Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

29.04.2003 16:55 | Дума | Администратор

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ ПОДЛОГ

Квартплату — под контроль народа!

ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ 21 марта 2003 года принимали во втором чтении закон, который все почему-то с 1993 года упорно продолжают называть жилищно-коммунальной реформой (ЖКР). Итак, как и следовало ожидать, думское большинство от меньшинства граждан, думается, неосознанно подписало акт приема (Госдумой) передачи (правительством) права на продолжение игры с населением — ЖКР без правила игры — Жилищного кодекса Российской Федерации для перехода от одного жилищно-коммунального уклада жизни людей к другому, к так называемому базарному или рыночному.

В перечне “наиболее важных перемен в образе жизни людей в течение ХХ века” участники исторического опроса, проведенного ВЦИОМ в конце уходящего столетия, отметили три величайших достижения, которых не знала мировая цивилизация. Это бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, бесплатное получение жилья с обеспечением его доступного широким слоям населения обслуживания и сохранности, с соблюдением единых норм и правил эксплуатации.

Эти достижения стали одним из примеров практической реализации гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина, высокой эффективности социально значимых законов советского периода.

Прошло целое десятилетие. Но в жилищно-коммунальном комплексе совершенно ничего к лучшему не меняется. Обоснованные требования граждан “Нет — антинародной реформе ЖКХ!”, акции протеста по всей стране, оценки, заключения и предложения специалистов, журналистов, экспертов продолжают оставаться без внимания, как и явные нарушения прав потребителей услуг ЖКХ. Такие явные нарушения законности с молчаливого согласия органов надзора и жилищных инспекций на всех уровнях сегодня возведены в масштаб экономической политики правительства. Результат совершенно необоснованный — рост цен на жилищные услуги, оплату жилья, тепла, горячей воды, газа, электричества и др.

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН сегодня — это тайна за семью печатями. Ведь чтобы разобраться и понять эти механизмы, нужно понять себестоимость каждой услуги в жилищно-коммунальном комплексе. А чтобы понять эту себестоимость, нужно иметь прозрачный учет этих услуг — сколько все это стоит. Простой пример. В Мытищинском районе самую понятную и прозрачную строку “оплата за пользование лифтом” спрятали — включили в состав “техническое обслуживание” и осуществляют расчеты с населением от общей площади. Или принуждение жильцов платить за вывоз бытовых отходов также от общей площади, а не от количества потребителей этих услуг, как это предусмотрено законодательно. Вот конкретные примеры.

Установленная Минэкономразвития Московской области стоимость технического обслуживания с 01.02.2003 г. за 1 лифт составляет 800,8 рубля в месяц. В 12-этажном доме, к примеру, с общей площадью всех квартир 4638,6 кв.м с двумя лифтами при ставке оплаты 1,06 руб./кв.м (от тарифа 1,18 руб./кв.м) жильцов принуждают платить 4638,6 кв.м х 1,06 руб./кв.м = 4916,92 руб. вместо 1600,16 руб. за 2 лифта в месяц. То есть противозаконные сборы ежемесячно составляют 4616,92 —1600,16 = 3315,76 руб. или 39789,12 руб. в год за пользование лифтом.

За вывоз бытовых отходов с 01.02.2003 г. установлен тариф 79 руб./куб. м и 100-процентная оплата по 0,73 руб./кв.м, то есть жильцов дома принуждают платить 4638,6 кв.м х 0,73 руб./кв.м = 3386,18 руб. в месяц. Для этого жильцам этого дома необходимо как бы производить бытовые отходы и сдать 3386,18 руб. : 79 руб./куб.м в месяц = 42,9 куб.м в месяц или 514,5 куб.м в год. Но жильцам этого дома удается производить эти отходы только 16куб.м в месяц и должны платить только 16 х 79 = 1264 руб. в месяц. То есть противозаконные сборы ежемесячно составляют 3386,18 – 1264 = 2122,18 руб. или 25466,16 руб. в год по этой строчке, а не от количества этих услуг.

Такими загогулинами сегодня жизнь в стране в формате ЖКР все больше превращается в обман граждан. Плодится искаженное толкование федеральных законов, дезинформация, чересчур упрощенные расчеты и отписки чиновников на обращения гражан-законопотребителей.

Попытки властей, в частности Госстроя России, изменить жилищно-коммунальный уклад жизни людей, сложившийся в течение более 70 (!) лет, основаны на трех китах: 1) игнорирование Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, действующих федеральных законов, 2) хаос, 3) вранье.

ЖКХ — самая крупная отрасль хозяйства, в ней сосредоточена треть всех основных фондов страны. Такой фонд создан трудом многих поколений граждан, значит, он принадлежит всему народу и был положен в основу Жилищного кодекса РСФСР. В нем и была закреплена “коммунистическая квартплата”. Это всего лишь разумная направленность жилищной политики советского периода жизни. Она обеспечивалась за счет налогов, а не грабежа. И это было величайшим социальным завоеванием СССР.

ТЕПЕРЬ ПОПЫТАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ со всеми “пилотными проектами” в сфере ЖКХ, в том числе с ожидаемой экспансией РАО “ЕЭС” в ЖКХ якобы в связи с всевозрастающей задолженностью предприятий коммунальной отрасли перед РАО “ЕЭС”. Такая задолженность искусственно организована и все больше противозаконно расширяется. Она будет оставаться противозаконной, пока не примут новый Жилищный кодекс.

Позиция у КПРФ по реформе ЖКХ заключается, на мой взгляд, в том, чтобы не допустить поспешной коммерциализации жилищно-коммунальной сферы до принятия не только депутатами, а всем народом жилищно-коммунальной Конституции РФ.

В течение более чем 70 лет деньги населения вкладывались в этот фонд, включая РАО “ЕЭС”. В ответ государство со своей стороны брало обязательство оказывать доступное для всех слоев населения жилищно-коммунальные услуги. И эти обязательства государства сегодня продолжают иметь силу закона в виде Жилищного кодекса РСФСР с принятыми парламентом изменениями и дополнениями.

Однако в течение 10 лет он противозаконно игнорируется. Достаточно отметить, что в соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РСФСР, все еще продолжают иметь силу закона “права граждан на жилище” и его обеспечение “невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги”.

Статья 1. Права граждан РСФСР на жилище... Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Постановлениями правительства Путина—Касьянова между тем предусматривается:

1. Противозаконное принуждение всех граждан платить за капитальный ремонт жилищного фонда, что противоречит статьям 148 и 149. А если нарушен закон, то необходимо произвести перерасчет. А за нарушение кто-то должен нести ответственность.

2. Противозаконное принуждение собственников квартир платить “за содержание и текущий ремонт квартир” противоречит статье 149 п. 1 закона. Собственники квартир обслуживают их сами, в том числе и “сверх нормы”, и никому больше не обязаны платить, кроме платежей, предусмотренных статьей 24 закона “О приватизации жилищного фонда в РФ”.

3. В Жилищном кодексе РСФСР социальная норма площади жилья и соответствующие расчеты размеров оплаты услуг ЖКХ обоснованно предусмотрены от жилой площади. А в ЖКР эти приоритеты противозаконно отменены постановлениями на всех уровнях власти. Это противоречит ст. 1 Закона “Об основах федеральной жилищной политики”, где предусмотрено применение понятия “социальной нормы площади жилья” только для расчетов компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг и не предусмотрен переход к расчетам от “жилой площади” на “общую площадь”. Выходит, нет оснований устанавливать размеры оплаты услуг ЖКХ от общей площади жилья огульно.

СЕЙЧАС ЦЕНА коммунальных (по доставке в квартиры тепла, горячей воды и электричества) услуг формируется следующим образом. Около 70% в структуре коммунальных платежей составляет тепло. Еще 10% занимают поставки горячей воды. Остальные приходятся на жилищные услуги в жилищном фонде. А расходы на содержание коммунальной сферы (инфраструктуры) во всем мире и по Жилищному кодексу РСФСР предусмотрены от государственного бюджета — от налогов населения. Этот фонд является основным объектом использования источников инвестирования и других проектов от федеральных до местного самоуправления. Сегодня нет законодательных оснований на 100-процентное переключение расходов по инфраструктуре в силу ее высокой аварийности и отреформированности. Каждое повышение цен на энергоносители (где находится доля собственности всего народа) неизбежно приводит к повышению цен на товары и услуги, в том числе в первую очередь жилищно-коммунальные, и весьма существенному снижению реальных доходов значительной части населения. С каждым кварталом увеличивается число граждан, которые не в состоянии оплачивать постоянно растущие необоснованно тарифы и ставки на услуги ЖКХ. 

А правительство и думское большинство упорно продолжает называть это “усовершенствованием системы оплаты услуг ЖКХ”. Особенно негативно такое положение дел сказывается на самом жилищно-коммунальном хозяйстве. Поэтому над ЖКХ сегодня летают надуманные различные “пилотные проекты”, оторванные от истории развития программ градостроительства в целом и программ развития ЖКХ в частности в течение более 80 лет. Госстрой РФ продолжает проводить не по уму или ошибочно строительную жилищно-коммунальную и нормативно-правовую техническую политику по этим комплексам. Ведь все они являются основополагающими вопросами жилищно-коммунальной Конституции — Жилищного кодекса РФ. Поэтому совершенно обоснованно сегодня по всей стране протестуют и коммунальщики.

Такие оторванные от реальной жизни “пилотные проекты” и протесты характеризуют полное игнорирование основ первоначальной Государственной целевой программы “Жилище”, принятой постановлением Совета Министров правительства РФ от 20.06.1993 г. № 595, основанной на первоочередном обеспечении и соблюдении правовых аспектов жилищной реформы. Заметим в этой связи, что еще в 80-х годах специалисты жилищно-коммунальной отрасли пришли к следующим существенным выводам:

1. Существующая система управлений домами и жилищно-эксплуатационных контор, сыгравшая положительную роль на определенном этапе решения жилищной проблемы, уже не отвечает требованиям современного жилищного хозяйства. В настоящее время возникают новые задачи, обусловленные необходимостью координации взаимоотношений между жилищными органами и органами, обеспечивающими проектирование и производство капитального ремонта жилых строений, снабжение их электроэнергией, газом, теплом, водой и т.д. И здесь должны включаться в работу ученые, коллективы научно-исследовательских организаций отрасли, чтобы изыскать более совершенные формы и методы организации управления и эксплуатации жилищного фонда.

2. Наиболее рациональной формой управления жилищным фондом и его обслуживания в современных условиях могли бы стать мощные производственные жилищно-эксплуатационные тресты, выполняющие комплекс функций по эксплуатации и ремонту жилых строений, снабжению домов всеми коммунальными услугами, бытовыми удобствами, санитарной очистке и благоустройству территорий (Жилищное и Жилищно-строительное законодательство. Справочное пособие. М. “Стройиздат”. 1986 г.).

Сегодня средства, получаемые от населения за якобы предоставляемые жилищные услуги, противозаконно и неосознанно направляются большей частью не на ремонт жилищного фонда, а на оплату постоянно возрастающих тарифов и ставок за услуги монополистов рынка энергоносителей, созданных трудом многих поколений граждан. То есть сегодня нет концепции соблюдения баланса расходов средств от наших налогов и от доли собственности населения в составе объектов жилищно-коммунального комплекса (ОЖКК), состоящего из двух компонентов: жилищного фонда с внутридомовыми коммуникациями и фонда внешних коммуникаций (инженерной инфраструктуры) с соответствующим балансом расходов и их прозрачностью.

Убежден, что сегодня самая главная задача совсем не жилищно-коммунальная реформа. Лозунг дня иной: “Квартплату — под контроль народа!” 

И безразличных здесь быть не должно.
кандидат технических наук.
Московская область.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList