12.04.2003 01:11 | Совраска | Администратор
ВЕЛИКАЯ ТРАССА ЗЕМЛЯ — КОСМОС
12 апреля — День космонавтики
МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ более двенадцати лет работать на космодроме Байконур. В то время я командовал отдельным авиационным полком, который выполнял задачи в интересах первой в мире космической гавани. Мы обеспечивали поиск и доставку к месту старта космонавтов, космических кораблей, выполняли другие задачи. Это было время величайшего взлета советской науки, массового трудового подвига создателей уникальной ракетно-космической техники, героизма первопроходцев и покорителей космического пространства. Авторитет Советской державы в мире был на космической высоте.
На космодроме трудились десятки тысяч человек. Сложный и многопрофильный коллектив работал напряженно, целеустремленно и слаженно. Как правило, точно по графику стартовали корабли с космонавтами, спутники различного назначения и другие объекты. Вся страна ликовала в связи с феноменальными полетами в космос Юрия Гагарина и Германа Титова. Большим событием стал запуск первой долговременной орбитальной станции и длительный полет на ней наших героев Алексея Губарева и Георгия Гречко. Затем очень тщательно готовилась экспериментальная программа “Аполлон—Союз” с участием советских и американских космонавтов.
В памяти встают лица моих замечательных друзей и товарищей—первопроходцев космоса Павла Поповича, Бориса Волынова, Владимира Шаталова, Алексея Леонова, Петра Климука, Василия Лазарева, Георгия Добровольского, Валерия Быковского, Светланы Савицкой и других, кого приходилось встречать на аэродроме и провожать в полет. Путь в космос был всегда нелегок. Мы, как и все наши соотечественники, радовались блистательным достижениям нашей науки, техники, мужеству космонавтов. Но были и тяжелые, горькие дни. Всех нас потрясла гибель замечательного человека, отважного летчика-космонавта Владимира Комарова.
Мы были очень близки по духу с Георгием Добровольским. Как воспитанники специальной школы Военно-Воздушных Сил часто встречались и понимали друг друга с полуслова. Его полет вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым прошел нормально, и мы уже ждали их на космодроме, чтобы обнять и расцеловать. Но трагедия произошла на заключительном этапе спуска.
Особое место в развитии космонавтики занимает создание многоразовой транспортной космической системы “Энергия—Буран”. До сего времени еще не открыты все страницы этой истории. Мне пришлось близко соприкасаться на Байконуре с этим уникальным творением человеческого разума, высочайшего профессионализма рабочих, инженеров и техников. Транспортная система “Энергия—Буран” была подбита на взлете пресловутой перестройкой и рыночными реформами. Но она так и осталась никем не покоренной пока вершиной советской космонавтики.
НЫНЕ МЫ ЖИВЕМ в каком-то вывернутом наизнанку мире. В то, что составляет национальную гордость, обязательно добавляют ложку дегтя. Еще за неделю до Дня космонавтики в российских средствах массовой информации начали мелькать фрагменты, подсмотренные в замочную скважину истории. Но это не главное. Пигмеи всегда завидовали великанам. Только великий и свободный народ мог первым прорваться в космос. Мы должны не только сохранить нашу героическую летопись космонавтики, но и возродить дорогу в космос, проложенную Юрием Гагариным.
Константин ПОПОВ,
полковник, заслуженный
военный летчик СССР.
blog comments powered by Disqus