20.04.2002 18:03 | Правда России | Администратор
КОММУНАЛЬНЫЕ СКАЧКИ
Добрался он и до жилищно-коммунального хозяйства. В советское время каждый из нас оплачивал жилье, воду, тепло и свет, не обременяя семейный бюджет, ибо все проплачивалось из налогов, которые стекались в госбюджет. Конечно, претензии возникали к домоуправлениям и жэкам, слесарям и дворникам. Бывали и отключения воды, недостаток тепла в зимнюю стужу. Но власти устраняли поломки, снимали нерадивых коммунальщиков, меняли трубы и батареи.
Пришли «демократы» — и началась приватизация жилья. Многие пожелали стать собственниками квартир, быстро оформили бумаги. И начались приключения. Прибавилось хлопот. Оказывается, раз имеешь недвижимость, то и плати за землю, на которой живешь. Ремонтируй кровлю и подъезд, устанавливай кодовый замок, железную дверь, выписывай счета на услуги, привыкай к новым тарифам. Метры те же, прежние, да расценки новые, «реформаторские». И заплясали цифры. И растут из квартала в квартал, опережая зарплату, пенсии и пособия.
Встревожились малообеспеченные. Не хватает сбережений, чтобы содержать жилище. Переселяются вдовы в меньшие квартиры, чтобы остаток жизни провести сносно. Не мечтают уже о крыше над головой молодожены — никто им не вручит ключи от квартиры, покупай сам, коль имеются капиталы. Стареют жилые кварталы. В обшарпанный подъезд страшно войти. Крысы «приватизируют» подвалы и чердаки. Опустели дворы, исчезают скверики, беседки, спортплощадки и детские уголки. На их месте плодятся «ракушки», гаражи, паркуются автомобили.
Москва — город особый. В столице свои порядки, лужковские. А в регионах что ни город, ни поселок — сплошные проблемы. Предприятия передали свой жилой фонд на баланс муниципальной власти, и голова не болит у директора завода, есть ли вода в квартирах, уютно ли в детском садике? Мэру теперь искать деньги, трубы, батареи и котлы, завозить мазут или уголь в котельную, разбирать ежедневные жалобы, стоять перед пикетчиками, краснея за свою беспомощность.
Министр экономики и торговли Г. Греф пришел в Думу, чтобы разъяснить депутатам, как заживут россияне счастливо, если будут иметь товарищества собственников жилья (ТСЖ), если назначат в них управляющих, купят компьютеры, получат пластиковые карточки и заведут счета в банке.
— ТСЖ может объявить конкурс и выбрать себе не жэк, а иную структуру, которая будет выполнять коммунальные услуги на порядок лучше, — терпеливо разъяснял министр с трибуны парламента. — Жильцы будут получать на руки субсидии и дотации. А прокуроры, судьи, чиновный люд в эту категорию льготников не попадут.
Представил я, как наш «генератор» реформ с бородкой стал бы в таком духе «просвещать» воронежцев на митинге 11 апреля, когда к парадному подъезду губернатора пришли 35 тысяч жителей и в гневе готовы были встряхнуть сановников, ретиво взявшихся проводить в жизнь грефовские реформы. Ведь правительство форсирует жилищно-коммунальный передел, пытаясь «подарить» гражданам страны все заботы о жилье. Ему мало того, что россияне расходуют на содержание своих квартир 170 миллиардов рублей, или половину того, что предусматривает бюджет РФ.
А кто возьмется разъяснить членам правительства, что ни мимистрам, ни губернаторам, ни мэрам нельзя так пренебрежительно относиться к десяткам миллионов граж-дан, чьи доходы ниже черты бедности, руководить страной, доведя почти половину россиян до нищенского положения? Кому же выгодны реформы, о продолжении которых в тот же день, 18 апреля с.г. трепетно го-ворил в своем кремлевском послании президент РФ В. Путин? По его настроению, курс, определенный ельцинской «семьей», верен и будет продолжен, а частная собственность должна быть защищена, ее господ-ство в стране гарантируется всеми институтами государства.
В Москве особый вариант жилкомхозовской реформы. Ю. Лужков еще в декабре 2001 г. подписал постановление столичного правительства, по которому номенклатура мэра, то есть госслужащие московского муниципалитета и члены их семейств, независимо от площади квартир получили 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг. Рядовые москвичи не смолчали и пришли к памятнику Юрию Долгорукому, провели первый, предупредительный «марш ржавых водосточных труб». Московский горком КПРФ взял инициативу протеста в свои руки, и небезуспешно. По округам столицы прокатилась волна пикетов, митингов, собраний. Люди открыто выражают протест.
И даже «яблочники» не растерялись, влились в хор протестантов. А депутат Госдумы С. Митрохин на «Правительственном часе» темпераментно отчитывал Г. Грефа за его коммунальную «арию».
Несколько штрихов к картине думского дня. Г. Греф запаздывал к началу своего выступления. Депутаты пожелали включить «прямую трансляцию» заседания. Однако предложение не поддержало большинство думцев. Спустя несколько минут всетаки идея обрела сторонников, и такое решение состоялось благодаря «Медведю». Председательствующая Л. Слиска потребовала, чтобы парламентарии вели себя благородно, пристойно, поскольку вся страна у экранов телевизоров смотрит заседание.
В президиуме появился Г. Селезнев и объявил, что никакой «прямой трансляции» нет. А вскоре депутатам раздали извещение — разъяснение от руководства ВГТРК, и руководитель компании О. Добродеев пояснил, что сверстанную сетку вещания он не может ломать, а решения Госдумы для его компании «не являются обязательными к исполнению».
Так что бенефиса Г. Грефа не состоялось. В новостийных блоках появились клочки фраз, сетования комментаторов по поводу «митинговых» вопросов депутатов, которые слишком дотошно «пытали» министра. А В. Жириновский даже обиделся: мол, вопросы задают в основном левые, и пора прекратить этот разговор. Да и Г. Грефу было явно неуютно на трибуне, и ок охотно удалился из зала.
А коммунальные «скачки» продолжаются. Только в 2001 году тарифы на услуги по стране выросли в сред-нем на 57,3 процента. В первом квартале нынешнего года они увеличились на 20 процентов. И, судя по воронежскому почерку, то ли еще будет... Мосэнерго считает, что плата за электроэнергию должна быть повышена на 40, а за тепло — на 70 процентов. Раз в столице так считают, то в провинции аукнется.
Так что же будем делать, дорогие россияне? Кошельки тощие опустошать или жить достойно, не прогибаясь перед грефами и касьяновыми?
В городах создаются комитеты сопротивления, забастовочные комитеты, рабочие группы. Подключаются профсоюзы, вспомнив о своем предназначении. Первомайские манифестанты наверняка проявят волю и решительность. Люди труда не могут сносить унижения. Люди труда учатся бороться с капиталистами и мародерами от политики.
Юрий НИКИФОРЕНКО,
депутат Государственной думы ФС РФ.
blog comments powered by Disqus