Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

29.05.2003 18:55 | Дума | Администратор

ПОРОХ ОТСЫРЕЛ

Вопросы реформирования Вооруженных сил РФ

В последние месяцы сложилась нетерпимая ситуация. Деятели из СПС фактически узурпировали тему проведения реформы Вооруженных сил. В истерическом тоне требуют превращения армии в микроскопическую и наемную. Прежде всего в жандармскую.

Далее, обращаю ваше внимание на то, что проталкивают идею набирать наемную армию из числа иностранцев. Пока что еще только граждан стран СНГ. Это прямой путь к гибели. Вы можете себе представить, чтобы экипаж «Варяга», набранный по иноземным городам и весям, так сражался бы за честь Андреевского флага? Думается, что нет. Набор в Российскую армию всяческого сброда из СНГ преследует одну-единственную цель — превращение армии в карателей, способных лишь расстреливать народ.

Если проводить исторические аналогии, то необходимо отметить, что, пока римские легионы набирались из свободных граждан Рима, они были непобедимы. Римляне могли проиграть сражение, но не войну. Но как только римские легионы стали наемными, как только в легионеры стали набирать кого попало, римляне стали терпеть поражение за поражением. И то верно — что за дело выходцу из Египта, Сирии, Иберии или Греции сражаться и умирать за Рим? Пусть его вандалы и готы грабят. В годы Тридцатилетней войны армии Тилле и Валленштейна были непобедимы, пока не столкнулись с армией шведского короля Густава-Адольфа. И выяснилось, что тяжелые, кровопролитные бои армии Тилле и Валленштейна, набранные из авантюристов и любителей наживы, не выдерживают. А вот свободные шведы, призванные под знамена своего короля, сражаются и побеждают.

Похоже, Россия, как и Древний Рим, вступает в полосу заката. Все признаки налицо. Наемная армия из всяческого сброда окружающих территорий, полный безразличия народ, требующий только хлеба и зрелищ. Найдутся ли силы, способные пробудить народ от гибельной спячки? Кто его встряхнет, как надо встряхивать человека, впадающего в спячку замерзания в зимнюю стужу?

Патриоты альтернативного плана не выдвинули. Это подвигло взяться за клавиатуру и набросать ряд соображений. Они прилагаются. Вполне возможно, что они подойдут для вашего выпуска «Отечественные записки».

Андрей РАЙЗФЕЛЬД. Москва.

Реформирование Вооруженных сил требует решения нескольких основополагающих вопросов. По меньшей мере следующих:

— корректировку законодательной базы;

— совершенствование структуры Вооруженных сил, организационно-штатной структуры войск, комплектования войск, оснащенности вооружением и военной техникой;

— совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных сил, поставок вооружения и военной техники;

— совершенствование системы поддержания правопорядка в Вооруженных силах;

— совершенствование системы боевой учебы войск и подготовки военных кадров;

— совершенствование системы прохождения военной службы и комплектования войск;

— совершенствование системы обеспечения повседневной деятельности Вооруженных сил.

Прежде всего необходимо определиться, что Вооруженные силы России должны строиться на смешанной основе. Их костяк должны составлять профессиональные военные: офицеры, прапорщики, сержантский и рядовой состав сверхсрочной службы. Наряду с ними Вооруженные силы должны комплектоваться личным составом, проходящим службу по призыву, для получения обученного запаса.

Что касается приведенных выше проблемных вопросов, то возможны следующие пути их решения:

I. Корректировка законодательной базы.

Прежде всего необходима комплексная экспертиза законодательных актов, определяющих государственную политику в вопросах обороны. Определение взаимного влияния законов, выявление «белых пятен», противоречий и неувязок в оборонном законодательстве, дополнение оборонного законодательства необходимыми законодательными, правовыми и нормативными актами. Например:

— принятие законодательного акта, определяющего принципы организации боевой подготовки в Вооруженных силах, введение системы независимого контроля организации и хода боевой подготовки, введение ответственности, вплоть до уголовной, за срыв боевой подготовки, за использование личного состава на хозяйственных работах или на строительстве частных домов руководящему составу ВС;

— принятие поправок в Положение «О прохождении военной службы», строго регламентирующих порядок прохождения службы по призыву, обязательную первоначальную подготовку лиц, призванных на военную службу, в специализированных учебных центрах;

— введение в Положение «О прохождении военной службы» послужного ценза — минимальных сроков прохождения службы на офицерских должностях, ранее которых не допускается назначение офицерского состава на вышестоящие должности (для пресечения «диких» карьер, когда за два-три года обладатели протекции осуществляют умопомрачительное продвижение по службе), кроме военного времени и в случае участия в локальных военных конфликтах;

— запрет на прохождение службы близкими родственниками в одной войсковой части (войсковая часть — это воинское формирование от дивизии и выше);

— законодательное определение порядков и процедур вступления в должности и сдачи должностей с указанием сроков и обязанностей должностных лиц;

— законодательное закрепление за командным составом всех уровней обязанностей по выявлению и пресечению общеуголовных и воинских преступлений;

— законодательное запрещение преследования командного состава, выявившего в своих подразделениях и частях общеуголовные и воинские преступления, если их причастность к данным преступлениям не определена в судебном порядке;

— введение в Кодекс об административных правонарушениях главы «Воинские правонарушения», где предусмотреть наказание в виде ареста с содержанием на гауптвахте и исправительные работы; предусмотреть для этого соответствующие процедуры в военных судах;

— введение ряда льгот, прежде всего при получении высшего образования, при бесплатном получении жилья и жилищном кредитовании, при поступлении на государственную службу и т.д. и т.п. для граждан, прошедших военную службу по призыву;

и т.д. и т.п.

Наиболее оптимальным было бы сведение законодательных актов в области обороны в Оборонный Кодекс, т.к. это существенно повысит юридический статус данных документов.

II. Совершенствование структуры Вооруженных сил, организационно-штатной структуры войск, комплектования войск, оснащенности вооружением и военной техникой.

1. В последние годы структура Вооруженных сил бездумно подгонялась под западные стандарты. От этого надо решительно отказаться и восстановить структуру Вооруженных сил, состоящую из пяти видов войск: Сухопутные войска, ВВС, ВМФ, РВСН, Войска ПВО. Кроме них, иметь отдельные рода войск, в том числе Космические войска.

Структура каждого вида Вооруженных сил должна определяться на основании научных, тщательно просчитанных стратегических и оперативных выкладок с целью обеспечения наилучших условий управления войсками, их расквартирования и стратегического развертывания, а также боевой подготовки личного состава и проведения сборов военнообязанных запаса.

Исходя из тщательного анализа возможных угроз, необходимо определить параметры Вооруженных сил в части количества частей, соединений и объединений различных видов и родов Вооруженных сил, а также их дислокации, имея в виду возможности маневра между театрами военных действий.

Для Сухопутных войск оптимальной была бы структура из трех эшелонов:

— эшелон прикрытия государственной границы;

— эшелон быстрого развертывания и постоянной готовности;

— эшелон резерва Верховного главного командования;

Кроме того, в структуре всех видов и родов Вооруженных cил в обязательном порядке должны иметься учебные центры для выполнения следующих задач: первоначального обучения военнослужащих, призванных на военную службу; обучения сержантско-старшинского состава; проведения учебных сборов военнослужащих запаса.

Части, соединения и объединения прикрытия государственной границы должны дислоцироваться на наиболее угрожаемых направлениях с целью недопущения внезапного вторжения войск агрессоров и захвата стратегически важных объектов, расположенных вблизи государственной границы, а также мест базирования ВМФ.

Части, соединения и объединения быстрого развертывания и постоянной готовности должны дислоцироваться вблизи крупных транспортных узлов с развитой инфраструктурой, со значительными мобилизационными ресурсами. Их укомплектованность должна обеспечивать быстрое — в срок не более трех суток — развертывание до штатов военного времени и выдвижение на угрожаемые направления для создания необходимой группировки войск.

Части, соединения и объединения эшелона резерва Верховного главного командования должны также дислоцироваться в регионах с развитой транспортной инфраструктурой и наличием необходимых мобилизационных ресурсов. Предназначение данного эшелона — кадрированных соединений и объединений, баз хранения техники и вооружения — обеспечить развертывание массовой армии для ведения широкомасштабной войны.

Военно-Морской Флот должен иметь двухуровневую структуру: эшелон постоянной готовности и резерв. В состав эшелона постоянной готовности должны входить морские ядерные силы, океанский флот, десантно-высадочные силы, береговые ракетно-артиллерийские части и ПВО флота. Резерв должны составлять корабли, которые выводятся с отстоя и консервации при приведении флота в боевую готовность «военная опасность». К резерву могут быть отнесены корабли охраны водного района (тральщики, сторожевые и противолодочные корабли прибрежного действия, противолодочные, сторожевые и ракетные катера), эскортные корабли для обеспечения охраны судоходства, а также частично десантно-высадочные корабли.

Двухуровневую структуру могут иметь и ВВС, этот вид Вооруженных сил также может иметь в своем составе объединения и соединения постоянной готовности и резерв.

Что касается Войск ПВО и РВСН, то эти два вида Вооруженных сил должны иметь только объединения, соединения и части постоянной готовности.

2. Совершенствование организационно-штатной структуры частей и соединений Вооруженных сил должно проводиться для достижения следующих целей:

— обеспечивать максимальную боевую эффективность и самостоятельность частей, соединений и объединений, возможность решать максимально широкий круг боевых задач без усиления за счет сил и средств вышестоящего командования;

— обеспечивать быстрое приведение частей, соединений и объединений в высшие степени боевой готовности;

— обеспечение в мирное время полноценной и качественной организации боевой подготовки, содержания и обслуживания вооружения и военной техники, повседневной деятельности войск;

— выделение в случае необходимости из состава войск постоянной готовности личного состава в состав организационных ядер для развертывания соединений и частей на базах хранения техники и вооружения.

При этом необходимо решительно отказаться от порочного принципа бездумного сокращения численности личного состава в подразделениях боевого, технического и тылового обеспечения при всемерном расширении круга решаемых ими задач. Перегрузка личного состава различными, порой взаимоисключающими, задачами в условиях современной войны неизбежно приведет к дезорганизации и парализации деятельности сначала подразделений, а следом за ними и частей, соединений.

Также необходимо выработать оптимальное соотношение между боевыми подразделениями, частями и соединениями и подразделениями, частями и соединениями боевого, технического и тылового обеспечения. Подразделения, части и соединения всех видов обеспечения должны обеспечивать минимальное отвлечение сил и средств боевых подразделений, частей и соединений на решение вопросов обеспечения боевых действий.

3. Совершенствование укомплектованности войск включает в себя решение одного-единственного вопроса. Необходимо создание такой системы, которая исключит нахождение в составе Вооруженных сил недоукомплектованных частей и соединений. Необходимо решительно отказаться от принципа: «всем сестрам — по серьгам». Генеральный штаб, военкоматы, МВД, Госкомстат, Минздрав, Министерство просвещения должны работать в одной упряжке. Должен иметься банк данных о наличии и динамике изменения количества призывников не менее чем на десять лет вперед. Эта динамика должна отслеживаться. И Генеральный штаб должен знать, сколько и каких призывников у него будет в перспективе, сколько и каких кандидатов на сверхсрочную службу можно ожидать.

Исходя из этих прогнозов, должно варьироваться соотношение частей и соединений прикрытия государственной границы, постоянной готовности и частей, и соединений резерва ВГК. В случае прогнозируемого уменьшения призывного контингента какая-то часть частей и соединений постоянной готовности переводится в эшелон резерва ВГК. При последующем увеличении численности призывного контингента эти части опять развертываются до штатов эшелона войск постоянной готовности.

Ситуация, когда части, считающиеся частями постоянной готовности, укомплектованы менее чем наполовину, менее чем на треть от своей и без того урезанной численности, должна быть исключена. Процент укомплектованности должен быть определен законодательно, как и возможные отклонения от него.

Например, для частей и соединений эшелона прикрытия государственной границы — 90% штатной численности военного времени, для частей и соединений эшелона постоянной готовности — 60% штатной численности военного времени с допустимым отклонением не более 10% в меньшую сторону.

4. Расчет численности вооружения и военной техники, необходимых для оснащения Вооруженных сил, необходимо осуществлять исходя из следующих посылок:

— оснащение новейшими видами и типами вооружения и военной техники частей, соединений и объединений эшелонов прикрытия государственной границы и постоянной готовности Сухопутных войск, эшелона постоянной готовности ВВС и ВМФ, а также войск ПВО;

— оснащение вооружением и военной техникой необходимого качества войск эшелона резерва Верховного главного командования Сухопутных войск, резерва ВВС и ВМФ;

— обеспечение резерва вооружения и военной техники для восполнения первоначальных потерь в ходе войны или вооруженного конфликта до поступления новой техники от промышленности.

Качественные параметры вооружения и военной техники войск прикрытия государственной границы и постоянной готовности Сухопутных войск, а также ВВС, ПВО и ВМФ должны обеспечивать равную или более высокую эффективность по сравнению с зарубежными аналогами. Качественные параметры войск эшелона резерва ВГК Сухопутных войск, резерва ВВС и ВМФ не должны отставать более чем на одно поколение от оснащения войск постоянной готовности и прикрытия государственной границы.

III. Совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных сил, поставок вооружения и военной техники.

Требуется решительное обновление системы заказов вооружения и военной техники для нужд обороны. Прежде всего необходимо значительно укрепить и усилить бездумно сокращенные Центральные НИИ Министерства обороны. Они должны стать аналитическими центрами, обеспечивающими Генеральный штаб, главные командования необходимой информацией, которая должна ложиться в основу программ вооружения Вооруженных сил. А сами программы должны иметь ранг законодательного акта. И утверждаться даже не Указом президента РФ или постановлением правительства, а федеральным законом. В соответствии с этими программами должны формироваться и разделы оборонного бюджета.

Далее, необходимо организационное укрепление заказывающих управлений видов Вооруженных сил и родов войск. Прежде всего создание в военных академиях факультетов по подготовке офицеров для заказывающих управлений и военных представительств Министерства обороны со специализированной программой подготовки, адаптированной к специфике работы с промышленностью.

Необходимо расширение подготовки военных экономистов для контроля оборонного заказа. Не только в Военной финансово-экономической академии, но и в Военно-финансовом училище. Экономикой оборонного заказа должны заниматься профессиональные экономисты. Соответственно должны быть укреплены и укрупнены финансово-экономические отделы заказывающих управлений. В них должны быть не только подразделения, контролирующие текущее финансирование оборонного заказа, но и аналитические подразделения, отслеживающие состояние дел в оборонных отраслях промышленности, способных оценивать способность предприятий и отраслей промышленности к выполнению оборонного заказа.

Кроме того, необходимы разработка и законодательное утверждение специального правового акта, детально определяющего порядок оформления, рассмотрения, согласования и утверждения контрактов на поставку продукции по Государственному оборонному заказу. Там же должно быть детально расписано, как принимается оборонная продукция, как она оплачивается, как проверяется правильность расходования предприятиями денежных средств, поступивших для оплаты оборонной продукции. В документе должны быть приведены типовые формы всех документов, которые должны оформляться при заключении контрактов и при приеме продукции от предприятий. Также в этом документе должен быть детально регламентирован порядок привлечения головными исполнителями субподрядчиков к работам по Государственному оборонному заказу. Непременным условием создания вооружения и военной техники должны быть конкурсные условия разработки.

Главной целью при решении данного вопроса должно быть создание такого механизма заказов и поставок вооружений и военной техники, который обеспечил бы максимальную эффективность расходования финансов. При этом Вооруженные силы должны получать только те вооружения и военную технику, которые отвечают всем требованиям современной войны. Во главу угла должен ставиться критерий «стоимость + эффективность».

Также должно быть максимально снижено влияние лоббистских групп при принятии решений о разработке и постановке на производство вооружения и военной техники путем персональной ответственности руководства заказывающих управлений и лиц, подписывающих акты приема техники на вооружение, за поставки в Вооруженные силы вооружения и военной техники ненадлежащего качества.

IV. Совершенствование системы поддержания правопорядка в Вооруженных силах.

Без решения проблемы поддержания правопорядка в Вооруженных силах невозможно решение проблемы их возрождения. Ключевым элементом в решении этого вопроса должно быть создание в Вооруженных силах системы правоохранительных органов в виде Федеральной службы военной милиции. Это должна быть федеральная служба, не подчиненная Министерству обороны. Сфера ее деятельности, кроме Министерства обороны, должна охватывать Внутренние, Пограничные и Железнодорожные войска, воинские формирования гражданской обороны.

ФСВМ должна вести борьбу с общеуголовными и воинскими преступлениями, со злоупотреблениями служебным положением. Ее структуры должны пронизывать все уровни Вооруженных сил, Внутренних, Пограничных и Железнодорожных войск, воинских формирований гражданской обороны от полка (отдельного батальона) до центрального аппарата.

Главной особенностью ФСВМ будет ее независимость от командования всех уровней. И ни в коем случае нельзя создавать подобную структуру в составе Министерства обороны. Иначе военная милиция может быть использована иными начальниками как инструмент давления на неугодных подчиненных.

Без создания независимой правоохранительной структуры переломить криминальную ситуацию в Вооруженных силах будет невозможно. Ситуация требует решительного усиления карательных мер. Никакими уговорами, никакими заклинаниями: «Давайте жить дружно, давайте не нарушать законов» — ничего сделать невозможно.

Необходимо также укрепить независимость военных прокуроров и судей. Выскажу крамольную мысль, но наилучшим вариантом будет передать все вопросы назначения на должности и присвоения званий военным судьям и военным прокурорам председателю Военной коллегии Верховного суда и Генеральному прокурору. Когда вопросы назначения на должности и присвоения званий будут находиться вне компетенции Министерства обороны, и военные судьи, и военные прокуроры будут работать без оглядки на высокие коридоры в Москве.

Одновременно, как уже упоминалось, необходимо в законодательном порядке в уставах, в Положении «О прохождении военной службы», в законах закрепить положение, что не может быть подвергнут наказанию командир (начальник), выявивший в своем подразделении или части воинские или общеуголовные преступления, если только его причастность к этим преступлениям не определена в ходе следствия и не подтверждена в судебном порядке.

Пока командиров будут снимать с должностей за то, что они выявили и передали в органы правопорядка казарменных хулиганов или преступников, ни о каком переломе в борьбе с дедовщиной и преступлениями в Вооруженных силах не может быть и речи. Надо развязать руки командирам всех уровней в деле борьбы с преступностью.

V. Совершенствование системы боевой учебы войск и подготовки военных кадров.

1. Боевая подготовка.

В первом разделе уже упоминалось, что боевая подготовка должна регламентироваться не только приказами и директивами Министерства обороны, но и правовым актом уровня Федерального закона, в крайнем случае указа президента или постановления правительства.

Необходимо коренным образом изменить подход к этому вопросу. Главное управление боевой подготовки Министерства обороны должно иметь мощный научный и аналитический аппарат, способный обеспечить разработку методических пособий по боевой подготовке для всех видов и родов войск, сбор и анализ данных о ходе боевой подготовки в войсках.

Важнейшей задачей должна стать разработка в централизованном порядке программ, методических пособий и руководств по организации обучения и тренировок личного состава видов и родов Вооруженных сил. Данные пособия и руководства должны издаваться Военным издательством Министерства обороны и централизованно доводиться до командного состава всех уровней, начиная от командира взвода. Командный состав не должен сидеть и выдумывать, сколько раз и в какой последовательности должны быть отработаны те или иные элементы. Все это должно быть изложено в имеющихся у него методических пособиях и руководствах.

Непременным условием повышения уровня подготовки личного состава Вооруженных сил должно стать насыщение их тренажерами и имитаторами работы на боевой технике, изготовленных предприятиями — изготовителями вооружения и военной техники. Поставка тренажеров и имитаторов должна входить в комплектность поставки вооружения и боевой техники.

Тут необходим небольшой экскурс в историю. К сожалению, в Советских Вооруженных силах так и не смогли понять, что времена, когда боевую технику можно было изучить за три показа, безвозвратно канули в Лету. В войска приходила все более и более сложная техника, а методы обучения оставались прежними: рассказ — показ. Владению сложнейшими системами пытались обучить, объясняя их работу на пальцах. В итоге — постоянные поломки и выходы из строя. Как следствие возобладал принцип: не подпускать солдата к технике, чтобы дров не наломал, а там как-нибудь выкрутимся, авось, войны не будет.

К сожалению, в современном мире война скорее будет, чем нет. Поэтому овладение боевой техникой является жизненно необходимым элементом боевой готовности войск. И без современных тренажеров и имитаторов, установленных в учебных корпусах, не обойтись.

Но учебные корпуса потребуют изменения штатного расписания частей и соединений. В их штатах должны иметься соответствующие должности личного состава, отвечающего за содержание учебных корпусов. К содержанию учебных корпусов и обслуживанию тренажеров и имитаторов можно будет также привлекать и лиц, проходящих альтернативную службу.

Недопустимо единственное — возлагать содержание учебных корпусов, тренажеров и имитаторов на личный состав подразделений как дополнительную нагрузку. Печальный опыт подобного совместительства в Советской Армии показывает, что ничего хорошего из этого не выходит: либо человек выпадает из подразделения, либо текущие работы в подразделении не оставляют времени на работу в учебном корпусе.

Также необходимо коренным образом перестроить систему командирской подготовки офицерского состава. Ранее действовавшая система подготовки в виде занятий в ходе текущей повседневной деятельности не оправдала себя. Необходим переход на периодическое прохождение курсов переобучения, на которые офицеры должны направляться в соответствии со специальным графиком, который должен утверждаться на уровне командира соединения. И его нарушение не должно допускаться.

Неотъемлемым атрибутом боевой подготовки должны стать учения в составе частей и соединений с боевой стрельбой. Данные учения должны проводиться в основном на специально отведенных полигонах учебных центров, с использованием техники этих учебных центров. Личный состав частей и соединений прибывает на полигоны, принимает технику и приступает к выполнению учебных задач. Соединения для отправки на учения поднимаются по специальному сигналу без предварительного предупреждения. График отправки частей и соединений на полигоны до их командования не доводится.

Учения с использованием штатной техники проводятся в основном с частями и соединениями эшелона прикрытия государственной границы. Части и соединения внезапно поднимаются по тревоге, и их направляют на полигоны. Планы проведения учений и график подъема частей и соединений по тревоге также имеют ограниченное распространение.

При этом любое соединение или часть могут быть дважды подряд подняты по тревоге или отправлены на полигон. При оценке уровня боевой готовности и подготовки личного состава результаты учений с боевой стрельбой являются определяющими.

2. Подготовка военных кадров.

а) Реформа должна начаться с восстановления для военно-учебных заведений статуса «военные училища» и «военные академии». Эти наименования исторически сложились в России, и замена их на военные институты и университеты есть преступление. Есть попытки насильственно прервать традиции военно-учебных заведений.

б) Подготовка военных кадров должна строиться на основе детального учета офицерских кадров и прогнозирования изменения их численности. Недопустимо решительно отказаться как от принципа их подготовки по принципу «каши маслом не испортишь, чем больше, тем лучше», так и от бездумного сокращения численности выпускников.

Для решения данной проблемы на первоначальном этапе неизбежно придется увеличить численность курсантов военных училищ и военных академий. Ситуация, когда некомплект офицерского состава пытаются компенсировать выпускниками гражданских вузов, — нонсенс для армии. Военно-учебные заведения должны полностью обеспечивать потребности Вооруженных сил в офицерских кадрах как минимум мирного времени.

Одной из важнейших задач является профессиональная ориентировка кандидатов на поступление в военно-учебные заведения. Необходимо разработать систему тестов при отборе кандидатов в военно-учебные заведения еще на уровне военных комиссариатов для ориентировки абитуриентов на те или иные военные специальности, дабы избежать моральных и материальных издержек при ошибочном выборе военной специальности.

Все военно-учебные заведения должны быть пятилетними. Необходим коренной пересмотр учебных программ. Они должны быть адаптированы к овладению новейшими средствами вооружений и методами ведения боевых действий. Новейшие образцы вооружения и военной техники должны в первую очередь направляться в вузы.

Во всех вузах обязательно должна быть введена программа этического и эстетического воспитания курсантов военно-учебных заведений, программа правовой подготовки, позволяющая по прибытии к местам службы в офицерских должностях грамотно осуществлять выполнение служебных обязанностей.

Также должно быть запрещение в законодательном порядке использования офицеров не в соответствии с их специальностями, полученными при обучении в вузах. Подобное должно допускаться только после переподготовки на специальных курсах, при этом срок обучения должен будет обеспечивать полноценное освоение новых специальностей.

в) Одним из важнейших звеньев Вооруженных сил является сержантский состав. Именно сержанты и старшины должны нести основную нагрузку по поддержанию внутреннего порядка и воинской дисциплины в подразделениях, повседневной работы с личным составом, индивидуального обучения военнослужащих. Крах Советской Армии начался с того момента, когда из казармы был убран сержант-сверхсрочник, высвобождавший офицера от мелочного контроля за подчиненными.

Поэтому в первую очередь необходимо изменить порядок подготовки сержантского и старшинского состава Вооруженных сил. Сержанты и старшины должны быть сверхсрочниками, контрактниками на современном языке. Отбор военнослужащих для подготовки из них сержантов или старшин должен проводиться по результатам первоначального обучения в учебных центрах после призыва на военную службу и трехмесячного прохождения службы в строевых частях. Командиры подразделений должны быть напрямую заинтересованы в качественном отборе кандидатов для обучения на сержантов или старшин, поскольку те впоследствии должны возвращаться в те же самые подразделения.

Значительную роль должно играть и материальное стимулирование сержантского и старшинского состава. Сержант, старшина сверхсрочной службы, прослуживший несколько лет, должен иметь денежное содержание не ниже чем на уровне командира взвода, только вступившего в должность.

VI. Совершенствование системы прохождения военной службы и комплектования войск.

Совершенствование системы прохождения военной службы должно быть направлено на кардинальное решение двух ключевых вопросов:

— совершенствование порядка прохождения службы офицерского состава;

— совершенствование порядка прохождения службы военнослужащими срочной службы.

Для офицерского состава:

1. Введение послужного ценза. Для каждой должности должен быть введен особый ценз — минимальный срок прохождения службы на офицерских должностях, ранее которых не допускается назначение офицерского состава на вышестоящие должности. Два года для командира взвода, три года для командира роты (батареи), два года для заместителя командира батальона (дивизиона) и т.д. и т.п. Главная цель подобного ценза — полное и доскональное изучение качеств офицеров, их способностей и пресечение «дикого» служебного роста отпрысков высоких начальников, когда за два-три года обладатели протекции делают умопомрачительные карьеры. Исключение должно быть сделано только для военного времени.

2. Четкая регламентация порядка прохождения службы офицерским составом в отдаленных местностях. Офицер, прошедший службу в такой местности, не должен более без его согласия направляться туда.

3. Предоставление права офицерскому составу свободного увольнения со службы по истечении фиксированных сроков службы в офицерских должностях: через 5, 7, 10, 15 и 20 лет. После выслуги 20 лет в льготном исчислении офицер должен иметь право свободного увольнения в запас по собственному желанию.

Что даст такое право свободного увольнения? Во-первых, после 5 или 7 лет службы будут увольняться те, кто не желает служить, кто понял свою ошибку в выборе профессии. После 7 и 10 лет службы будут увольняться те, кто посчитал, что у него отсутствуют перспективы дальнейшего служебного роста. В итоге армия будет освобождаться от офицеров, потерявших стимул к службе, к дальнейшему профессиональному росту. С другой стороны, люди не будут вынуждены искать незаконные методы и способы увольнения из Вооруженных сил.

Для военнослужащих срочной службы:

Прохождение службы военнослужащими срочной службы должно быть разбито на следующие этапы:

— шестимесячное обучение в учебных центрах после призыва на военную службу.

Должно включать в себя:

а) первоначальное обучение — три месяца;

б) обучение основам навыков по военным специальностям — три месяца.

— боевая подготовка в составе строевых подразделений, частей и соединений в течение оставшихся года или полутора лет.

При этом должен быть введен законодательный запрет на использование личного состава учебных центров на хозяйственных работах, на отрыв личного состава от боевой подготовки.

Необходимо пояснение тезиса о первоначальном обучении военнослужащих срочной службы в специализированных учебных центрах. Нет нужды доказывать, что при увольнении старослужащих и приходе нового пополнения боеспособность частей резко снижается. В Советской Армии, к сожалению, так и не смогли отрешиться от методов конца сороковых — начала пятидесятых годов, когда молодое пополнение после курса молодого бойца вливали в подразделения и там обучали по специальностям. Когда самым сложным образцом вооружения был механический прибор управления зенитным огнем образца 1939 года, это еще можно было позволить. На его освоение уходило от силы три недели. Когда же в войска пошли ЗРК и ПТРК, подобные методы начали себя изживать. Но за них держались, как утопающий за соломку. Двух мнений быть не может: качественное первоначальное обучение личного состава непосредственно в воинских частях невозможно. Выход единственный — учебные центры, из которых в строевые части будет приходить личный состав, уже прошедший первоначальную подготовку по специальностям.

Что касается военнослужащих сверхсрочной службы (контрактников), то здесь также требуется серьезная проработка вопроса. Сейчас «реформаторы» надеются, что людей подтолкнет к контрактной службе нищета. Но патриоты, болеющие за Россию, должны поставить вопрос по-другому: как сделать военную службу по контракту привлекательной при процветающей экономике, при растущем уровне жизни. Здесь не обойтись без наделения людей, отслуживших по контракту, льготами. В жилищном кредитовании, в более раннем пенсионном возрасте (снижение его для мужчин до 55, 50 и 45 лет, для женщин — до 50, 45 и 40 лет соответственно, в зависимости от выслуги лет) и т.д. и т.п.

Совершенствование системы комплектования войск.

У наших либералов проскочила одна идея, которую, кстати, не грех взять на вооружение. Необходимо предоставить право русскоязычным юношам и девушкам из стран Закавказья, Средней Азии и Казахстана, потомкам граждан СССР, выехавших в свое время в эти республики СССР, обращаться в посольства России с просьбой направить их в Вооруженные силы Ро


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList