13.10.2001 00:31 | Правда России | Администратор
ОБКЛАДЫВАЮТ...
Именно такую картину мы наблюдаем сегодня, когда под шум разговоров о мифическом "сближении" с НАТО и Европейским союзом Россию хотят окончательно и совсем не мифически, а вполне реально загнать в положение поставщика сырья, лишить последних союзников и возможностей национального возрождения. Нашу страну решили не только втолкнуть в начавшуюся вблизи южных границ афганскую мясорубку, чреватую поистине глобальной конфронтацией со всем исламским миром, но одновременно окончательно обложить и на западном направлении. Можно ли поверить в то, что без ведома вашингтонских стратегов буквально накануне начала американо-британской агрессии в Афганистан в столице Болгарии городе София проходит встреча высокопоставленных представителей стран Восточной Европы, стремящихся в ряды НАТО? Цель встречи - корректировка дальнейших шагов и возможная выработка совместных действий. Это что, простое совпадение в датах? Кто ж поверит в такое! Посмотрите на карту, уважаемые читатели: на софийской встрече оказались представлены бывшие восточноевропейские социалистические страны и прибалтийские республики СССР - от Албании до Словакии, от Болгарии и Румынии до Эстонии, от Словении до Литвы и Латвии. Вашингтон и Брюссель, расточая очередную порцию дипломатических любезностей президенту В.Путину, одновременно изо всех сил продолжают попытки возведения к западу от российских границ многослойного "санитарного кордона", торопясь использовать нахождение у власти в странах этого региона антироссийских "демократических" и "реформаторских" сил.
Цели США и их союзников в отношении России и на Юге, и на Западе ясны: повязать нашу страну по рукам и ногам, а то, что от нее после этого останется, навечно превратить в энерго-сырьевой придаток. И ладно бы эти цели тщательно маскировались, скрывались под грифом "совершенно секретно" - так нет же, об этом говорится и пишется вслух, напрямую, так сказать, с размахом! В недавно опубликованном докладе группы американских экспертов "Глобальные тенденции - 2015", подготовленном по заданию госдепартамента США и ЦРУ, прямо говорится, что в экономическом плане России отводится роль "поставщика сырья и энергоресурсов для стран Восточного полушария". Читай - для европейских союзников США. Что, президенту Путину неизвестны подобные замыслы? А если известны, то где же его реакция? А возьмите широко разрекламированный в начале прошлой недели его визит в Брюссель и состоявшиеся переговоры с руководством Евросоюза. Под ничего не значащие слова о формировании "единого экономического пространства ЕС - Россия" Европейский союз выразил вполне конкретную определенную заинтересованность "на стабильные поставки нефти и газа из России в будущем".
Хорошим же мыслится это самое "единое пространство" - с высокоразвитой промышленной Западной Европой, стремительно развивающей и совершенствующей высокие технологии, и нищей, столь же стремительно выкачивающей свои невоспроизводимые природные богатства Россией! И правильно, другим подобное, с позволения сказать, "партнерство" и быть не может: какой же наивный человек поверит, что правители Германии, Великобритании и других стран Евросоюза, заключая президента России в объятия, искренне при этом желают возрождения российской высокотехнологичной промышленности? Они ведь, господа шредеры и блэры, не дураки и не враги самим себе и собственным предпринимателям, чтобы своими руками создавать собственных конкурентов! Нет, пусть Россия и впредь знает свое место и снабжает ЕС и НАТО - включая и потенциальных новых членов - топливом и сырьем.
Уже в настоящее время, по итогам 2000 года, удельный вес минерального сырья (прежде всего - сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа) и металлоизделий самой первичной степени обработки в общем объеме российского экспорта в западные и развивающиеся страны превысил 72 процента. За один лишь прошлый год увеличение физических объемов вывозимых за рубеж сырой нефти превысило 7 процентов, мазута - 6 процентов. Эта же тенденция "благополучно" продолжается и в текущем году: по данным Государственного таможенного комитета РФ, российский экспорт сырой нефти за пределы СНГ (иными словами, на Запад) за первые 8 месяцев 2001 года вырос еще на 7 процентов. Как говорится, все выше, и выше, и выше... растет объем выкачиваемых из наших недр природных ресурсов. Осталось только закрепить подобное положение, чтобы Россия никогда уже не смогла сорваться с сырьевого "крючка". Где те "демократические" витии конца 80-х - начала 90-х годов, что, брызгая слюной на митингах, обвиняли КПСС и Советскую власть в "продаже нефти за рубеж"? В какие щели они, словно тараканы, сегодня попрятались, отчего же молчат о сегодняшнем - с каждым годом, с каждым полугодием все большем - обескровливании российских недр?!
Вырваться из этого сырьевого тупика, в который загнали нашу страну доморощенные "демократы" и их зарубежные хозяева, можно только одним путем - срочным подъемом не до конца еще разрушенного промышленного потенциала России, в том числе в самых технологически развитых отраслях, относящихся к ВПК. И, разумеется, незамедлительно задействовать тот антиНАТОвский потенциал сдерживания, объективно сосредоточенный в Белоруссии, Молдавии и на Украине - наших естественных и стратегических (и последних, между прочим!) союзниках на западном направлении.
В самом деле, уважаемые читатели, еще раз взгляните на географическую карту. Три указанные страны отделяют западные границы Российской Федерации, Брянскую и Смоленскую области от уже вступивших в НАТО и стремящихся в нее государств - тех самых, чьи представителя совещались в болгарской столице. Да уже один этот, геополитический и географический фактор должен побудить любого здравомыслящего политика и государственного деятеля России направить все свои дипломатические и хозяйственные ресурсы и усилия для самого тесного политического и экономического сотрудничества с этими тремя странами.
Сейчас именно на долю Беларуси, Украины и Молдовы приходится свыше 70% всего товарооборота России со странами СНГ и 99% всех российских инвестиций в страны Содружества. Это при том, что, например, за время нахождения у власти на Украине правительства Ющенко-Тимошенко, которое откровенно называли проамериканским, в этой стране фактически были остановлены сотни предприятий кораблестроения, авиастроения, транспортного машиностроения, которые могли бы эффективно работать в кооперации с Россией и Белоруссией. И даже несмотря на это, доля товарооборота со странами СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота Украины сократилась по итогам 2000 года лишь до 44 процентов, в том время как в целом по Содружеству аналогичная доля упала до рекордно низкой отметки в 28 - в немалой степени за счет таких государств, как Армения и Грузия, да и, в первую очередь, сама Россия. По итогам 2000 года доля стран, долженствующих быть по всем официально-формальным соглашениям нашими приоритетными партнерами, на самом деле упала в товарообороте нашей страны до смехотворно низкой отметки в 19 процентов! На этом фоне аналогичные показатели той же Украины, Молдовы (42 процента), а тем более - Белоруссии (65 процентов) являются просто плацдармом для восстановления торгово-экономических связей в по-настоящему полном объеме.
Развитие таких связей способно стать подлинно долгосрочным фактором восстановления промышленного потенциала России и занятия нашей страной места, адекватного положению великой державы. Например, достаточно напомнить, что по расчетам, сделанным учеными Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, весь незначительный (всего на 0,4 процента) рост ВВП в нашей стране, который произошел по итогам 1997 года и которым так гордилось "черномырдинское" правительство, и тот почти полностью был достигнут благодаря росту российских поставок продукции в Белоруссию, где начался стабильный, а не временно-конъюнктурный экономический подъем. Таким образом, рост белорусской экономики стимулировал начало оживления даже в прибитой "демократами" российской экономике, и тем самым был обеспечен задел для последующего восстановления в первую очередь российской обрабатывающей промышленности, начавшей понемногу восстанавливать утраченные в первой половине 90-х годов кооперационные связи со своими белорусскими партнерами. К сожалению, состоявшийся в следующем году в России кириенковско-немцовский дефолт похоронил эту тенденцию, а наблюдаемый в настоящее время рост носит откровенно временный, "нефтяной" оттенок.
А какую позицию российской стороны мы наблюдаем в наши дни? Почему на целый месяц - начиная с самых событий 11 сентября - практически полностью исчезла с экранов и страниц средств массовой информации стратегически важнейшая для нашей страны тема российско-белорусского сближения, построения Союзного государства? Создается впечатление, что кое-кто ждал только повода, чтобы броситься в объятия "любимой" Америке, заполнить сообщениями о новой "российско-НАТОвской дружбе" все новостные теле- и радиопередачи, отбросив при этом тему развития связей с нашими ближайшими и естественными союзниками. А что сделано за почти полугодичный период, прошедший с момента отстранения от власти на Украине правительства Ющенко-Тимошенко? Какие шаги были предприняты для полномасштабного восстановления сотрудничества предприятий российской и украинской индустрии, нуждающихся в кооперационных связях? Как отозвалась Россия на неоднократно звучавшие пожелания руководства Молдовы о стремлении сближения (с последующим вступлением) в российско-белорусский союз? Что-нибудь конкретное в области экономики было предложено российской стороной? К сожалению, на большинство этих вопросов следует дать отрицательный ответ.
За целый месяц едва ли не единственное упоминание о сотрудничестве с Украиной и Молдовой прозвучало в связи с поездкой в конце прошлой недели главы правительства М.Касьянова в Киев и Кишинев и решением вопроса о транспортировке российского газа. Опять газа, и опять в Западную Европу! Конечно, подписанный, как его окрестила пресса, "газовый меморандум" между Россией и Молдовой имеет важное значение для снабжения союзнической нам страны топливом, без чего трудно говорить о возрождении молдавской экономики, разоренной многолетним правлением "демократов" и националистов. Но где же соглашения о сотрудничестве между Россией, Украиной и Молдовой в области машиностроения, оборонной промышленности? Где хотя бы одна российская инициатива на этот счет? Увы, таких не наблюдается.
Между тем, именно скорейшая реализация многих имеющихся возможностей нашего сотрудничества на этих направлениях позволит сделать наш экспорт менее "нефтяным" и "газовым", отобьет охоту у разного рода "экспертов" отводить нашей стране роль сырьевого снабженца американских союзников, да и - самое главное - восстановление всестороннего взаимодействия на разных направлениях близких во многих отношениях государств сделает невозможным втягивание наших стран - и порознь, и в отдельности - в разного рода американо-НАТОвские авантюры. В Государственной думе экспертами фракции КПРФ подготовлен законопроект о мерах по развитию и совершенствованию экономической интеграции России с Белоруссией, Молдовой и Украиной. Поддержит ли его пропутинское депутатское большинство? Увидим ли мы, наконец, самостоятельную российскую внешнюю политику на этом жизненно важном для нашей экономики и страны в целом направлении?
Олег ЧЕРКОВЕЦ,
доктор экономических наук
blog comments powered by Disqus