Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

13.01.2004 15:30 | Совраска | Администратор

«ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДОКТОР», или Лекарство, которое не лечит, а калечит

Наедине с экраном

Население России сокращается ежегодно почти на миллион человек. Как считают аналитики, не менее половины из них могли бы жить, получи они необходимую лекарственную помощь. А между тем посмотришь на витрины аптек, которых в городе около ста, изобилие — лечись на здоровье от любой болезни.

Но вот беда: «изобилие» это — дутое, как дутое на одежду, обувь, продукты питания. Как говорится, близок локоток, но не укусишь.

Постоит человек у аптечной витрины, где цены во многом «зашкаливают» за сотню, и уходит ни с чем, потому что нынешнее социально-экономическое положение подавляющего числа горожан никак не может вписаться в криминальный рынок, и живут они за порогом нищеты.

Не лучше положение и в городских больницах, где больные зачастую лечатся за счет собственных лекарств, приобретенных за свои кровные здесь же, в больнице, в аптеках.

Недостаток лекарств ощущается даже в системе «скорая помощь», где больные также переходят на «самообслуживание».

Нет надобности говорить, что лекарственный бизнес у нас в стране самый прибыльный. Выгодный и, по существу, совершенно не контролируемый.

Вот и получается, что цены на лекарства на своем пути от производителя до аптечного прилавка в результате многократной наценки становятся «позолоченными».

Между тем цены на лекарственные препараты, продаваемые без рецептов врача, регулируются во всех, кроме России, западноевропейских странах. Прежняя фармацевтическая служба, обеспечивающая население дешевыми лекарствами, лежит в развалинах. А сегодня на этих руинах разбойничают предприниматели, не обремененные беспокойством о здоровье людей. При этом они откровенно предупреждают: если их интересы будут ущемлены, в аптеках может возникнуть дефицит.

И предупреждение это весьма серьезное.

Это одна сторона лекарственной проблемы. Другая заключается в бесконтрольном рекламировании лекарственных препаратов.

В первом полугодии 2003 года объем фармацевтического рынка в России достиг 2,3 млрд. долларов. Зарубежные производители лекарственных средств считают, что в ближайшие годы этот показатель может быть увеличен многократно.

Если в 1999 году на российском рынке фармацевтической рекламы вращались 10 млн. долларов, то в 2001 году — уже более 200 миллионов.

Сегодня достаточно один вечер посидеть перед телевизором — и к врачам ходить не нужно. Прямо на дому вам пропишут крем для «быстрого избавления от грибка» и капли, чтобы «кашля как не бывало», a заодно таблетки пропишут, убивающие насмерть любую боль (точно в цель). И даже гинекологические капсулы «с любимыми не расставайтесь».

Среди специалистов нет единого мнения, как нужно рекламировать лекарства. Бывший председатель Комитета Госдумы по охране здоровья, например, считал, что самое лучшее — никак. По его мнению, пациент без врача все равно не разберется, подходит ли ему тот или иной препарат, как он будет взаимодействовать с другими медикаментами, какие побочные эффекты может вызвать.

По данным социологов, лишь треть российских врачей считает, что реклама по телевизору недопустима.

Существует альтернатива охмурять или просвещать? Поощрять тягу народа к самолечению рискованно, но отсутствие общедоступной медицинской информации вообще лишает больного всякого ориентира и делает его заложником врача.

Разработанный четыре года назад думским Комитетом по охране здоровья Закон «О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств» вызвал целый ряд жестких ограничений. В частности, при публикации рекламы в газетах и журналах требовалось обязательно сообщать показания и противопоказания к применению препарата. В телевизионных рамках не менее 5 секунд должно отводиться на призывы: «О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача, внимательно ознакомьтесь с инструкцией».

Запрещалось использовать в рекламе образ «человека в белом халате», как и ссылку на некие рекомендации, которые даются органами здравоохранения, медиками и фармацевтами.

Другими словами, реклама из средств охмурения потребителя должна была превратиться в способ его информации.

Но, видно, «лекарственное лобби» оказалось сильнее здравого смысла и заботы о здоровье населения.

Несмотря на то, что Государственная дума приняла этот законопроект, Совет Федерации его «задробил».

Есть еще одна серьезная лекарственная проблема, влияющая на здоровье людей.

По сообщениям из различных источников, сегодня на лекарственном рынке свободно функционирует от 8 до 15 процентов лжемедпрепаратов, или, как их называют, фальсифицированных. И что возмутительно, это сообщение, видно, не волнует руководство Минздрава и других чиновников, призванных контролировать качество продаваемых лекарств.

В лучшем случае вам предложат самим контролировать качество медикаментов. Ну а пока суд да дело, телевизионные магнаты и дельцы от фармацевтики греют руки на несчастье людей, получая сногсшибательные барыши.

И последнее. Еще три года назад правительство России выпустило постановление № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», о котором сегодня стараются не вспоминать, вызывая у людей, посещающих аптеки, гнев и возмущение чуть ли не ежемесячным ростом цен на лекарства. И все это, вместе взятое, очень сильно смахивает на геноцид собственного народа.

В. ЧЕРНИКОВ.

Армавир.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList