Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.02.2002 20:34 | Правда России | Администратор

РОССИЯ В РОЛИ ДОНОРА

- Сергей Юрьевич, хочу начать разговор с сомнения. Подводя предварительные итоги истекшего года, Михаил Касьянов заявил, что валовой внутренний продукт вырос за год на 5,5% при сокращении дооценки доли "теневого сектора" с 25% до 18%. О процессах, происходящих в "теневом секторе", достоверно никто не знает. Оценки экспертов различаются в несколько раз. Насколько вообще можно доверять нашей экономической статистике?

- В отсутствие закона о статистическом учете Госкомстату приходится во многом дооценивать результаты экономической деятельности. На этот закон, к сожалению, президент наложил вето, мотивируя тем, что предоставление информации в органы статистики противоречит принципам свободного предпринимательства. Такое странное представление о бизнесе не позволяет наладить в стране нормальный статистический учет, который существует во всех развитых странах и прежде был у нас.

Если говорить о сути вопроса, доля или вес "теневого сектора" фиксируется Госкомстатом, исходя из выборочных обследований и качественного анализа экономических процессов в разных отраслях, в виде специального коэффициента. Если предприятия, прежде не платившие налогов, стали их платить, то статистика регистрирует рост валового внутреннего продукта, даже когда на самом деле ничего не выросло. И если темпы поступления налогов в бюджет при снижении налоговых ставок превышают темпы роста ВВП, это свидетельствует о том, что регистрируемый экономический рост происходит за счет вывода части экономической деятельности "из тени". Что, собственно, и привело к необходимости снизить оценку доли "теневого сектора".

- Как вы думаете, цифры, приводимые Госкомстатом, получаются по научным методикам или исходя из пожеланий высших руководителей?

- Там работают профессионалы, и, хотя в работе Госкомстата были разные эпизоды, у меня нет оснований думать, что они манипулируют цифрами, исходя из политического заказа. Методика дооценки на "теневой сектор" была разработана в начале 90-х годов. Она постоянно корректируется. С моей точки зрения, более надежной методики ни у кого нет, хотя цифры доли теневого оборота, приводимые МВД и другими компетентными структурами, впечатляют своим размахом.

- Как известно, сам по себе экономический рост у нас почти не улучшил положение населения. Часть полученного ВВП "утекла" за границу, часть ушла в резерв Центробанка, часть заморожена на счетах правительства. К чему приводит такая политика, ведущаяся под лозунгом сдерживания инфляции?

- В ситуации, когда две трети населения живет в бедности, а более четверти имеет доходы ниже прожиточного минимума, половина производственного потенциала страны не работает, рассуждения об избытке денег в российской экономике, попросту неуместны. Тем не менее правительство изымает около половины бюджетных средств из хозяйственного оборота. В 2000 году было изъято 490 миллиардов рублей, из которых 188 миллиардов было направлено на погашение и обслуживание внешнего долга, а остальные "заморожены" в Центральном банке.

Еще более абсурдна ситуация в 2001 году. При превышении фактических доходов над запланированными на 360 миллиардов рублей Минфин недофинансирует установленные законом о бюджете расходы по федеральным целевым программам. Зато остатки на счетах бюджета на ноябрь 2001 года превысили 300 миллиардов рублей Да еще на счетах казначейства, министерств и ведомств за девять месяцев истекшего года зависло, не дойдя до конкретных бюджетополучателей, 93 миллиарда. В конечном итоге государственный спрос сокращается раза в два. Это прямой вычет из экономического роста, сокращение возможностей для расширения производства на многие сотни миллиардов рублей.

- А какой смысл в сокращении инфляции таким варварским способом? Ведь если проанализировать цифры за прошедшие годы, то чем активнее проводилась борьба с инфляцией, тем плачевнее был экономический результат.

- Инфляция, в общем-то, неприятное явление, которое затрудняет экономическое планирование, ухудшает инвестиционный климат. Однако при анализе процессов в российской экономике за последние 10 лет обнаруживается, что, как правило, замедление спада или более высокие темпы экономического роста сопровождались более высокими темпами инфляции. Смягчение денежной политики приводило к улучшению финансового положения предприятий, которые задыхались в неплатежах. Поэтому впрыскивание денег в экономику, с одной стороны, сопровождалось некоторым повышением инфляции, а с другой - позволяло предприятиям восстанавливать оборотные средства и наращивать производство. Но из этого вовсе не следует, что так должно происходить всегда. В нормальной экономике высокая инфляция несовместима с устойчивым экономическим развитием. Но и экономический рост невозможен без соответствующего ему денежного пред-ложения. И если каналы денежного обращения замкнуты на производственную сферу, инфляционные последствия минимальны.

Искусственной стерилизацией свободной денежной массы правительство и Центробанк блокируют механизмы притока денег в производственную сферу. А реализация планируемой правительством легализации вывоза капитала сделает их формирование невозможным, окончательно закрепит механизм неэквивалентного обмена России с внешним миром, подрывающий возможности самостоятельного экономического развития.

- В чем, на ваш взгляд, главный порок проводимого кабинетом Касьянова экономического курса?

- Прежде всего, в явной недооценке роли государства в регулировании экономики и сведении ее к функциям "ночного сторожа" в духе доктрин двухсотлетней давности. За последние десятилетия правительства развитых стран инвестировали в развитие своих экономик триллионы долларов, организовали создание современной транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечили стремительное развитие науки и технического прогресса. Доля государственных расходов в ВВП у них увеличилась в среднем с 10 до 50%.

Если прежние наши правительства еще признавали необходимость проведения комплексной политики экономического роста, оправдывая ее отсутствие чрезвычайными обстоятельствами, то нынешнее просто считает ее ненужной. Его работа сводится к демонтажу остатков системы государственного регулирования экономики. Оно отказалось от защиты внутреннего рынка, провело снижение и унификацию таможенных тарифов, резко сократило ставки подоходного налога на высокие доходы, ликвидировало бюджет развития и большую часть федеральных целевых программ.

Между тем состояние российской экономики требует ровно обратного. Простаивает до половины производственных мощностей, 40% из них изношены. Треть платежей ведется в неденежной форме. Отсутствует нормально работающая банковская система, большая часть сбережений хранится населением в иностранной валюте. Мизерность бюджета предопределяет недееспособность государства. Доминирование на рынке мафиозных структур и господство монополий блокируют конкуренцию.

По сути, реализуемая правительством среднесрочная программа обрекает российскую экономику на затяжную депрессию. Это означает закрепление России в качестве донора мировой экономической системы. Экспортируя природное сырье, дешевый труд и капитал, мы финансируем за счет своего национального богатства экономический рост развитых стран.

- Что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

- Оживление производства в последние три года основывается на имеющемся производственном потенциале и, не будучи подкреплено ощутимым приростом инвестиций, остается весьма уязвимым от состояния экономической конъюнктуры. Любое ее ухудшение может спровоцировать спад. Для перевода экономического роста в устойчивый режим требуется, как минимум, двукратное увеличение инвестиций. Пока же выбытие производственных мощностей более чем втрое превышает ввод новых.

Подъем с конца 1998 года происходил благодаря восстановлению нормального уровня рентабельности промышленности. Это стимулировало банковские кредиты и займы предприятиям, которые ежемесячно увеличивались в прошлом году на 4,6%. Возобновился рост инвестиций. Однако поддержание этой тенденции предполагает сдерживание роста цен на энергоносители и сырье. Этого, к сожалению, нет, тарифы быстро растут.

Российская экономика сохраняет объективные возможности для продолжения роста. Благодаря повышению зарплаты и пенсий продолжается рост конечного спроса. За десять месяцев прошлого года реальные доходы населения выросли на 6,5%, что обеспечило более чем 10-процентное повышение оборота розничной торговли. Полное выполнение требований народно-патриотических сил по опережающему росту зарплаты, формированию механизмов развития в сочетании с давно назревшими мерами по защите внутреннего рынка позволило бы существенно поднять темпы роста отечественного производства.

Сегодня мы еще можем остановить процесс деградации общества и экономики. Если эта возможность не будет использована, то зависимость России от иностранных кредиторов, ее подчиненное положение на периферии мирового рынка, утрата внутренних источников роста приобретут жесткие формы, предопределив на многие десятилетия прозябание нашего народа в нищете.

Беседу вел

Владимир ДЕКТЕРЕВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList