Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

27.08.2006 21:00 | Совраска | Администратор

ЖИТЬ ЗАХОТИМ — СДЕЛАЕМ!

АНТИГЛОБАЛИСТСКОЕ ЛЕТО

Слово «антиглобалист» этим летом оказалось едва ли не самым часто употребляемым, после слова «саммит», конечно. Саммиты, в соответствии со сложившейся с начала XXI века традицией, должны сопровождаться выступлениями антиглобалистов. Так было во всех странах Европы, где встречалась «Большая восьмерка». А в Генуе в 2001 г. выступления были столь бурные и массовые, что воспринимались чуть ли не как революция нового типа. Впрочем, ничто не перевернулось в нашем мире, накал демонстраций пошел на убыль. А «сильные мира сего», против которых выступали разномастные европейские (и не только!) антиглобалисты, научились организовывать свои встречи в таких местах, где никакие протесты их достать не могли.

НУ, если в европах так, то как же мы иначе! У нас и антиглобалистских движений несколько! Правда, те из них, кто наиболее близок к Европе, называют себя, в соответствии с тамошней традицией, альтерглобалистами и включают «левых», понятных и близких Западу: троцкистов и близкое к ним движение «Альтернативы», анархистов (не всех! Их, правда, у нас всего человек...несколько, но и тут успели разделиться). Компания невелика, но она связана с Институтом проблем глобализации, созданным М.Делягиным незадолго до того, как его взяли в советники к премьеру Касьянову. За время отсутствия Делягина Институтом заправлял Б.Кагарлицкий — «левый» политик, печатающийся в отнюдь не левой «Новой газете». А в последнее время он обозреватель интернет-газеты «Взгляд» (информер которой не где-нибудь, а на «мейл.ru», используемой половиной рунета). Именно там он отозвался (еще в ноябре 2005 г.) на намерения антиглобалистов, не его команды, а другой, отреагировать на Питерскую встречу «Большой восьмерки» («Чемодан без ручки»). И сделал это с большим сарказмом. Мол, правительство решило последовать традиции и для этого создало собственное Движение антиглобалистов. Ха-ха, мол, даже не знают, что «антиглобалист» — ругательство, а порядочные называют себя альтерглобалистами.

Почему антиглобалисты вопреки «моде» не хотят принимать звание альтерглобалистов? Это принципиально: альтер — значит изменение. Имеется в виду не отказ от глобализации, а изменение ее хода в сторону большей справедливости. Боязнь обвинений в ретроградстве нередко заставляет противников «нового мирового порядка», например, КПРФ, подчеркивать: мы не против глобализации, мы осуждаем только ее вариант «по-американски».

Но глобализация — это то, что реально сейчас существует, а не теоретические принципы сотрудничества, взаимодействия и т.п. Для последних применяют термин «интеграция». А глобализация — это плод развития западной цивилизации, как в экономическом плане (марксисты тут говорят о «продолжении» империализма), так и в духовном, со всеми уродствами масс-культуры, рекламы, СМИ. Жители Запада, возмущенные экономическим неравенством, плачевным положением стран «третьего» мира, адресуют свои протесты сильным мира сего, МВФ, ВТО и «Большой восьмерке» (точнее, «семерке», т.к. Россия к странам Золотого миллиарда не принадлежит и на нее ответственность за обнищание «третьего мира» не ложится). Однако отказ от западной цивилизации для них вряд ли возможен. Отсюда — требование изменения, лозунг «Другой мир возможен!», провозглашенный в так называемой Хартии Порту-Аллегри, принятой на Всемирном социальном форуме в этом бразильском городе. Но другой — только за счет изменений в заданных рамках.

Иное дело — Россия. Осознание наших традиционных ценностей — национальных, религиозных, цивилизационных — позволяет взглянуть на отрицательную сторону глобализации достаточно радикально. Одним из наиболее решительных отрядов антиглобалистов оказались православные активисты, которые заметили и отвергли попытки организации тотальной электронной слежки еще на подступах к ней — при введении ИНН, затем личных номеров, смарткарт с большим набором информации, вживляемых под кожу микрочипов. Большинство противников «нового мирового порядка», в частности, коммунисты и национал-патриоты, долго считали эти новшества нормальным проявлением прогресса. И только введение биометрических данных в микрочипы на загранпаспортах заставили их понять опасность и выступить в Думе против законопроектов об электронной идентификации. Кстати, альтерглобалисты и у нас, и на Западе до сих пор не видят опасности и смеются над «религиозными ретроградами».

Идея выразить русский взгляд на опасности была провозглашена «Антиглобалистским сопротивлением» — сообществом, куда входят или примыкают и православные, и коммунисты (включая и молодых радикалов). Они не только как-то уживаются друг с другом на совместных акциях, но и принимают общие документы мировоззренческого характера, каким был Манифест сопротивления новому мировому порядку, принятый на первом всероссийском форуме антиглобалистов в январе 2005 г.

Накануне саммита «антиглобалисты без кавычек» проводили второй форум, на котором был принят документ «Ответ на вызовы XXI века», впоследствии обсужденный и подтвержденный в Питере (или Ленинградской области — место встречи точно не известно) и получивший название «Ленинградской хартии». Этот текст неоднократно обсуждался в течение полугода и на круглых столах, и в сети. На сайте антиглобалистов www.anti-glob.ru можно найти промежуточные варианты, предложения и т.п. (что показывает, что над идеями работало немало людей, включая известных философов, публицистов: С.Строева из Питера, москвичей И.Гундарова и В.Алпатова, психиатра Ю.Полищука и других). Кроме того, были включены предложения американского экономиста Линдона Ларуша, который прислал приветствие в адрес форума. Просматривается и участие «социалистически ориентированных» обществоведов из РУСО.

По сравнению с другими воззваниями и резолюциями многочисленных контр-саммитов Ленинградская хартия носит очень общий характер, не снисходя к конкретизации путей ее воплощения. Впрочем, на том же форуме было принято и предельно конкретное воззвание «Гарантии будущего», где указывались необходимые уже сейчас действия правительства для спасения подрастающего поколения и разрешения демографического кризиса. А хартия названная так в подражание Хартии Порту-Аллегри, с одной стороны продолжала ряд идей, там заложенных: «мир — не товар», этому посвящена первая статья ленинградского обращения, требующая вывести из сферы товарных отношений образование, здравоохранение, культуру и безопасность. С другой стороны, добавлялись предложения, связанные с традиционными русскими представлениями о справедливом устройстве мира. В частности, были введены требования православных (вошедшие в программы всего «Антиглобалистского сопротивления») об отмене личных номеров и прекращении введения средств электронного контроля над личностью.

Прозвучало требование усиления нравственных начал в обществе для контроля над научно-техническими достижениями, угрожающими самому существованию человека как вида. А нравственность имеет истоки в традиционных отношениях семьи и общества, поэтому логичным было требование сохранения этих институтов и их традиций. Отсюда же вытекала и необходимость суверенитета государств как хранителей наций и их наработанных веками ценностей. Поэтому, кстати, антиглобалисты не выступили как альтерглобалисты, да и многие другие участники контрсаммитов, против встречи глав государств «Большой восьмерки»: это не наднациональнный институт вроде ВТО или НАТО. Главы государств имеют право встречаться для защиты интересов своих народов. Другое дело, действительно ли таково содержание их решений? И на форуме был провозглашен лозунг, выраженный замысловатой формулой, которая читалась: «Восьмерка, не будь шестеркой финансовых олигархов». В части финансов хартия предложила отойти от единоличного владычества доллара и запретить торговлю бумагами, не связанными с производственными активами. Это должно ликвидировать мыльный пузырь финансового капитала, давно оторвавшийся от нужд обслуживания производства, и подорвать владычество финансовых олигархов...

Вскоре после саммита и всех контрсаммитов, когда в уже известной нам интернет-газете «Взгляд» появилась статья о том, что «антиглобалисты провалились», пресс-центр Антиглобалистского сопротивления сделал заявление, что они своих целей добились. Срывать саммит они и не обещали, а внимание к идеям, сформулированным в Ленинградской хартии удалось привлечь на волне ажиотажа вокруг саммита. Там же комментируется и осуществимость предложений хартии. В 60-е гг., пишут антиглобалисты, столь же безумными выглядели требования остановить загрязнение окружающей среды, установить очистные сооружения, заменить производства на более чистые. «Кто пойдет на потерю прибылей?» — спрашивали скептики. Жизнь показала: пошли. Была осознана опасность для жизни, и парламенты стран один за другим начали принимать законы, а государства — контролировать их выполнение.

В Ленинградской хартии речь тоже идет о выживании человечества. Западная цивилизация не только сама зашла в тупик, но и через глобализацию хочет лишить человечество любых выходов из него. Но пока разнообразие цивилизаций еще не ликвидировано, в их недрах зреют ответы на вызовы времени. Русская традиция предлагает: общество конкуренции должно быть заменено обществом сотрудничества. В тяжелых условиях севера именно взаимопомощь помогла русским выжить и создать мощную державу и великую культуру. Теперь эта формула входит в заключительную часть Ленинградской хартии — ответа на вызовы системного кризиса человечества.

Пока что сеть Антиглобалистского сопротивления немногочисленна, возможности претворения в жизнь идей, в том числе и из хартии, невелики. Но они будут воплощены в жизнь. Жить захотим — сделаем.

Н. ЮРЬЕВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList