Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.04.2003 13:31 | Правда России | Администратор

Коррупция в советском тоталитаризме. Убийство Советского Союза.

Понятие и феномен Коррупции

"1.Коррупция - моральная деградация, особенно при широком

распространении.

2. использование коррумпированных методов, напрмер

взяточничество или мошенничество"

Оксфордский словарь современного

английского языка, 1991 г.

"Коррупция - это использование служебного положения в личных целях"

шведский экономист Андерс Ослунд, 2001 г.

"Коррупция (от лат. сorruption подкуп), процесс, связанный с

прямым использованием лицом прав, связанных с его должностью, в целях

личного обогащения. К. характерна для бурж. государствава и об-ва (подкуп

чиновников и обществ.-полит. деятелей, дача взяток и т д.)."

Советский Энциклопедический Словарь, 1988 г.

Источники высвечивают две составляющих этого понятия. Одна связана с

конкретными действиями и нелегальным использованием служебного положения в

корыстных целях, другая говорит о мотивации такого поведения, т. е.

моральной деградации коррупционера. Почему то на эту вторую сторону проблемы

многие предпочитают не обращать внимание. А ведь именно с неё и начинается

коррупция.

Советский словарь оказался политически мотивированным. Намек будто советское

общество не страдало от коррупции. Однако известное изречение о советской

партбюрократии при Брежневе, что они думали одно, говорили другое, а

делали третье - это об одной из форм политической коррупции и

моральной деградации. Все начинается именно с желания незаконно урвать,

наплевав на остальных, и это модифицирует поведение. И партбюрократия таки

урывала. Знаменитые спецраспределители и другие льготы и

привилегии по партийной разнарядке не только не контролировались обществом,

но и вовсе не вытекали из учения классиков марксизма-ленинизма.

Мораль и эмоции определяют приоритеты поведения человека. И забота о

собственном комфорте и комфорте близких играет не последнюю роль. Вне зависимости от общественно-экономической формации.

Чиновник таки человек, а не машина. Ему тоже хочется себя побаловать, и его

не просто выключить из режима соблазняющей моральной

деградации и реального использования служебного положения в

личных целях. Чем же сдержать зарывающегося чиновника?

Ограничения для коррупционеров

Сдерживающими началами могут быть

а) внутренняя человеческая порядочность, основанная, например, на

христианских заповедях

К сожалению в обществе невозможен отбор стопроцентно порядочных чиновников.

Только часть из них не преступает закон и инструкции. Остальные потакают

своим слабостям в разной степени: от карандаша с рабочего стола домой до

воровства воистину необъятных размеров. В.С.Черномырдин при зарплате в

тысячу долларов стал миллиардером. Егор Гайдар начал заседания кабинета

министров в 1992 году с призыва к министрам не участвовать в приватизации,

однако разве не выходец из младореформаторов Потанин руками

Чубайса жульнически приватизировал Норильский Никель с миллиардами годовой

прибыли? Хороший карандаш с рабочего стола.

б) осознание общности с бедами общества; понимание, что разрушение общества

уничтожит и самих чиновников, а успех общества отразится на успехе

чиновника. Такое понимание ситуации может быть и у дурно воспитанного

человека. В этом случае чиновники ставят интересы общества выше своих

личных. Порыв энтузиазма при строительстве нового общества или понимание

смертельной внешней опасности для всех и каждого – это примеры

ситуаций, когда чиновники служат обществу наиболее искренне. Как долго

сидящий в руководящем кресле чиновник готов заботиться о государственных

интересах и вверенном ему деле больше, чем о себе? Ответ на этот вопрос

индивидуален, но совершенно очевидно, что длительность сидения у власти

стимулирует соблазны воспользоваться служебным положением в личных целях.

Этот порок чрезвычайно опасен для долго сидящей у власти одной и той же

команды.

в) страх перед наказанием, если разоблачат; чиновники чутко замечают

возможности разоблачения и предпочитают не рисковать без крайней нужды.

Возможность разоблачения сильно зависит от средств независимого контроля над

чиновником. Для недопущения иерархии кумовства и самодурства важнейшую роль

играет независимость Средств Массовой Информации, включая и независимость

СМИ от чиновной корпоративности, когда чиновничья братия выгораживает

«своих». Одними законами против коррупции и правоохранительными

органами тут не обойтись.

Следует отметить, что прозрачность деятельности чиновников для населения и в

особенности для СМИ резко ограничивает коррупцию. Специальные меры,

принимаемые в этом плане, далеко не лишние. Важен и выбор форм управления

обществом и экономикой. При одних формах все в руках бюрократа, при других

это не так.

Природа советского тоталитаризма

Тоталитарный режим – политический строй, при котором государственная

власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно

политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и

возможность возникновения политической оппозиции, полностью подчиняющей

жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию,

военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения –

Словарь Иностранных слов, 1989 г.

Следует дополнить в части «подчинения жизни общества своим

интересам». Возможно также «и подчинение декларируемым интересам

общества в понимании правящей партии».

В условиях однопартийной системы, сформировавшейся при Сталине,

командно-административная система – это советский аналог тоталитарного

режима. Жесточайшие репрессии против инакомыслия сцементировали тоталитарную

суть сталинской государственности. Впредь именно это будем называть

советским тоталитаризмом. Тоталитарный режим – это инструмент, способ

организации общества. Для каких целей он используется правящей партией

– отдельный вопрос. Равно как и историческую оправданность

тоталитаризма в конкретной исторической обстановке следует оговаривать

особо.

Отметим высокую эффективность тоталитаризма при решении насущных проблем в

обществе вообще и в кризисном обществе особенно. Просто незаменим

тоталитаризм при смертельной угрозе извне. Как иначе смогла бы защищаться

осаждённая крепость в средние века? Всё население осаждённой крепости от

мала до велика превращается в военный лагерь. Сравните. В 1999 году

Милошевич согласился на президентские выборы, где одержал верх купленный на

американские деньги Коштуница. И на том противостояние с НАТО в 1999 году

завершилось. В результате Югославия тотально проиграла по всем параметрам, а

сам Милошевич оказался в Гаагском трибунале. Иракское сопротивление в 2003

году против англо-американской массированной агрессии выглядит куда мощнее.

Реальная тоталитарность режима Саддама Хуссейна оказалась много более

эффективна в схватке даже с огромным монстром Америкой. Представьте себе,

если бы вдруг Сталин позволил альтернативные выборы в декабре 1941 года,

когда Гитлер стоял у порога Москвы. Далеко бы ушла Москва тогда от Парижа

1940 года, захваченного нацистами?

Советская Россия с момента своего рождения вплоть до Карибского кризиса

находилась в осаждённом положении. В 1920 году вновь появившаяся на карте

Европы Польша напала и оторвала кусок российской территории, удивив этим

даже Англию и Францию. И только в 1962 году американцы похоронили идею

превентивной ядерной атаки на СССР «Дропшот». Советское общество

должно было развиваться в осадном положении все эти долгие десятилетия. Даже

после великой Победы во 2-й Мировой войне. Во времена 2-ой Мировой войны

«кабинет войны» Черчилля ввел элементы тоталитарного управления

обществом. Контролировали производство, прессу, распределение продуктов и

другие стороны жизни общества. Десятилетия после войны не отменяли некоторые

из введенных ограничений. Как же было Советскому Союзу избежать

тоталитаризма в условиях осадного положения? Тем более, что это поветрие

было столь широко распространено в Европе того времени.

Изъяны тоталитаризма

Умея концентрировать ресурсы нации на главном направлении в понимании

руководства, тоталитарная система ограничена широтой мышления руководства.

Вот почему так важен политический кругозор руководства в этой системе. Но

этим проблемы тоталитарной системы не ограничиваются. Перечислим главнейшие

из них в политической области.

Во-первых, неподконтрольность верхов низам. Пока у руля мудрый и заботливый

правитель, такой могучий инструмент служит в интересах нации. Проблема,

каким образом заполучить на вершину тоталитарной пирамиды такого идеального

лидера? Не секрет, что достижения Сталина, стоявшего во главе созданной им

советской тоталитарной системы, были предметом восхищения всех его

современников, включая антикоммунистов Черчилля и Рузвельта. Но массовые

репрессии при сталинизме были темными страницами истории того периода. Можно

ли было их избежать? Историки не знают ответа до сих пор. Убери из истории

Сталина и сталинский тоталитаризм, тогда кто и как сломал бы хребет Гитлеру?

А ведь одной из граней сталинской эпохи были репрессии. Именно

неподконтрольность Сталина позволила такому произойти. Унаследовавший

советскую государственность сталинского закроя Ельцин применил ее совсем в

других целях. Его далёкий от интеллекта ум так сформулировал смысл его

экономических реформ: «Теперь можно быть богатым». В условиях

кратного схлопывания экономики страны стать богатым как Ходорковский или

Абрамович можно исключительно если оголодить и пустить по миру миллионы и

миллионы граждан России. Именно неподконтрольность танкового забулдыги

Ельцина позволила такому случиться.

О чем думает бюрократия, и в частности партбюрократия, при тоталитаризме в

мирное время без угрозы стабильности обществу? О чем думает бюрократия без

необходимости отчитываться перед рядовыми согражданами ни через конкурентные

выборы, ни через огласку неблаговидных делишек через жестко контролируемые

СМИ? Одним из обязательных ответов будет: бюрократия и бюрократы будут

мечтать о льготах и привилегиях за заслуги перед правящей партией. И

доказать самим себе, что они заслужили эти блага и привилегии, не составит

большого труда. Дело времени. После массового запуска «заслуженных

спецраспределителей» мысли бюрократии закономерно обратятся к попытке

увековечить свои «заслуги» через приватизацию национальной

собственности с закреплением по законам о «священной частной

собственности». Именовать это можно лицемерно укреплением демократии

через экономическую независимость от государства новых собственников. Когда

же процесс приватизации безнаказанно контролирует сама бюрократия, то это

вернейший рецепт для национальной катастрофы, что и произошло в России при

Ельцине.

Во-вторых, несовершенство формирования и выдвижения в руководство новых

политических лидеров в СССР. В силу самой природы военизированного общества

карьеру в нём могут делать не столько мыслители о народном благополучии и

творцы нового общества, сколько крепкие мужички, умеющие любой ценой

добиваться осуществления разнарядки сверху. Главное выслужиться пред

начальством. Даже наступая на горло соседу. Даже подавляя самого себя и свои

убеждения. Ну какого уровня мыслительные способности у такого выдвиженца? И

чем дольше в обществе сохраняется тоталитарная система, тем хуже становится

ситуация с отбором умных политических руководителей наверх. А ведь

политическое руководство в Советском Союзе руководило и экономикой, и

приоритетами в ее развитии. Отбор наверх был одноканальный по оценкам

сверху, по итогам выполненных приказов, решением вышестоящих инстанций. В

военизированных условиях при подавлении инакомыслия не до ньюансов. Именно

этим объясняется общее «отупение» лидеров КПСС. Это откровенно

утверждали в 1990 году тогдашний заведующий Общим отделом ЦК КПСС В.И.Болдин

и В.А.Голиков, проработавший более четверти века помощником Брежнева.

Процитирую В.А.Голикова:

«Думаю, Сталин, Молотов, Каганович, разве ещё Шепилов, - были

последними руководителями, глубоко разбиравшимися в теории построения

социализма. Хрущев вообще был малограмотен. Не очень сильно продвинулся в

этом вопросе. Андропов имел неплохую подготовку. О Черненко даже говорить не

хочу. Соратники Брежнева – тоже практики. Вообще-то это было поколение

практиков. На них держалась страна. Сколько построили заводов, фабрик, шахт,

электростанций, разрабатывали нефтяные и газовые месторождения. А оборонное

дело? Какие махины были Устинов, Славский, но разве они помнили, что и где

сказал Маркс или Ленин? Ни Кириленко, ни Гришин, ни Тихонов ничего не

понимали в теории построения нового общества. Отсюда и стратегические

ошибки. К чести Брежнева, он оперировать теоретической терминологией и не

хотел. В докладах ему ученые мужи, бывало, «завернут» что-то из

основоположников, а он прочитает и просит: не смешите людей, не делайте из

меня теоретика.»

Существенный удар нанес советской системе Сталин, подложив против своего

желания мину замедленного действия под будущее страны. Считается, что

сталинский период разделён на две части с точки зрения состава верхнего

эшелона власти. В новомодной терминологии, при Сталине было две

большевистские «элиты». Ту, что пришла к власти в 1917 году,

пройдя горнила дореволюционной политической борьбы, сменила в конце 30-х

годов новая, малообразованная в хитросплетениях политического плюрализма, в

фундаментальных дисциплинах об обществе как таковом. После убийства

С.М.Кирова Сталин в считанные годы уничтожил цвет партии большевиков,

наиболее одарённых с точки зрения интеллекта и политической образованности.

Сталину к октябрю 1917 года было почти 38 лет. Его политическое взросление

уже состоялось в окружении блестящей плеяды марксистов-ленинцев. Хрущеву в

1917 году исполнилось 23 года. Он взрослел как политический руководитель в

эпоху тотального единомыслия. Приход к власти Хрущева, вытеснившего

наследника Сталина – Маленкова, произошёл не только за счет нахрапа

Хрущева, но и благодаря общему интеллектуальному уровню апплодировавших

Хрущеву. И тут немаловажную роль сыграло политическое бескультурье второй

сталинской элиты, формировавшей свое мировоззрение политических лидеров в

условиях жесточайшего подавления инакомыслия.

Следует уточнить, что «вторая сталинская элита» была безусловно

предана идеалам революции. Их ущербность выражалась в неумении пронести

следующим поколениям высокий интеллект родоначальников большевизма.

Поколение брежневского политбюро уже не могло именоваться

большевиками-ленинцами. Пришедшие потом к руководству Ельцины и Черномырдины

и вовсе не были марксистами.

Сильный перепад от большей интеллектуальности к существенно меньшей

произошёл с переходом власти от Маленкова к Хрущеву в 1955 году. Вот как

сравнивал этих двух лидеров в 1971 году Эдвард Кранкшоу (E.Crankshaw):

«Маленков был человеком громадного интеллекта, потенциальных

способностей, твёрдости и амбиций. Он был много более опытным и утончённым

по образованию и манерам, чем Хрущев, которого он вероятно рассматривал

горлопаном и неотесанным мужланом. Со смертью в 1948 году Андрея Жданова,

Маленков стал второй наиболее важной и властной фигурой в советском

руководстве. Он повсюду рассматривался как наследник Сталина. Это

впечатление похоже подтвердилось, когда Сталин поручил ему зачитать

генеральный доклад от его имени на XIX съезде партии. Короткое время после

смерти Сталина Маленков был Первым секретарём в партии и

премьер-министром.»

Брежневу в 1917 году было 11 лет. Парад Победы в 1945 году Брежнев встречал

в звании генерал-майора. Было ему тогда 38 лет. Сравните политическую

образованность Сталина и Брежнева к 38 годам или даже к брежневским 58

годам, когда Брежнев возглавил страну. И это не могло не сказаться. В

политическом плане переход власти от Хрущева к Брежневу привёл к

кардинальным изменениям в идеологической сути советской государственности.

Свидетельством этому можно привести частные записи Генри Киссинджера,

посетившего в мае 1973 года Брежневскую резиденцию в Завидово по приглашению

Брежнева.. Киссинджер констатировал, что «Советский Союз не должен

больше восприниматься как революционное государство. В отличие от Китая, он

уже не поддерживал пламя идеологического рвения. Взамен, он превратился, по

крайней мере в 1970-ые годы, в империю, озабоченную исключительно

благополучием партийной бюрократии». Партийную бюрократию в обиходе

именовали «партноменклатурой», поскольку подбор партийных

руководителей разной номенклатуры строго определяли решения определённых

комитетов в партийной иерархии.

