24.07.2003 20:37 | Патриот | Администратор
СТАЛЬНАЯ ДОБРОТА
Но наша цель — не написать соответствующий случаю (18 июля Нельсону Манделе исполнилось 85 лет) хвалебный панегирик. Важнее понять природу становления этого выдающегося человека. Важнее понять, что из его колоссального опыта может пригодиться нам, в России. Ведь многие считают, что Россия превращается в оккупированную страну и что дело идет к освободительной борьбе. Не будем пытаться пересказать всю обширную биографию Нельсона Манделы. Попробуем дать нашим читателям «точечное» представление о том, что превратило подростка из отдаленной сельской местности в одного из самых уважаемых людей мира.
Он родился 18 июля 1918 года в семье главы влиятельной этнической группы и мог бы рассчитывать на обеспеченную жизнь племенного вождя. Один из его родственников пошел по этому пути и закончил свою карьеру бесславно, став прихвостнем режима апартеида. А Мандела отправился в Йоханнесбург учиться в университете. Получив юридическое образование, он мог превратиться в преуспевающего адвоката. Но он вновь выбрал трудный путь, еще в середине 40-х годов став одним из лидеров Африканского национального конгресса.
Белые захватили власть в Южной Африке еще 350 лет назад. Но с 1948 года начала создаваться система апартеида. Это был один из наиболее жестких колониальных режимов в истории человечества — с мощной армией, полицией и службой безопасности. Его свержение требовало сверхусилий. И острейшая борьба в Южной Африке порождала таких политических гигантов, как Альберт Лутули, Оливер Тамбо, Джейби Маркс, Мозес Котане. В этом же ряду великих южноафриканских лидеров стоит и Нельсон Мандела.
АНК был создан еще в 1912 году. Но поначалу это была организация, полагавшаяся на петиции, депутации и апелляции к расистским властям. С приходом в руководство АНК Н.Манделы и его единомышленников Конгресс обрел мощный, наступательный характер. Пошли массовые митинги, демонстрации, забастовки. Мандела, несмотря на молодость, быстро стал любимцем народа. Люди тянулись к нему. Его знания и энергия делали его естественным лидером.
В 1961 году АНК был запрещен. Начались аресты его руководителей и активистов. Мандела мог уйти в тень, как сделали многие в России после государственных переворотов 1991-го и 1993 гг., сказав: «Сила солому ломит». Но не таков был Нельсон Мандела. Вчерашний адвокат перешел на подпольное положение. Он стал первым командующим «Умконто ве сизве» — боевых отрядов АНК.
Сегодня его образ несколько искажен. Манделу изображают добрым, улыбчивым миротворцем. Это отчасти верно. Он очень много сделал, чтобы острейшее, кровопролитное противостояние между черными и белыми в ЮАР закончилось плавным переходом к единой демократической Южной Африке. Но Мандела — прежде всего боец (в молодости он занимался боксом). Он был осужден в 1963 году на пожизненное заключение отнюдь не за «миротворчество», а за организацию вооруженной борьбы. То есть, по нынешним меркам, «за терроризм». Так что за улыбчивой внешностью этого человека стоит стальная воля и решительный характер.
Лишение свободы не сломило его. Хотя для этого было сделано все. Я был в печально известной тюрьме на острове Роббен. Сейчас там находится знаменитый музей освободительной борьбы. Одиночная камера № 6, в которой Мандела провел 18 лет. Размер — два на три метра. Бетонный пол. Кровати в тюрьме появились только лет через десять. До этого заключенные спали на полу, на тонких подстилках. Зимы на острове Роббен холодные (остров расположен ближе к Антарктиде, чем любая другая точка Африки), но тюрьму не отапливали. Скудная, отвратительная пища. Изнурительная работа на каменоломнях в зимнюю стужу и летнюю жару.
Но это не была просто «отсидка». Напряженная, каждодневная борьба продолжалась и там — против жестокости охранников, против тюремных инструкций, подавляющих человеческую личность. Кстати, в ЮАР тогда было запрещено публиковать фотографии Манделы и его товарищей, запрещалось цитировать их высказывания. Было сделано все, чтобы народ забыл о них. Не вышло. Более того, тюрьма с появлением там Манделы и его соратников — Уолтера Сисулу, Гована Мбеки и других — превратилась в политический центр, где молодые активисты АНК получали знания, необходимые для продолжения борьбы после выхода на свободу. В конце 80-х годов в терминологии АНК эта тюрьма называлась «Южный университет». Самое поразительное в том, что под влиянием политзаключенных начали поступать на заочные отделения университетов и ... охранники. А начальник тюрьмы со временем начал советоваться с Манделой по всем крупным вопросам жизни заключенных.
К середине 80-х годов борьба в ЮАР резко обострилась. Лидеры апартеида начали понимать, что удержать страну в прежнем состоянии не удастся. Надо было идти на переговоры с АНК. И они начались задолго до того, как руководители АНК и лидеры белого меньшинства в 1990 году сели за общий стол под яркими лучами телекамер и вспышками фотоаппаратов. Переговоры начались в середине 80-х годов по инициативе Манделы. Тайно. Ибо правительство опасалось гнева белых, еще уверенных в незыблемости своего господства.
Переговоры (с политзаключенным!) вели члены кабинета министров ЮАР. Для Манделы это была не просто подготовка «сделки» об условиях изменения политической системы. Это был процесс ознакомления лидеров белой общины с ЮАР, которой они не знали, — с черной Южной Африкой, с борющейся Южной Африкой. Мандела искусно снимал страх белых перед возможностью прихода к власти АНК. Это не была просто «терапия». Это был процесс ослабления чудовищного напряжения между черными и белыми гражданами ЮАР. Политический гений Манделы выразился в способности забыть о десятилетиях, проведенных им в тюрьме по воле белого правительства, подняться выше эмоций в интересах будущего Южной Африки. Примерное равенство сил в тот момент не позволяло надеяться на скорый приход АНК к власти. И Мандела проявил себя мастером тактического компромисса, одновременно ни на шаг не уступая по принципиальным, стратегическим вопросам.
К этому времени Мандела был переведен из тюрьмы на острове Роббен в другую — возле Кейптауна. Отчасти для того, чтобы облегчить тайные встречи с ним белых лидеров. Но одновременно, чтобы оторвать его от АНК. Его пытались купить. Не примитивно, за деньги. Его пытались сделать союзником режима апартеида, который помог бы создать видимость демократических преобразований в ЮАР. В 1985 году ему предлагали освобождение из тюрьмы при условии, что он публично откажется от вооруженной борьбы. Мандела отверг это предложение и провел в заключении еще долгих пять лет. Сложилась невероятная ситуация, когда Мандела был согласен выйти из тюрьмы... только на его условиях.
Бурный подъем борьбы привел к тому, что в феврале 1990 года белое правительство было вынуждено освободить его. Это было триумфальное событие. На центральную площадь Кейптауна встречать его пришло более полумиллиона человек. Со всего мира посыпались приветствия глав государств и правительств (Горбачев послал телеграмму позже всех, а потом увернулся от встречи с ним). На личности Манделы сосредоточились надежды миллионов южноафриканцев на лучшую жизнь и надежды всего мира на ненасильственный переход от апартеида к демократии. Это была колоссальная ответственность. И он справился с ней. На первых в истории Южной Африки всеобщих выборах с участием черного населения уверенную победу одержал АНК, получивший большинство в парламенте и пост президента страны.
Мандела с его товарищами по АНК провели страну через сложнейший период становления нового, нерасового общества, перенастройки экономики на обеспечение интересов всех южноафриканцев — и черных, и белых. Улучшения жизни черных африканцев нельзя было допустить ценой обратной дискриминации — теперь уже в отношении белых. И Мандела блестяще справился и с этой задачей. Белые в ЮАР признали президента Манделу своим лидером.
На национальной конференции АНК в 1998 году он объявил о решении уйти с поста лидера АНК и президента ЮАР. Мандела по-прежнему пользовался огромной популярностью и мог легко сохранить за собой власть. Однако он меньше всего думал о власти. В заключительный день конференции он поблагодарил товарищей по АНК за поддержку, пожал руку новому президенту АНК Табо Мбеки (который затем сменил его и на посту президента ЮАР), вышел из-за стола президиума, спустился в зал и сел на одно из свободных мест. Без всякой рисовки и громких заявлений Нельсон Мандела стал рядовым членом АНК.
В апреле 1999 года он побывал в России. Он мог бы с помпой прибыть на огромном президентском лайнере, как в 1992 году сделал последний белый лидер ЮАР Ф.де Клерк. Нет, Мандела прилетел на небольшом самолете с несколькими ближайшими помощниками. (Остальные члены делегации, включая министра иностранных дел А.Нзо, прилетели обычным пассажирским рейсом.) Встречали Н.Манделу во Внуково-2 по полному государственному протоколу (почетный караул и т.д.). А вот провожали уже по его собственному протоколу: Мандела отказался от почетного караула, быстро пожал руки официальным лицам и тут же занялся наиболее приятной для него публикой — детьми (сотрудников посольства ЮАР в Москве), которые явились в аэропорт шумной толпой и тут же весело облепили всемирно известного политика. По-моему, обе стороны испытывали огромное удовольствие.
Ведь одним из самых тяжких испытаний для членов АНК, которые провели десятилетия в тюрьмах или в эмиграции, была разлука с родными и особенно с детьми. Мандела, пробывший в заключении больше четверти века, увидел своих дочерей, когда они уже были взрослыми. Поэтому у него особая тяга к детям — этому радостному народу, вместе с тем требующему особой опеки. Сейчас немалая часть сил и времени Н.Манделы уходит на сбор средств в фонд защиты детства.
Чувство юмора и простота в общении Манделы стали легендарными. В прошлом году я вместе с Анатолием Карповым был у Нельсона Манделы в Йоханнесбурге. Он живо интересовался положением в России, говорил о желании побывать в нашей стране. До начала встречи мы размышляли, как бы половчее попросить этого великого человека сфотографироваться с ним. Но он опередил нас. Когда мы поднялись, чтобы распрощаться, Мандела с неподражаемым юмором спросил: «Джентльмены, вы не сильно обидитесь, если я попрошу вас сфотографироваться со мной?». Это было настолько неожиданно, что мы чуть не попадали от хохота.
Кстати, сразу же после нас на аудиенцию к Манделе явились (вместе) бывший президент США Д.Картер и один из богатейших людей мира Б.Гейтс. Как мы потом узнали, из своего дома он отправился с ними не в роскошный ресторан и не в национальный парк смотреть львов. Он повез американцев в Соуэто — беднейший африканский пригород Йоханнесбурга. Мандела хотел, чтобы Гейтс внес вклад в дело помощи африканским детям. Убежден, что Гейтс раскошелился.
Истинная сила Манделы не в мощи его личности. Хотя и необычайно яркой. Сила его в том, что они никогда, ни при каких обстоятельствах не отделял себя от АНК, от своего страдающего и борющегося народа. Мандела возглавлял АНК и страну в целом, находясь не над народом, а в самой его гуще. Его сила — в абсолютной преданности борьбе, вплоть до готовности к самопожертвованию. Выступая на знаменитом Ривонийском процессе в 1963 году, он изложил свой идеал свободной Южной Африки, закончив речь словами, которые уже 40 лет звенят в умах человечества: «Это идеал, за который я готов умереть».
Сегодня Мандела, которому исполнилось 85 лет, сохраняет поразительную ясность ума и физическую энергию, огромный авторитет в мире. Пожелаем ему доброго здоровья!
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus