевича оказало православие. По его словам, "без духовности человек мертв, а Бог и Совесть- понятия неразрывные". Так он и прожил свою недлинную, яркую жизнь.
У нас в России было несколько композиторов, сохранивших народную истину: Пономаренко, Аверкин, Поликарпов и Заволокин- современный композитор с русским настроем. Всей душой он болел за Россию, за простой народ. Он был вместе с его радостями, тоской и печалями, с его надеждой на возрождение. Заволокин по праву считался первым гармонистом России. Светлая ему память за то, что он миллионам людей объяснил, чем мы богаты, чем мы живем и дышим.
blog comments powered by Disqus