Более того. Марксистско-ленинская идеология с братством трудящихся

подразумевала отсутствие военных конфликтов между государствами,

управляемыми коммунистическими партиями. Но Мир увидел военные стычки на

острове Даманском на границе между КНР и СССР, и войну между КНР и

демократическим Вьетнамом. Оказалось, что бюрократическая составляющая

государства стоит выше идеологических воззрений правящих партий. Леонид

Брежнев первым решил искать взаимопонимание с «классовым врагом»

в конфликтах между коммунистическими движениями. В 1973 году Брежнев на

переговорах с Киссинджером стал зондировать согласие США на превентивную

атаку Китая вооруженными силами СССР. Деградация идеологических ценностей

марксизма-ленинизма демонстрировалась на высшем уровне в контактах с

государством, всего десятилетие до этого угрожавшим СССР ядерной

аннигиляцией по плану «Дропшот».

Третьим принципиальным недостатком тоталитарной системы будет отсутсвие

внутренних стимулов для развития общества и экономики, если у руководителей

общества пропадал энтузиазм созидателей в силу каких то причин. Контролируя

всё и вся для гарантии сохранения власти и обеспечивая в определённой мере

материальный достаток для руководящего звена, можно было не заботиться о

росте благополучия рядовых граждан. Не удивительны запреты новых форм

хозяйствования, что существенно сдерживает интенсификацию экономического

развития. Некому и нечему было наказывать за халатность в этом отношении.

Достаточно было держать витрину перед внешним миром. Парадные экземпляры

должны быть и были на высоте. Глубинка же общества оставалась вне поля

интенсивных забот руководства. Все покрывала благостная картина парадных

рапортов об успехах социализма. Сомневаться могли только независимые внешние

эксперты, но их далеко не пускали. А что таки всплывало, клеймилось как

«лживые происки врагов социализма».

Более того, система позволяла игнорировать недовольство населения страны

неравенством в пользу партноменклатуры и лицемерно замалчивала это

недовольство. Однако такое было возможно только при сильной централизованной

власти тоталитарного государства. Разрушение Горбачёвым советской

государственности, созданной Сталиным (перевод реальной власти от КПСС к

Съездам Советов с ослаблением репрессивных органов и идеологической

цензуры), резко изменило ситуацию.

Советские метаморфозы после Сталина

Вплоть до Карибского кризиса СССР жил под дамокловым мечом внешней агрессии.

Только по итогам Карибского кризиса Америка отказалась от идеи превентивного

ядерного удара по СССР по хорошо материально подготовленному плану

«Дропшот». Совершенно очевидно, что в знаменитой альтернативе

«пушек или масла» СССР просто обязан был выбирать производство

пушек вместо «масла». Лишь при достижении реальной

«непобедимости от угрозы извне» Советский Союз мог позволить

себе как переключаться на производство больших количеств «масла»

в ущерб производству пушек, так и плавно переходить к гражданскому обществу

с демократизацией советской системы. Переход не мог осуществляться щелчком

выключателя одномоментно и был растянут во времени.

Перемены в этом направлении происходили. Георгий Маленков был первым в

послесталинскую эпоху, кто официально предположил, что Ленинский постулат о

неизбежности всеобщей войны между капитализмом и коммунизмом устарел в эпоху

термоядерных вооружений. Хрущев поначалу отверг эту идею как

«ревизионистскую ересь», однако сам впоследствии канонизировал

ее как свою собственную доктрину «мирного сосуществования».

Маленков первым призвал к повышению жизненного уровня населения и

приоритетности производства потребительских товаров, задолго до того, как

Хрущев выступил против «пожирателей стали» из

военно-промышленного комплекса, которые отвлекали государственные ресурсы от

удовлетворения материальных запросов народа. Именно при Маленкове прекратили

репрессии и реабилитировали обвиняемых по «делу врачей», что

можно рассматривать предтечей Хрущевскому докладу на ХХ съезде партии.

Хрущев пришел к власти не установками Сталина, как Маленков, а волею

голосовавших за него аппаратчиков. Интеллектуальный уровень голосовавших

выбрал в лидеры Хрущева. Подчиняясь Сталину при его жизни, вторая

«сталинская элита» после смерти Сталина предпочла

«горлопана и неотёсанного мужлана» Хрущева. Он им был ближе. При

Хрущеве массовое жилищное строительство выросло десятикратно(!). Кукуруза

имеет в несколько раз большую урожайность зерна и зеленой массы по сравнению

с пшеницей. Хрущев сделал упор на выращивание кукурузы, поскольку зерно

используется не только для выпечки хлеба, но и на корм сельхоз животным.

Параллельно с развитием ракетно-ядерных вооружений КПСС разворачивалась

лицом к бытовым нуждам людей.

Хрущев попытался ввести больше политических и гражданских свобод для

советских граждан. Это заметно например по истории с разрешением выезда Майи

Плисецкой в зарубежные гастроли по итогам письма Плисецкой лично Хрущеву.

Хрущев тогда говорил: «Сейчас, спустя 50 лет, мы должны перестать

выискивать предателя в каждом. Мы должны перестать воспринимать нашу

государственную границу для удержания отбросов общества и подонков внутри

нашей страны. Мы должны начать думать о людях, не заслуживших называться

подонками, как о людях, кто мог бы пройти временную вакцинацию их личными

впечатлениями или кто мог бы захотеть попробовать капиталистический ад,

некоторые аспекты которого могут быть все еще привлекательными для наших

менее стабильных элементов. Мы не можем держать этих людей взаперти. Мы

должны дать им шанс определить для них самих, как выглядит Мир. Если мы не

изменим нашу позицию в этом отношении, я боюсь, что мы дискредитируем идеалы

марксизма-ленинизма, на которых основан наш советский образ жизни.»

Опасения Хрущева воплотились позднее.

Однако окружению Хрущёва будущее страны виделось иначе. Заметив резкий и

неоправданный для партийной бюрократии откат от установок Сталинского

периода, в октябре 1964 года дворцовым переворотом к власти приходят Брежнев

(первым секретарём ЦК) и Косыгин (главой правительства). Идеология

послаблений инакомыслию и больших политических свобод отступает на задний

план. Взамен приходит лицемерие высоких трибун. Пример. Советской

дипломатией в августе 1969 года была продекларирована «свобода

Ашкенази выезжать и въезжать в СССР по его усмотрению». Сам Ашкенази

тут же назвал это утверждение неправдой. Подавлялась и не только свобода

выезда за рубеж, как вытекает из ввода войск Варшавского договора в

Чехословакию в 1968 году. Следует сделать упор. При Брежневе пришло то, что

Киссинджер описал как власть партбюрократии ради интересов самой бюрократии.

Этот изъян в развитии Советской власти оказался ключевым в последовавших

событиях.

При Брежневе уже не стоял вопрос захвата Советского Союза внешним врагом.

Переживший ужасы 2-й мировой войны Брежнев тем не менее продолжал рьяно

заботиться об обороноспособности, отдавая приоритеты этой наезженной колее

советской экономики. Брежнев позволил втянуть СССР в изнурительную гонку

вооружений, добиваясь паритета в кратности (!) уничтожения противника.

Абсурдность этой гонки для стареющего политбюро ЦК КПСС не была очевидна. По

некоторым видам вооружений (например по численности танков) СССР обогнал

весь остальной Мир вместе взятый. Вопросы социального переустройства

советского общества были отодвинуты на второй план. А ведь история даровала

такую полномасштабную возможность стране Советов впервые после полувековой

осады внешним врагом.

Следует указать, что Холодная война консервировала советский тоталитаризм. С

помощью жупела внешнего врага, роль которого согласились играть США и НАТО,

советские партбюрократы оправдывали сохранение военизированности Советского

общества. И советское общество частично соглашалось с этой логикой

партбюрократии, а частично побаивалось не соглашаться из-за страха перед

мощными репрессивными органами, созданными еще при Сталине. Мотивацию

функционирования те органы пронесли через десятилетия. Коржаков на

парламентских слушаниях по импичменту Ельцина так сформулировал идею:

«А у нас не принято сверять с законами приказания президента.»

Приказы начальства не обсуждались, а выполнялись. Даже если эти приказы

преступны. Невозможное в гражданском обществе было нормой в советской

государственности даже, когда не было никакой необходимости в этом. Не было

необходимости для нации вцелом, но не для партийной бюрократии.

Военно-промышленный комплекс СССР потреблял основные ресурсы нации.

Остававшиеся для роста благосостояния населения ресурсы распределялись

неравномерно, что не удивительно для любой нации за редчайшим исключением. В

СССР стали нарастать проблемы дефицита многих товаров на прилавках,

недостатка жилья с длиннющими очередями «на расширение» в

городах и другие дисбалансы спроса и предложения. Качество товаров для

народа, выпускаемых плановой экономикой, не зависело в достаточной степени

от покупаемости их на рынке и все больше уступало зарубежным аналогам.

Советское не было отличным, и это добавляло пятен к образу «реального

социализма». Стимулировался черный рынок, росла инфляция. Все говорило

об игнорировании руководством Советской власти фундаментальных принципов

организации рынка. Консервацией политико-экономической системы при Брежневе

ограничивались и возможности интенсификации экономики. Нововведения форм

хозяйствования запрещались. Рыночные отношения явно недооценивались. Выводы

экономической науки во многом игнорировались. Стареющее политбюро теряло

связь с пульсом времени. Экономика вошла в фазу стагнации.

Партбюрократия спряталась от этих проблем за высокий забор

«спецраспределителей», контроль списков и очередей на

приобретение жилья, дач и автомобилей. Поездки зарубеж, отдых в

привилегированных санаториях, лечение в спецполиклиниках для избранных и

многое другое контролировалось парткомитетами и в значительной степени в

интересах партбюрократии. Партноменклатура превратилась в аналог выборного

дворянства. (Не случайно Советская система при Брежневе так подходила

чаяниям восточных парт-ханов типа Рашидова, Гейдара Алиева, Сапармурада

Ниязова и им подобным.) Было запрещено и подавлялось открытое обсуждение

этих вопросов в обществе, что усугубило политический климат в стране. В

партии стало нарастать количество лицемерных карьеристов, поскольку было

практически невозможно добиться жизненного успеха, не состоя в рядах КПСС.

Вот тогда то и стало массовым «думать одно, говорить другое, а делать

третье». Желание красиво жить осуществлялось через лицемерное

словоблудие с высоких трибун. «Поколение практиков» в Кремле

мало понимало последствия такой ситуации в стране. Коррупция политическим

лицемерием стала размывать сами основы нравственности в обществе и советской

государственности. В этих условиях и росла новая генерация политических

лидеров типа Горбачева и Ельцина. Кто-то мечтал о «социализме с

человеческим лицом», а кто-то мечтал побольше урвать под трёп о

социализме с человеческим лицом. Однако интеллект этих руководителей дальше

витрин в Западных магазинах не двигался.

Вся эта ситуация подорвала внутреннее единство нации. Образовалась пропасть

между партийными лидерами и рядовыми гражданами. Между высокими лозунгами с

трибун и реальной жизнью. (Именно наличием этой пропасти объясняется

отсутствие народной поддержки попытке ГКЧП сохранить Союз ССР. ГэКаЧеПистам

народ просто не верил.) В обществе стало нарастать социальное недовольство

лицемерием системы, а система и не шибко заботилась о разъяснении своей

политики народу. Появилась питательная среда для роста аудитории у

диссидентов. Общество стало ждать перемен. Обращение Андропова к народу

напрямую, минуя эшелоны партбюрократии, нашло широкое понимание в СССР.

Реформы Горбачева были в русле ожиданий. Именно поэтому с таким энтузиазмом

встретили в стране горбачевские Перестройку и Ускорение. Именно поэтому так

притягательна была свежая волна Гласности против омертвелого лицемерия

социалистических здравиц. Но дальше выяснилась экономическая

несостоятельность «прорабов перестройки». Политический

авантюризм Горбачева с разрушением советской государственности при

непродуманной импровизации по ходу событий оказался эскалатором для взлета

истинных разрушителей криминального пошиба, каких еще не видела мировая

цивилизация.

Эпоха революции ворья

Революции прошлого выявили ряд общих закономерностей. И не только условие

«революционной ситуации», при котором они происходят, когда

«верхи не могут, а низы не хотят». Великая Французская революция

четко показала и другую закономерность. Недовольные существующим положением

силы вырывались на поверхность и меняли законы в обществе. В результате

менялись условия и в изменившихся условиях набирали разрушительную мощь силы

другой природы. Добившись победы, уже они в свою очередь меняли законы и

соответственно условия, готовя почву для других разрушителей. Собственно так

развивается общество всегда, но в революционное время эти процессы резко

ускоряются. Это же произошло в Советском обществе в эпоху Горбачева. Время

понеслось опрометью. К криминальной пропасти. И при Ельцине общество рухнуло

в криминальную пропасть.

Горбачев собирался кардинально решать наболевшие вопросы Советского

общества. Ему представлялось достаточно легко придать имевшемуся реальному

социализму цивилизованный лоск. Ему казалось, что достаточно одного

массового хотения и его верховного одобрения. А «дружба народов»

и единство советского общества будут само собой разумеющимся. Встретив

сопротивление со стороны консервативных элементов в тоталитарных структурах

советской государственности, Горбачев решил попросту разрушить те структуры,

не отдавая себе отчета в последствиях. Высшим пилотажем дворцовых интриг

Горбачев сначала провел смену поколений в высшем партийном руководстве и

существенное послабление в политической цензуре, а потом перенес

политическую власть из партийных структур в руки Съездов народных депутатов.

Политическая круговерть перемен заблудила Горбачева и придала событиям

собственную логику, независимую от их инициатора. Выяснилось как банкротство

экономических взглядов Горбачева и его советников так и несостоятельность

его претензий на контроль политическими реформами. Горбачев разрушил

инструменты власти в его руках, которыми бы мог руководить процессами в

стране. Под конец Горбачев потерял поддержку даже в кругу своих

непосредственных единомышленников, что проявилось в путче ГКЧП. Ускользавшая

из рук Горбачева власть бюрократии не исчезала насовсем. Она переползала в

руки бузотеров и проходимцев, группировавшихся вокруг Ельцина. С 1990 года

Верховный Совет РСФСР развязал антиконституционную «войну

юрисдикций» против «тоталитарного центра» Горбачева.

Итогом августовского ГКЧП в 1991 году оказалась полностью дезорганизованная

государственная власть на уровне СССР. Этим воспользовался политический

антагонист Горбачева – Ельцин. Говорить о великих идеях Ельцина не

приходится. Таковых не было. Решительности и нахрапа было в избытке. Желания

быть главнее всех было еще больше. Остальное набиралось из подручного

материала. Заметив нелюбовь народа к партпривилегиям, будущий царь Борис

демонстративно отказывается от посещений Кремлевской поликлиники. Заметив

модное слово «суверенитет», Ельцин тут же обещает его всем

желающим «сколько хотите». Заметив «обделенность России

юрисдикцией», начинает пьяно хрипеть на многотысячных митингах

«Рас-си-я! Рас-си-я!». Ельцину и в экономике были все премлемы.

И Явлинский с «пятьюстами днями», и Гайдар с «шоковой

терапией», и Черномырдин с «хотели как лучше, а получилось как

всегда». Ну а потом с его слов оказалось, что «во всем виноват

Чубайс». Ельцин играл роль лидера социального недовольства низов,

накопившегося со времен Брежнева. Именно играл как мы видим по итоговому

послужному списку царя Бориса на пенсии. Жульнически отождествляя

тоталитаризм партноменклатуры с социализмом, Ельцин и его окружение стали

энергично ломать советскую государственность с прицелом на разрушение

единства СССР в лоскуты национальных суверенных образований. Понятие

«суверенитет» на публику не преподносилось как независимость с

границами, таможней и отдельными денежными системами. Всё выдавалось в

некоей аморфной форме демократизации и бóльших свобод во все еще

едином государстве СССР. Именно такой теоретик преобразования общества

обманом и подлостью сумел провернуть неожиданно для народа Беловежский путч

и выкурить Горбачева из Кремля. Тоталитарнее диктатора Россия не видела

blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList