05.06.2006 22:33 | Совраска | Администратор
В ОТСТАВКУ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ
Между тем до последнего момента ничто не предвещало такого развития событий. В повестке заседания «сенаторов» значился совсем другой вопрос: лишение полномочий члена Совета Федерации Аркадия Саркисяна, представлявшего Хакасию. Кстати, отставка Саркисяна и еще четырех членов палаты была инициирована именно Генпрокуратурой, разоблачившей их незаконную коммерческую деятельность.
Никаких вопросов о причинах отставки Владимира Устинова у членов Совета Федерации не возникло, а потому решение было принято безо всякого обсуждения.
Но если «сенаторам», судя по всему, с отставкой генерального прокурора все понятно, то у других граждан России вопросы возникают. По заявлению Управления по информации и общественным связям прокуратуры, Устинов ушел по собственному желанию. Однако события последних месяцев и недель, когда глава прокуратуры делал громкие заявления о борьбе с коррупцией, подчиненное ему ведомство инициировало не менее громкие уголовные разбирательства, фигурантами которых становились высокопоставленные и известные в стране чиновники, вроде бы не предполагали такого «собственного желания».
Существуют предположения, что Устинов покинул свой пост по состоянию здоровья, поскольку страдает диабетом. Но в течение 5 с лишним лет эта болезнь, судя по всему, не мешала ему возглавлять прокуратуру. Подобный довод для ухода с должности в самый разгар объявленного самим же Устиновым антикоррупционного похода тоже кажется неубедительным.
В связи с этим большинство предположений и вопросов сводится все же к недостаткам в работе Генеральной прокуратуры. И тут остается лишь гадать: что же не устроило в этой работе самого генпрокурора, а главное — президента? То ли, несмотря на все заявления и показательные процессы, борьба с преступностью, и с коррупцией в частности, признана не слишком эффективной. То ли сами процессы и последние аресты высоких чиновников вызывают у кого-то сомнения. Что же теперь думать об антикоррупционных начинаниях бывшего генпрокурора и как оценивать их тем, кто в результате оказался за решеткой, и тем, кто их туда поместил, утверждая, что дела эти исключительно уголовные, не имеющие никакой политической подоплеки? И как ко всему этому относиться рядовым гражданам, больше всего страдающим как от воровства чиновников и коррупции, так и от произвола власти, в том числе и судебной?
К тому же почему отставка произошла так скоропалительно и почти тайно: члены Совета Федерации фактически отказываются давать какие-либо комментарии по этому поводу?
Комментирует отставку генерального прокурора Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы от фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета по безопасности:
— На первый взгляд отставка Устинова выглядит неожиданной. Внешняя обстановка, складывавшаяся вокруг генерального прокурора, была довольно оптимистичной и не давала никаких оснований предполагать, что президент отправит его в отставку. Устинов был для президента фигурой вполне приемлемой: нестроптивый, беспрекословно выполнял все просьбы, заявки, которые шли из администрации президента (кого и когда арестовать, какие дела возбудить). Устинов слушался всецело. Особенно усердно работал во время избирательной кампании против оппозиционных партий и движений.
Думаю, что отставку надо расценивать с учетом особенностей нынешней политической ситуации. Считаю, что президент фактически дал отмашку новой избирательной кампании. И под этим соусом надо рассматривать отставку Устинова.
По каким направлениям больше всего накопилось негатива и недоверия к президенту? Прежде всего это преступность и коррупция. Человек в России сейчас абсолютно не защищен. Коррупция и организованная преступность поразили все. И хотя от президента мы постоянно слышали, что с коррупцией будут бороться, борьбы никакой не велось. Поэтому в условиях разворачивающейся новой избирательной кампании президент решил показать, что он что-то делает. И начал с того, что принес в жертву генпрокурора. Ему нужно показать, что не только арестовывают тех, которые воруют, берут взятки, но и тех, которые существенно не сработали. Министра внутренних дел затронуть не мог, тот сравнительно недавно назначен. Патрушева тоже не трогает, он из команды питерских.
А Устинов сам на недавнем совещании заявил, что преступность поразила все. Правильное было признание. Но после них надо бы не только Устинову уходить в отставку, но и всей президентской команде. Все они виноваты.
Но главное, думаю, все-таки не в признаниях. Причина кроется еще в интригах в высших эшелонах власти. Острота их нарастает. В подковерных играх решаются задачи по ослаблению позиций тех или иных сторон в окружении президента. Например, одного из заместителей руководителя аппарата президента. Насколько мне известно, серьезные противоречия выявились между И.Сечиным (человек из ближайшего окружения президента) и Ивановым (Виктором Петровичем), который отвечает за кадровую политику в аппарате президента. Противоречия есть между В.Сурковым и новым главой президентской администрации С.Собяниным, и противоречия достаточно серьезные. Каждая из сторон пытается ослабить позиции соперника.
Отставка Устинова показывает, что произошло ослабление одной из противоборствующих фигур. Все знают, что Устинов в добрых отношениях с Сечиным. Говорят даже так: Устинов — человек Сечина, а Сечин — человек Устинова. Исходя из совокупности того, что было и что есть, вытекает такое рассуждение.
Но возникает вопрос: какая будет замена? Лучше или хуже? Думаю, опять будет кто-то из питерской команды. А коли из питерской команды, не ожидайте реальной борьбы с коррупцией и преступностью. Если поставят Козака, прокуратура еще больше потеряет. Таковы мои размышления.
Записала
Галина ПЛАТОВА.
blog comments powered by Disqus