22.11.2005 21:29 | Совраска | Администратор
ШАТКИЙ МИР
Соглашения эти имели форму довольно болезненного для всех сторон компромисса. Они предусматривали создание государства Босния и Герцеговина, состоящего из двух образований: Республики Сербской и Мусульмано-хорватской Федерации. В результате мусульманской стороне пришлось расстаться с идеей унитарной БиГ, хорваты теряли свою национальную автономию. Но больше всего уступок пришлось совершить сербам: Республике Сербской переходило 49% территории БиГ, тогда как реально силы боснийских сербов контролировали на тот момент не менее 60% территории Боснии.
К тому же в переговорах и подписании соглашений участвовал лишь один из представителей враждующих боснийских сторон — президент БиГ, Алия Изетбегович. Боснийских сербов представлял президент Сербии Слободан Милошевич, хорватов — президент Хорватии Франьо Туджман, что также вызывало недовольство многих жителей Боснии и Герцеговины.
Дейтонские соглашения имели множество издержек и даже вызвали своего рода «этническую чистку», когда сербы с территорий, не вошедших в состав Республики Сербской, в массовом порядке покидали свои дома, а мусульмане выезжали в Мусульмано-Хорватскую Федерацию. Однако главную задачу на тот период соглашения решили: кровавое противостояние прекратилось. Что тоже немаловажно, был официально признан государственный статус боснийских сербов.
Сегодня, когда мир отмечает десятилетие Дейтонских соглашений, пожалуй, никаких других их достижений подчеркнуть нельзя. БиГ как независимое самостоятельное государство фактически не состоялось. Экономика БиГ по-прежнему разрушена, безработица составляет 40%.
Реальную власть имеет, главным образом, представитель ООН Педди Эшдаун, а вовсе не президиум, состоящий из трех представителей основных этнических групп. Эту власть Эшдаун демонстрировал не раз, по своей единоличной воле увольняя тех или иных чиновников, снимая с предвыборной гонки не нравящиеся ему партии. Все эти гонения практически всегда касались исключительно сербской стороны. Это помогло сформировать более или менее послушные Западу органы управления Республики Сербской. Так, под давлением Запада сначала президент РС Драган Чавич, а потом и парламент республики поддержали «полицейскую реформу». В результате уже в следующем году РС окажется фактически под контролем полиции Мусульмано-Хорватской Федерации.
В ответ на подобные действия возникла инициатива о сборе подписей за референдум о независимости РС. Надо сказать, что в этом году и проживающие в БиГ хорваты заявили, что находятся в ущемленном положении, так как своей реальной автономии не получили.
Но не только это усугубляет шаткость государственности БиГ. По решению СБ ООН начинается процесс переговоров о статусе сербского края Косово и Метохия. Населяющие его албанцы, численность которых составляет на данный момент 90%, требуют независимости. Требования эти высказывают все политические силы косовских албанцев, включая те, что всегда активно поддерживались Западом. Однако пойти на предоставление независимости пока не решаются, и вовсе не из-за опасений, что тогда этническая чистка края от неалбанского населения будет окончательно завершена. Этого на Западе как раз нисколько не опасаются, ибо «натовские миротворцы», находящиеся на территории края, до сих пор не только ничего не сделали, чтобы предотвратить такие чистки, но и всячески способствовали им.
Однако в случае провозглашения независимости Косова, у тех же боснийских сербов появятся дополнительные правовые основания требовать независимости. А этого, с точки зрения интересов Запада, допустить никак невозможно.
Поэтому даже Педди Эшдаун, еще год назад говоривший о «постдейтонской» Боснии, теперь стал поосторожнее в своих заявлениях на этот счет. Тем более что практика исполнения такого рода международных договоров демонстрирует: можно исполнять лишь те их положения, что удобны и выгоды, а остальные игнорировать, заявляя при этом, что все делается в рамках международного права. Например, резолюция ООН №1244 по Косову в полном объеме так никогда и не исполнялась.
А в настоящее время гарантировать надлежащее исполнение тех же Дейтонских соглашений просто некому. Слободан Милошевич, подписавший их от имени сербов, находится по нелепым и несправедливым обвинениям в тюрьме МТБЮ. Нынешние власти, как Сербии, так и Республики Сербской, больше озабочены поимкой и выдачей МТБЮ Караджича и Младича, нежели защитой прав боснийских сербов. Не изменило своей антисербской политики и мировое сообщество. Так, на прошлой неделе МТБЮ был полностью оправдан начальник штаба боснийской армии мусульман Сефер Халилович. Этого самого высокопоставленного из привлекавшихся к ответственности мусульманского генерала не без оснований считают повинным в военных преступлениях как сербы, так и хорваты. Но МТБЮ рассудил иначе, еще раз подтвердив, что является политическим механизмом расправы над сербами, а не судебным независимым органом.
Возвращаясь к десятилетию Дейтона, можно отметить, что двойственность и неэффективность этих соглашений были заданы изначально. Ведь заключение их происходило под эгидой и руководством тех сил, которые и развязали войны на территории бывшей Югославии, — и прежде всего США. Но и Россия была одним из международных посредников дейтонского процесса. И если наша страна все же озабочена проведением собственной независимой политики на Балканах, необходимо всячески способствовать тому, чтобы Дейтонские соглашения исполнялись в полном объеме. Чтобы ни у кого не возникло соблазнов ликвидировать Республику Сербскую или заняться новой перекройкой границ на Балканах, что может привести к возобновлению кровавого противостояния.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
blog comments powered by Disqus