Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.07.2001 01:01 | От читателей | Администратор

И НЕТ ИНОГО ДОСТОЯНИЯ


Неотмеченная в престижных рейтингах, не обласканная спонсорским вниманием и в сущности сознательно не замеченная, как зависимой, так и независимой прессой, вот уже более двух лет живет на канале "Московия" необычная по всем параметрам современного эфира передача "Поэты России. XX век".

Первоначально телеальманах появился в программе "Русский дом" благодаря подвижническому вниманию Александра Крутова и выходил в эфир с фирменным знаком "Русского дома". Сейчас же, в связи с переустройством канала, альманах -- часть собственно "Московии".

Справедливо было бы сказать, что за два года телеальманах уже создал если не всеобъятную, то весьма содержательную панораму русской поэзии XX века: Бунин и Иннокентий Аннинский, Брюсов и Бальмонт, Белый и Вячеслав Иванов, Сологуб и Ходасевич, Цветаева и Гумилев, Ахматова и Георгий Иванов, Адамович и Клюев, Клычков и Хлебников, Волошин и Маяковский, Мандельштам и Владимир Соколов, Исаковский и Фатьянов -- перечень, будем надеяться, продолжится.

И все-таки речь идет не просто о стандартной хрестоматии или традиционно-просветительской программе. Достоинства передачи весьма многограннее и многозначнее.

Сегодня на телевидении меркам нормального, здорового (не говорим -- взыскательного) вкуса соответствуют буквально несколько передач, таких, как "Серебряный шар" или "Чтобы помнили". Зритель среднего и старшего поколения, воспитанный на радиопередаче "Театр у микрофона", на языковой и интонационной школе МХАТа и Малого театров, сломлен и раздавлен усилиями современного телевидения. Единственное утешение этого зрителя -- старые советские фильмы в День Победы или годовщины битвы под Москвой. Сегодняшний так называемый культурный эфир заполнен, если не американскими или скроенными по американскому образцу российскими боевиками и попсой, то уж обязательно литературными кроссвордами для "умников и умниц". Новым достижением культурно-развлекательной телевизионной мысли стала передача, в которой духовные неандертальцы норовят выиграть миллион рублей при попытке методом тыка ответить на вопрос из четырех комбинаций: "Чьей же собаке посвящено знаменитое стихотворение Есенина: собаке Павлова? Собаке Качалова? Собаке Баскервилей или, наконец, чеховской даме вместе с ее собачкой?"

Похоже, русскому искусству определенно уготована судьба бедного гусара из старого романса: "О русском искусстве замолвите слово -- Швыдкой не пускает его на постой".

В такой ситуации явление телепередачи "Поэты России. XX век" в культурном и образовательном (а если хотите, и воспитательном) смысле -- событие общегосударственного значения.

Автор и ведущий альманаха профессор Литературного института им. Горького Владимир Павлович Смирнов, лауреат Всероссийской литературной премии им. Ивана Бунина -- живая легенда русской литературной школы, лекциями которого заслушиваются уже несколько поколений студентов Литературного института и слушателей Высших литературных курсов.

В рассказы и повести (а это по жанру именно короткие рассказы и повести) о русских поэтах теперь уже прошлого века профессор Смирнов привнес не только яркий литературный и филологический талант, несомненный природный артистизм, но также и бесценный личный гражданский опыт, обретенный именно в годы последнего смутного десятилетия. Через призму этого мучительного не столько осмысления, сколько переосмысления рассказывает автор и ведущий повесть, которой нет печальнее, но нет и прекраснее на свете -- о Набокове и Бунине, Маяковском и Рубцове, Твардовском и Исаковском. Это яркие и живые историко-литературные повести-портреты, это уроки трудной любви к России, уроки гражданского подвига в жизни и слове. Это также рассказ о таинственной судьбе самого русского слова, которое отозвалось на рубеже XXI века.

В последние годы особое внимание к главным фигурам так называемого серебряного века -- Набокову и Бунину -- непременно сопровождается в кино и на телевидении обязательным присутствием патологии, дешевой клюквы и так порицаемым еще А.С. Пушкиным намерением "посадить гения на горшок". Ярчайший образчик такого вольного отношения к гению -- недавний фильм режиссера Учителя, явно по ошибке названный "Дневник его жены", ибо это конечно же "Дневник не его жены". Сей "дневник" бесстыдно раскручивает излюбленные мотивы неоинтерпретаторов, о которых замечательно сказал Чехов в "Попрыгунье" устами доктора Дымова: "Об этом, мама, молчать надо". Из кадра в кадр щедро матерящийся Бунин воистину трудно совместим с бессмертным завещанием, так хорошо нам знакомым: "И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья наш дар бесценный -- речь!"

Весь строй смирновской передачи как бы останавливает самую возможность не только похлопывать гения по плечу, но и выносить хоть сколько-нибудь уверенные политические приговоры тому или иному историко-литературному факту. Так, именно в передаче "Русские поэты. XX век" телезрителю предоставится редчайшая возможность услышать мнение Георгия Адамовича о Ленине, высказанное им "с того берега", из недр самой что ни на есть непримиримой белой эмиграции: "О Ленине всякий волен быть какого угодно мнения... но одно несомненно и расхождений не вызывает: в Ленине была личная порядочность... Ленин был честен, "идеен" и лично для себя своекорыстно ничего не искал..."

Между тем в авторской передаче Смирнова нет ни малейшего оттенка политической зависимости -- она в высшей степени независима от досужих и тенденциозных мнений, от моды как части перестроечного хлама. Она в равной степени свободна как от грядущего, так и от современного хама. Ее задача -- многомерность талантливого русского художника, подлинность его, пусть и противоречащих друг другу, мыслей и поступков, случавшихся с ним на всех ухабах русской истории.

Талантливый коллектив единомышленников (режиссеры Алексей Мельников и Константин Шишкин, операторы Валерий Меньшов и Владимир Лапишкин, руководитель программы Игорь Болычев) единодушно определили главных героев своей выстраданной, в муках смутного времени рождающейся передачи. Их имена: Россия и Русское Слово.

У альманаха "Поэты России. XX век" есть еще одно редкое и смелое по нынешним временам качество -- в нем в высшей степени любовно и возвышенно воспета русская провинция, связанная с именами великих поэтов: бунинский Елец и рубцовская Тотьма, тургеневское Спасское Лутовиново и фатьяновские Вязники. Сегодня именно они более всего нуждаются в русском слове.

Лариса Баранова-Гонченко


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList