Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

25.07.2001 21:49 | Правда России | Администратор

БЮДЖЕТ С ПЕТЛЕЙ

В течение нескольких последних недель работы Госдумы день за днем мы наблюдали практически одну и ту же постыдную картину: через послушную Кремлю и Белому дому нижнюю палату парламента продавливался правительственный пакет так называемых "бюджетообразующих законов". Раздававшиеся при этом хвалебные отзывы членов кабинета о результатах собственной работы типа "продолжающихся экономических успехов" и еще более громкие авансы на будущее позволяли предположить, что новый бюджет, ради которого было сломано столько копий, станет наконец-то подлинным бюджетом развития страны, как в чисто экономическом, так и в социальном аспектах. И вот недавно некоторые буржуазные СМИ (в частности, газета "Аргументы и факты") обнародовали сверстанный в правительстве проект федерального бюджета на будущий год. И что же мы видим? Главный финансовый документ Российской Федерации (если он, конечно, не претерпит до осени радикальных изменений) просто поражает чудовищностью содержания заложенных в нем параметров.

Начнем с расходов на так называемых бюджетников, к которым относятся миллионы наших сограждан, занятых в науке, образовании, здравоохранении, отраслях культуры. Помните, уважаемые читатели, сколько раз за последнее время мы слышали -- прежде всего, из уст вице-премьера В.Матвиенко и членов ее команды -- обещания о том, что правительство-де с января будущего года увеличит зарплату бюджетников аж вдвое? На самом деле выясняется, что, во-первых, не вдвое, а -- будем точными -- в 1,89 раза, во-вторых, и это самое главное, планируемое увеличение будет "средним",вроде средней температуры у больных в палате.

Действия правительства весьма лукавы. Судите сами. С 1 января 2002 года кабинет М.Касьянова предлагает повысить тарифную ставку 1-го разряда ETC в 3,4 раза -- до 450 рублей. На первый взгляд, само по себе вроде бы хорошее решение, как говорится, кто бы спорил? Но, во-первых, минимальный размер оплаты труда до сих пор, спустя полтора года после начала правления президента В.Путина, сохраняется на уровне 132 рублей -- при нынешних-то ценах на все, что нас окружает! Во-вторых, не меньшим позором является и факт повышения минимального размера оплаты труда до 450 рублей -- при нагрузках на медсестер или нянечек в больницах, да еще и при продолжающейся по прямой вине правительства инфляции эта "прибавка" будет выглядеть просто издевательством по сравнению с растущими в геометрической прогрессии доходами кучки "новых русских" и их "демократической" обслуги. Как в наши дни можно прожить на подобные гроши?

Но еще большим издевательством является то, что правительство предлагает так "повышать" зарплату бюджетникам, чтобы диапазон оплаты труда между низшим и высшим разрядами в дальнейшем не превышал соотношения 1:4,5. Вот теперь посчитайте, уважаемые профессора, доценты с кандидатами, старшие и ведущие сотрудники НИИ, преподаватели вузов и техникумов, учителя школ: каким будет для вас "потолок" самого что ни на есть высшего разряда ETC? Правильно, 2 тысячи рублей с копейками? Значит, если, к примеру, университетский профессор или заведующий лабораторией-ядерщик получают сейчас по полторы тысячи рублей (чего не хватает даже на полунищенскую жизнь), то с 1 января будущего года их прибавка от "щедрот" г-жи Матвиенко не превысит нескольких сотен рублей -- и то в лучшем случае! Такой "прибавки" как раз хватит, чтобы один раз сходить на московский оптовый рынок. Получается, что одним бюджетникам - самым нищим и обездоленным -- чуть-чуть подкинут за счет других, полунищих. В среднем же "повышение зарплаты бюджетникам" составит, действительно, 1,89 раза. До какого же бесстыдства должно дойти "реформаторское" правительство Касьянова, чтобы в открытую планировать подобные -- иначе не назовешь -- махинации, да еще при этом самих себя хвалить?!

Куда же правительство намерено направить основные бюджетные средства? Что, например, означает увеличение расходов на "правоохранительную деятельность" более чем на 20 миллиардов рублей по сравнению с текущим годом? Это больше, чем заложенное в проекте бюджета увеличение расходов на здравоохранение, науку, культуру, да еще и охрану окружающей среды, вместе взятые. Перед нами -- зримое подтверждение продолжения того курса на построение полицейского государства, о котором "Советская Россия" не раз предупреждала своих читателей, в частности, анализируя проект бюджета на нынешний, 2001 год. Продолжающие деградировать наука и образование и крепнущие силы внутреннего подавления -- вот две стороны одной и той же медали, название которой -- разрушение государства кучкой присосавшихся к Кремлю и Дому правительства либералов.

Возьмем, к примеру, науку. Правительство "щедро" предлагает увеличить ассигнования на нее в размере... аж 4,9 миллиарда рублей. Всего, стало быть, на всю российскую науку теперь будет приходиться 27 миллиардов -- менее одного миллиарда долларов по текущему курсу. Вспомните, уважаемые читатели, как прошлой осенью, выступая с думской трибуны, лауреат Нобелевской премии академик Жорес Иванович Алферов с болью в сердце говорил о том, что правительство заложило средств по статье "госуправление" (то есть, прежде всего на самих себя и администрацию президента) в полтора раза больше средств, чем на всю науку. Нет, не прислушались Касьянов с Кудриным к слову Нобелевского лауреата. В проекте бюджета на новый год расходы на управление возрастают более чем на 11 миллиардов рублей, а их общая величина -- почти 52 миллиарда -- чуть ли не вдвое превысит все ассигнования на российскую науку. Интересно, сколько еще российских ученых от безденежья будет вынуждено покинуть Родину и отправиться на заработки за океан?

Наконец, расходы на собственно экономическое развитие. В одном из недавних номеров "Советская Россия" уже рассказывала, что правительство взяло на вооружение принципиально порочный, полностью расходящийся с современной мировой практикой курс на снижение государственных расходов. И это при том, что современные развитые государства тратят гигантские средства на стимулирование отечественной экономики, причем до половины этих средств идет на субсидии таким затратным и одновременно стратегически важным секторам экономики, как угольная промышленность и сельское хозяйство. Российское же правительство, в полном противоречии с международной практикой, объявляет о намерении сокращать бюджетные ассигнования на развитие отраслей реальных секторов экономики. Причем речь идет не только об относительном сокращении доли таких расходов в бюджете 2002 года по сравнении с годом нынешним, а о прямом абсолютном урезании средств, которые во всем цивилизованном мире играют роль государственных инвестиций в национальную экономику, приток которых дает своего рода стимулирующий сигнал частному капиталу.

В самом деле: во многих странах на переломных этапах экономического развития нехватка частных инвестиций в национальное хозяйство компенсируется прямыми капиталовложениями со стороны государства -- и это опять-таки общепризнанно в современной экономической теории и практике ведущих стран Запада. С другой стороны, часто бывает так, что именно такие прямые государственные инвестиции играют роль стимулятора для последующей активизации частного капитала, как бы "подсказывая" последнему перспективные направления вложения.

В России же в 2002 году предполагается на 8 миллиардов рублей урезать расходы на отрасли промышленности, энергетики и строительства, вследствие чего доля этих расходов с нынешних 3,7 процента в общей расходной части бюджета сократится до 2,4 процента. И это при нашем-то сегодняшнем уровне машинно-технического парка большинства отраслей промышленности, который не обновлялся на протяжении всего ельцинского десятилетия?!

Далее. Как можно, например, закладывать в проект бюджета снижение более чем на 2 миллиарда рублей расходов на транспорт и связь, когда почти каждую неделю мы слышим сообщения об очередной катастрофе самолета? Комментируя поступающие одно за другим трагические сообщения об авиакатастрофах, некоторые СМИ говорят: вот, мол, что-то в последнее время нашим летчикам не везет. Да это не летчикам не везет -- всему народу, всей нашей стране не везет, что нам досталось такое правительство! В такой чрезвычайной ситуации, которая сложилась в авиации и других сферах промышленности и транспорта, надо не сокращать, а срочно увеличивать государственные капиталовложения в авиационную и прочие отрасли, и не на 2, на все 20 миллиардов рублей! Напомним, это как раз столько, сколько отпускается на удовлетворение увеличивающихся аппетитов ведомства Б.Грызлова.

И совсем уже верхом цинизма, вполне сопоставимого с методами, при помощи которых "продавливался" проект Земельного кодекса, является предусмотренное снижение сразу на 25 процентов (!) и без того нищенских федеральных расходов на сельское хозяйство -- с нынешних 20,8 миллиарда до 15,5 миллиарда рублей. В результате доля расходов на аграрную сферу в общей структуре расходов бюджета упадет с 1,7 процента в 2001 году до 1 процента в будущем. На все нужды российского села Кудрин и Греф предусмотрели 500 миллионов долларов!

А ведь наша аграрная сфера давно уже фактически дышит на ладан, существуя лишь благодаря заделу советских времен и просто-напросто героизму (иначе не скажешь) коллективов остающихся -- не важно, под какими названиями -- колхозов и совхозов. В 1999 году, например, в России расходы на проведение аграрной политики в расчете на душу населения составили 14 долларов, в то время как в странах Евросоюза -- 480 долларов, в Канаде (крупнейшем мировом производителе зерна) -- 238 долларов, а в США, с их благодатнейшим, чуть ли не субтропическим климатом, -- 271 доллар. Значит, в развитой рыночной экономике вовсю поддерживают собственного сельскохозяйственного производителя, в том числе регулируя цены как на необходимые аграриям товары, так и на производимую ими продукцию.

В России же, например, если десять лет назад, в самом начале разорительных ельцинско-гайдаровских реформ, для приобретения одной тонны дизельного топлива нужно было продать 400 килограммов зерна, то в настоящее время, вследствие возрастающего диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за горючее необходимо отдать уже 2800 килограммов зерна, или в 7 раз дороже.

А по данным Министерства сельского хозяйства РФ, на которые ссылается американский еженедельник "Раша джорнэл", нашей стране немедленно нужны не менее 150 тысяч новых комбайнов -- в противном случае, может повториться ситуация прошлого года, когда, как отмечают специалисты Московского социального университета, именно из-за дефицита техники было недобрано около 10 миллионов тонн зерна, что, исходя из соответствующего уровня цен, эквивалентно потере миллиарда долларов.

И лишь премьер Касьянов, как всегда улыбающийся и довольный собой, находясь на прошлой неделе в Белгороде, заявляет у трапа самолета, что с точки зрения урожая и обеспеченности страны хлебом "мы достаточно комфортно себя чувствуем". Похоже, он и его команда действительно чувствуют себя комфортно во всех ситуациях, живя в совершенно оторванном от остальной страны, каком-то виртуальном кремлевско-белодомовском мире. Именно такой бюджет - виртуальной страны, - не имеющий ничего общего с сегодняшними конкретными нуждами России и ее народа, и предложен правительством.

"Нет денег!" -- в очередной, наверное, тысячу первый раз скажет в ответ на наши требования правительство. Нет денег?! А только что протащенный вами через Думу в интересах "новорусского" ворья закон о снижении обязательной нормы продажи экспортерами валютной выручки с нынешних 75 до 50 процентов? Агентство Рейтер передало, как, словно бы издеваясь и над здравым смыслом, и над самой экономикой, так называемый министр экономического развития Г.Греф посетовал, что за оставшиеся до конца года месяцы не удастся еще больше сократить эту норму. Мало ему того, что, согласно экспертным оценкам, уже то, что правительство совершило, позволит ежегодно увеличить "на законных основаниях" вывоз капитала из России на 3 миллиарда долларов! Это, между прочим, почти 90 миллиардов рублей, и такой суммы хватило бы и на увеличение инвестиций (пусть не больших, но все же) в отрасли промышленности, и позволило бы раза в два поднять расходы на задыхающееся в полном смысле слова от летнего зноя сельское хозяйства, и преподавателям вузов и школ можно было бы реально -- а не издевательски -- поднять зарплату.

Повторяю: это можно было бы сделать только благодаря такой мере, как сохранение нынешней нормы обязательной продажи валютных доходов нефтяными и газовыми магнатами на биржах внутри страны. Не случайно, заметим, председатель Центробанка В.Геращенко категорически возражал против этого предложения правительства. Но правительство Касьянова-Кудрина-Грефа, словно уверовав в собственную безнаказанность за любые совершенные им губительные для страны деяния, не прислушалось ни к этому, ни к другим разумным советам, -- мало того, еще и сожалеет, что нельзя разрешить ворью, "прихватизировавшему" нефтяные и газовые месторождения, вообще ничего не сдавать государству!

Бюджет государства, по определению, отражает главную цель проводимой в стране экономической политики. Представленный проект бюджета на 2002 год по цинизму в открытую провозглашаемых в нем целей не имеет себе равных за всю ельцинскую и послеельцинскую эпоху. Это -- бюджет добивания всего того, что еще осталось от производительных и интеллектуальных сил в Российском государстве.


Олег ЧЕРКОВЕЦ,
доктор экономических наук.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList