12.09.2005 21:55 | Совраска | Администратор
Ш-М-П ПОСИДЕЛИ НА ТРУБЕ
В Германии 18 сентября выборы в бундестаг, причем шансы одержать победу еще у одного личного друга нашего президента — канцлера Шредера, мягко говоря, сомнительны. И вот В.В.Путин вновь устремляется, на сей раз в Германию, чтобы спасти друга от поражения. Прилетел он туда не с пустыми руками, а с дорогими подарками. Главный из них — рамочное соглашение Газпрома с немецкими фирмами «БАСФ» и «Е.он». Смысл этой сделки в том, что немцы помогут нам к 2010 году проложить газопровод из Выборга по дну Балтийского моря прямо в Германию, в город Грейфсвальд в обход Украины, Прибалтики и Польши, которым больше не удастся приворовывать наш газ и требовать от России халявных российских денег. Разумеется, обида в этих странах, в первую очередь в Польше, на немцев — смертельная. «Как же так?» — вопят поляки, прибалты и украинцы. — А где же солидарность наших немецких друзей, наших союзников по ЕС и НАТО против России?»
Но солидарность и романтические клятвы в любви и верности обычно отходят на задний план, когда речь заходит о чистогане. Это откровенно и разъяснил всем недовольным г-н Шредер, сказав, что он — немецкий канцлер и думает прежде всего об интересах Германии. А сильный германский интерес в этом деле очевиден. О нем прямо пишут не только в немецкой, но и во всей западной печати: львиная доля российского газа вскоре пойдет в Германию, и немцы окажутся в роли его главного распределителя в Европе. Оч-чень прибыльное дело! Стратегический энергетический союз с Россией, да и только! Правда, целиком за счет российских ресурсов.
Уразумев это, главный конкурент Шредера мадам Меркель, которая ранее укоряла канцлера за его готовность «кинуть» союзников и уверяла, что она так низко с ними не обошлась бы, после встречи с Путиным заговорила о том, что она тоже за такое «стратегическое партнерство». Ушлая мадам! Коли сделка с Россией состоялась, то надо сразу дать понять немцам, что и она готова получать и перепродавать российский газ не хуже Шредера. Пусть избиратели на этот счет не беспокоятся и гонят нынешнего канцлера в шею.
Меркель как бы попыталась утащить подарок, который российский президент заботливо припас исключительно для Шредера. Видно, с этой целью она попросилась на встречу с Путиным даже вне рамок официальной программы и в российском посольстве. Конечно, Меркель не встретила отказа. Оно и понятно: украинский опыт, видно, научил нашего президента и крупного знатока немцев и украинцев, что все яйца не стоит складывать в одну корзину.
Перспективы предстоящих выборов в бундестаг, однако, и после визита В.В.Путина весьма неясны. В последние годы Германия явно теряла былую экономическую, финансовую и информационно-культурную силу. В соответствии с известной мудростью рыночных либералов социал-демократ Шредер стал пытаться исправить положение с помощью демонтажа социальных завоеваний немцев. Результатом явились рост безработицы, недовольство пенсионеров, протесты профсоюзов и предпринимателей и потеря власти социал-демократами в одной немецкой земле за другой. Общее настроение сейчас в Германии не в пользу кабинета Шредера, хотя его личный рейтинг все еще относительно высок. Картина там примерно похожая на положение у нас в России: никто доброго слова не скажет в адрес правительства, но на президента еще надеются. Главный конкурент Шредера — лидер ХДС фрау Меркель — популярна меньше, чем он, однако ее партия из-за шредеровских маневров на социальном поле в последнее время становилась все более привлекательной для избирателей.
На выборах в бундестаг, однако, избираются не Шредер и не Меркель, а соответствующие партии. Опросы стабильно показывают, что у социал-демократов немногим более 30%, в то время как у ХДС/ХСС — за 40%. Так называемая победа Шредера над Меркель в недавних теледебатах колебнула это соотношение в пользу СДПГ, но не очень значительно. Поэтому канцлер и предпринимает сейчас отчаянные попытки довести рейтинг своей партии хотя бы до 38%. Тогда, глядишь, если «зеленые» получат 12% или 13%, можно будет рассчитывать повторить правящую ныне «красно-зеленую» коалицию. Есть смелые головы, которые мыслят себе даже возможность так называемой «светофорной коалиции» красного, желтого и зеленого цвета в составе СДПГ, «зеленых» и свободных демократов.
Но шансы таких вариантов сомнительны. Дело в том, что ХДС/ХСС вместе с консервативной либеральной партией свободных демократов по предварительным прикидкам вместе вполне вероятно получат более 50% мест в бундестаге и смогут сформировать новый кабинет. Конечно, всякие выборы — дело не очень надежное. Возможно возникновение и патовых ситуаций. На этот случай в ХДС/ХСС и в СДПГ потихоньку прикидывают возможность сговора друг с другом и создания «черно-красной» коалиции, которая имела бы в бундестаге подавляющее большинство и могла бы осуществить самые жесткие и непопулярные реформы для оздоровления немецкой экономики и финансов. Кстати, в четырех землях ФРГ такие коалиции уже действуют, и оба партнера вполне довольны их работой. Но в преддверии выборов на такой вариант наложен пока абсолютный запрет. Чтобы не размагничивать избирателей, надо идти на выборы, изображая из себя совершенно непримиримых противников. Потом будет видно.
Конечно, большая коалиция была бы способом для СДПГ остаться у власти, правда, скорее всего уже без Шредера и в роли младшего партнера ХДС/ХСС. Такая коалиция была бы, однако, тяжелым испытанием для СДПГ на прочность. Дело в том, что после этих выборов в бундестаге наверняка появятся несколько депутатов от недавно созданной «Левой партии», в которой объединились левые социал-демократы под руководством Лафонтена и восточно-германская Партия демократического социализма (преемница СЕПГ). Этой новой партии прочат не менее 8—10% голосов. Существует обоснованное опасение, что в случае создания большой коалиции из СДПГ начнется бегство недовольных политикой союза с ХДС/ХСС в эту «левую партию». Такой отток и ослабление СДПГ, конечно, весьма устроили бы фрау Меркель и ее баварских товарищей. Но устроит ли он руководство СДПГ, которое оказалось бы перед угрозой ослабления и раскола партии?
Впрочем, для российских интересов в Германии все это имеет скорее относительное значение. По большому счету, независимо от того, кто победит на выборах, российская политика ФРГ мало изменится. Немцы вполне довольны нынешним положением, когда имеют широкий доступ к ресурсам России и не встречают никакого противодействия со стороны Москвы в своем проникновении на территории бывших советских республик. Прибалтика уже захвачена с согласия Кремля путем ее включения в НАТО и ЕС. Грузия, живущая за счет энергопоставок из России, хоть завтра готова на любой вассальный статус, будь то американцы или немцы. «Оранжевая» Украина спит и видит, чтобы ее поскорее приняли в ЕС. Участие ФРГ в американской операции в Афганистане создало немцам удобный предлог для расширения своих возможностей в Средней Азии. ФРГ, идет ли речь о немецких «черных» или «красных», хочет продолжения и развития этого курса, а не его пересмотра.
Что до опасений насчет возможного нежелания Меркель участвовать во встречах так называемого треугольника Москва— Берлин— Париж или о ее чрезмерной любви к Польше, то вряд ли стоит волноваться по этому поводу. «Треугольник» придуман немцами и французами, чтобы иногда стращать США и выцыганивать от них небольшие уступки. И не более того. Никаких более серьезных замыслов за этой временной геополитической конструкцией до сих пор не просматривалось. Ну а любовь Меркель к Польше — это способ волновать наших кремлевских стратегов, заставляя их со страху быть еще сговорчивее. На самом деле никакая Польша не может заменить Германии тех возможностей, которыми она пользуется сейчас на территории бывшего Советского Союза.
Таким образом, будет иметь поездка г-на Путина в Германию «украинский» или какой-либо другой результат для долговременных интересов России вряд ли особенно важно. Важно другое. Россия должна спешить подняться с колен. Иначе ее затопчут и оберут, будет ли при этом российский президент дружить с г-ном Шредером или ссориться с г-жой Меркель. Пока что российский президент, похоже, больше всего озабочен тем, как поскорее распродать все оставшиеся у России энергетические ресурсы и позволить нашим жирным котам распихать по карманам добытые деньги. При такой внутренней политике любая внешняя политика становится ущербной, если вообще имеет какой-то смысл.
Ю. КОТОВ.
blog comments powered by Disqus