21.09.2002 09:17 | Дума | Администратор
СЛЕДЫ КАТАСТРОФ
По свидетельству журналистов, С.Шойгу прибыл на встречу во всеоружии», принес даже фотографии местности, сделанные из космоса. Однако они не понадобились. В.Путин их не рассматривал, предпочтя просто выслушать министра, которого довольно быстро прервал вопросом о том, почему в Чеченской Республике не ведутся выплаты пострадавшим? В списках пострадавших отсутствуют конкретные адреса. Но деньги есть, и выплаты начнутся после внесения необходимых сведений — этот ответ журналисты, свидетели встречи, вслед за президентом посчитали достаточно серьезным и убедительным. Итак, все остались довольны: президент продемонстрировал осведомленность, глава МЧС — принципиальность, журналисты — оперативность в освещении события. Правда, при этом последние почему-то удовлетворились тем, что вместо серьезного разговора им подсунули всего лишь его видимость.
Спору нет. Чеченская Республика в силу известных событий является особенным субъектом Российской Федерации. И совершенно правильно то, что президент демонстрирует и всей стране, и чеченцам свою заботу о них. Но ведь республика — одна из девяти субъектов Южного федерального округа (всего их 13), пострадавшая от ударов стихи. Думается, что жители других республик, краев и областей округа также вправе были убедиться в президентской заботе.
Сегодня, когда стихия успокоилась, подведены итоги ее разрушительных ударов. По официальным данным, погибли 167 человек, 42 человека числятся пропавшими без вести, в той или иной форме пострадавших — 280 тысяч человек. Материальный ущерб достигает 16 миллиардов рублей.
Напомним, что президент В.Путин достаточно оперативно отреагировал на разыгравшуюся драму 1 июля он провел в Ставрополе совещание с руководителями регионов, на котором пообещал всем пострадавшим денежные компенсации и жилье к 1 декабря. Тогда же правительство приняло программу восстановления и строительства жилых домов и инфрастру-ктуры в ЮФО и утвердило размеры компенсаций. Предполагалось, что каждая семья получит от 20 до 50 тысяч рублей — в зависимости от ущерба. Деньги, по сегодняшним ценам, не очень и велики, но все же подспорье какое-никакое.
Как же выполняются те решения? Как контролируются? Да так, как это и сложилось в последние годы в нашей стране. Трудно, через пень колоду, с ущемлением прав человека, а кое-где, похоже, и с растащиловкой. Наша газета в августе рассказала уже о горестной судьбе одной семьи из Ставрополья. Глава, отец десятерых детей, мужественно боролся со стихией, спасая от воды детей, животных, а после всего пережитого покончил жизнь самоубийством, не перенеся оскорблений со стороны тех, кому власти поручили обследовать пострадавшие хозяйства для определения размеров ущерба и сумм компенсации. Конечно, не все избирают такой путь протеста, но многие звонившие в редакцию, жители пострадавших ре-гионов выражали возмущение тем, что эти самые «оценщики», как их называют в народе, явно занижают объемы потерь их имущества. Люди справедливо делают вывод, что, видимо, есть такая установка — экономить.
Кроме того, имеет место нескоординированность действий строительных организаций. Дома или даже целые поселки строят, но не подключают к жизнеобеспечивающим коммуникациям: электричеству, газу, водопроводу И вот готовые здания стоят как памятники головотяпству, а люди в это время ютятся во временных, не приспособленных к жилью помещениях.
И еще одна типичная беда нашего времени. Ее в интервью прессе обозначил полпред президента в ЮФО Виктор Казанцев. По его словам, правительство России выделило на восстановительные работы 6,5 миллиарда рублей, однако на местах твердят, что деньги не поступают. «Что это, неповоротливость финансовых структур или уже кто-то начал греть руки?» — задает вопрос полпред. И поясняет, мол, «есть сигналы о том, что появились желающие «прокрутить» бюджетные деньги или использовать их не по назначению».
Эх, уважаемый полпред! Да такими желающими Москва кишмя кишит. Несметные суммы уже ушли через оффшоры и осели в чужеземных бан-ках за годы так называемых реформ, и какие еще уйдут, если не изменить их вектор! Нам обещали, что страна будет богатой, когда в ней появятся богатые люди. Олигархов, владеющих огромными деньгами, уже много, а страна все беднеет, не хватает даже
на то, чтобы дать обещанное людям, пережившим катастрофу
Органы прокуратуры ЮФО возбудили 18 уголовных дел по фактам неподготовленности местных властей к стихийному бедствию. Возможно, это правильно. Следствие разберется. Только вот вопрос: а не отведена ли этим людям роль тех самых стрелочников, на которых свалят всю вину? В упомянутом уже интервью В.Казанцева полпред президента отметил, что «чрезвычайная ситуация складывалась более десяти лет. Не расчищались и не обустраивались русла рек, не велись в должном объеме берегоукрепительные работы, заилились дренажные системы, не возводилась противоселевая защита». А произошло это потому, что «сегодня нет единой структуры, которая занималась бы всеми водными ресурсами». В.Казанцев правильно все сказал. Действительно, должен быть один хозяин, у которого были бы и механизмы, и силы, и рычаги управления, и контроль, и конкретная зона ответственности. Все правильно сказано, не сказано только, что такой хозяин был при Со-ветской власти. Как рассказывал в нашей газете член комиссии Совета Федерации по ликвидации последствий наводнения на юге России Николай Кондратенко, существовало специальное Бассейновое управление, которое следило за тем, чтобы вода нормально текла по руслам рек. Годами накапливался в управлении опыт спасения, сбережения народа от при-родных и техногенных катастроф. И вот все было разрушено реформаторами, раздроблено на куски. По словам Н. Кондратенко, он «писал, просто умолял и президента, и правительство: нельзя этого делать!» Не послушали. И вот результат.
Вместо того чтобы посмотреть в зеркало, ищут стрелочника! На следующий день после беседы с президентом В.Путиным глава МЧС провел в Ростове-на-Дону совместное заседание коллегии его министерства и коллегии территориальных подразделений федеральных органов власти при полпреде в ЮФО, на котором обнародовал «сенсационное» открытие. Оказывается, более 60% населения округа проживает в потенциально опасных районах по природным и техногенным показателям. А раз так, то, как считает С.Шойгу, собственник должен самостоятельно следить за состоянием своего жилья и в случае чрезвычайной ситуации не требовать от государства компенсации за утраченное имущество.
Конгениальное предложение. В духе Остапа Бендера: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» Эти выверты были бы смешны, если бы не заставляли с грустью задуматься над вопросом: «Кому же россияне доверили управлять страной?» Столетиями люди возделывали земли округа. Это житница России, которую холили и лелеяли, оберегали от бед, а ныне она, выходит, лишь вызывает головную боль у федеральной власти. Думается, задача власти заключается в том, чтобы дать нелицеприятную оценку собственной деятельности и собственным ошибкам. Масштабы потерь таковы, что регионам без поддержки федерального центра из беды не выбраться. А значит, всю необходимую помощь им надо оказать.
Известно, что в последние годы происходит опок населения с северных территорий России. При том подходе, который предлагает С.Шойгу, не начнется ли отток населения и с ее юга?
Валентин СИМОНИН.
blog comments powered by Disqus