Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

08.04.2003 09:40 | Правда России | Администратор

СЕРЬЕЗНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ! ПОЧЕМУ ИХ НЕ ДОЖДЕМСЯ?

Любые инвестиции обязательным условием имеют доходность и возвратность. И если на протяжении почти пятнадцатилетнего периода инвестиции в России остаются недостаточными, то, по-видимому, имеются к тому достаточные причины.

Особенно неблагополучно обстоят дела с инвестициями в базовых технологиях с длительными циклами окупаемости.

Все попытки, например, путем предоставления различных льгот переломить ситуацию не дают ожидаемого результата. Не спасает положение даже такой благоприятный для инвесторов фактор, как неизбежное подорожание любого созданного на российской земле объекта за счет достаточно быстрого и многократного удорожания земли, приобретаемой сегодня за незначительную цену, относительно дешевых пока основных строительных материалов и энергетики.

Наиболее наглядный пример дает жилищное строительство.

Так, 10 лет назад 1 кв. м жилья реализовался инвесторами за 120—150 долларов, а сейчас аналогичное по качеству продается за 400—500 долларов.

Т.е. безопасная доходность вдвое превышает лучшие предложения по банковским вкладам и даже значительно опережает инфляцию.

Но и здесь объем вложений не слишком впечатляющий и наскребается в основном населением, а не крупными инвесторами.

Конечно, в промышленных объектах такого самостоятельного, просто от времени, удорожания объекта не наблюдается, но похожий механизм действует так же. И все-таки мы видим малый рост инвестиции, как иностранных, так и отечественных, естественно, если оставить за скобками вложения в алкогольную, пивную, табачную, производство драгоценностей. А на особой разрушительной роли этих инвестиций следует остановиться отдельно.

Объяснения обычно ищутся в разных частных причинах, их устраняют, дают льготы. Но кардинальных изменений не наблюдается. И не может происходить. Ибо главное заключается в том, что Россия относится к числу стран со стойко вымирающим населением и в связи с этим — безусловно уменьшающимся долговременным рынком. Населения страны убывает нарастающими темпами, и не являются бредовыми прогнозы насчет уменьшения нас вдвое, т.е. до 60—70 млн. человек в ближайшие 15—20 лет. И если эта тенденция не изменится, то, естественно, для инвестиций в такой медленно окупающейся отрасли, как станкостроение, сложное приборостроение, машиностроение и т.д., нет шансов на окупаемость по сравнению со странами, где население растет и соответственно рынок расширяется.

Какой же механизм действует в России в развитии этой угрожающей тенденции, постоянно остающийся вне обсуждения научной общественности и вне воздействия государственной политики?

Фундаментальная причина вымирания России заключается в том, что вся государственная и бизнес-политика стремятся к наращиванию положительного платежного баланса во внешней торговле.

В последние годы превышение экспорта над импортом достигает 40-50 млрд. долларов, что является предметом распирающей гордости правительственного и бизнес-сообщества.

Это подается как выдающееся достижение, как положительный эффект в той виртуальной экономике монетаризма, которой сейчас все увлечены и которой все подчинено.

В реальной же экономике, где действуют биологические особи -люди, положительный внешнеторговый баланс и рост валютных резервов означает то, что, затратив физиологическую энергию на производство экспортируемых материалов, составляющих в денежном выражении 100 млрд. долларов, русские люди обратно получают товарной массы, потребляемой ими для восполнения затраченной энергии, всего на 40—50 млрд. долларов. Дефицит продукции для восполнения затраченной энергии составляет 40—50 млрд. долларов. Именно настолько, грубо говоря, недоедает и недогревается, недоучивается, недолечивается, недоохраняется Россия.

Мы видим, что ВВП 0,5—0,6 трлн. долларов означает, что жизнеобеспечение одного жителя страны требует разнообразной продукции и услуг на 4—5 тыс. долларов, и, грубо говоря, изъятие товаров на эту сумму означает гибель одного человека. Но с учетом ранее накопленного, разбаланс в 40—50 млрд. долларов лишает средств к существованию, в т.ч. и ранее накопленных, и соответственно гарантирует гибель всего 1,5—2,0 млн. чел.

И если сегодня страна убывает всего на 700—800 тыс. человек ежегодно, это означает лишь то, что недоумершие раскладываются на сокращение жизни и деградацию еще десятков миллионов людей, которые недополучают необходимой энергии для восполнения затраченного. Т.е. у десятков миллионов людей не обеспечивается простое воспроизводство.

По оценкам различных экспертов, ниже границы физиологической достаточности потребления в России находятся до 60—70 млн. жителей. Эти люди находятся в зоне гарантированной ликвидации. В то же время из-за наличия такой огромной зоны неблагополучия контингент финансово вполне благополучной зоны из-за криминальных, психологических и иных факторов также не демонстрирует необходимой жизнестойкости для выживания страны.

Самое парадоксальное и страшное заключается в том, что в обществе имеет место полное согласие всех слоев — от самых богатых до самых бедных — в разумности, полезности и необходимости положительного внешнеторгового баланса и накоплении валютных резервов, ибо никто не связывает его с демографическими и инвестиционными процессами.

Можно констатировать, что виртуальные псевдоэкономисты и якобы имеющаяся «мировая закулиса» успешно навязали российскому обществу убийственную экономическую модель постоянного поддержания и накопления валютных запасов. И этот маховик в свете последних призывов нашего президента к североамериканскому капиталу расширять потребление российских ресурсов постоянно раскручивается при полной поддержке российского народа. При этом устойчиво вымирающего.

Судя по поведению западных инвесторов, эти процессы не являются для них тайной, хотя и не приходилось встречать публикаций на такую тему. Но реальное поведение серьезных инвесторов, не вкладывающих в Россию как в вымирающий сектор мирового пространства, говорит о том, что только русская общественность находится в добросовестном заблуждении. Остальной мир сознательно или бессознательно понимает взаимосвязанность и серьезность вышеуказанных процессов.

Зачем инвестировать и ждать десятилетия возвратности, если ежегодно 40—50 млрд. долларов того самого положительного сальдо внешнеторгового оборота России в виде бумажных денег оседает в западных банках при том, что валютные запасы ЦБ России, как говорят злые языки, хранятся в Нью-Йорке.

Не существует в природе более выгодных взаимоотношений, чем сегодняшняя торговля Запада с Россией, так что только абсолютно безграмотные бизнесмены и политики будут вкладывать в Россию долговременные средства, а таких, по-видимому, среди серьезных кругов бизнеса и политики нет. Они, похоже, имеются только в России.

Поэтому инвестиционной привлекательности в России не может быть ни при каких условиях, ни при каких льготах, пока сохраняется положительный внешнеторговый баланс.

В виде денег может формироваться положительное сальдо только на величину чистой прибыли, что в нормальной экономике составляет 5—10 % от выручки.

Но, к сожалению, в российской экономике, особенно в экспортных отраслях, прибыль носит вымышленный, фиктивно бухгалтерский характер, т.к. в составе затрат учитывается величина значительно меньшая, чем требуется даже для простого воспроизводства используемых ресурсов — основных фондов, природных и человеческих. Так что и 10% от выручки откладывать в виде денег нельзя.

Что же противопоставить этой страшной тенденции?

Прежде всего это знание того, что весь экспорт товаров должен возмещаться импортом товаров, необходимым для обеспечения жизнедеятельности населения, для восполнения затраченной энергии при производстве экспортной продукции. Энергии не только непосредственных производителей, но и всей инфраструктуры, воспроизводства природных и ранее созданных (основных фондов) ресурсов.

Как это обеспечить в условиях, когда у государства нет прямых рычагов воздействия на экспортеров?

Ведь деньги, вырученные от экспорта, откладываются не только в Центральном банке, но и на счетах экспортирующих фирм и их владельцев.

А реальным производителям — от конкретного лесоруба до всей инфраструктуры — не обеспечивается даже простого воспроизводства.

Как исправить положение?

Государство может это делать следующими способами:

1. Установить определенные правила для ведения экспортных операций, заставляя соблюдать главное обязательство — обеспечивать как минимум простое воспроизводство населения и использованных ресурсов.

Т.е. экспортеры:

— не должны иметь задолженности перед бюджетом и всеми фондами;

— не должны иметь задолженности перед поставщиками;

— не должны иметь невозвращенных по срокам кредитов;

— не должны иметь задолженности перед своими работниками.

За соблюдение этих условий хозяева фирм, т.е. владельцы первых 51% акций фирмы, и нанятое исполнительное руководство фирм, должны отвечать своим личным имуществом и семейными сбережениями в случае невыполнения хотя бы одного условия.

2. Заработная плата работников фирм должна обеспечивать минимальное простое воспроизводство непосредственно наемного работника, его семьи и всей инфраструктуры (врачи, учителя, чиновники и т.д.), т.е. составлять не менее 20 000 рублей в месяц, как считает ряд экономистов.

Россия должна перестать быть заповедником сверхдешевой рабочей силы, уверенно деградирующей и вымирающей.

3. Должно быть прекращено «проедание» основных фондов и ресурсов. Экспортирующие фирмы должны иметь отдельный накопительный амортизационный счет с исчислением амортизации, исходя не из каких-то неизвестных балансовых стоимостей, а из отчислений, обеспечивающих реальное восстановление фондов, с учетом удорожания строительства и оборудования во времени, включая и возмещение затрат на геологоразведку и обустройство территорий.

Если не установить данные правила и все пустить так, как идет, то численность населения страны сократится не на 800 тысяч, как в 2001 году, а в 2002 году — минимум на 850—1000 тысяч человек, а с учетом других, стабильно и нарастающе действующих факторов — еще и того более.

Еще не поздно нам одуматься и позаботиться о собственном выживании, а не о благоденствии просвещенного Запада.

Конечно, русские щедры, но не многовато ли дарить Западу 50 млрд. долларов чистой прибыли в виде товаров, что эквивалентно производству на 500 млрд. долларов продукции?

Это подарок почти в 5 000 000 автомобилей «Volkswagen Golf». И становится понятно, почему так тянут нашего президента отдохнуть без галстуков на ранчо, выпить чашечку кофе и даже в восьмерку пригласили. А сейчас в ЕС, может быть, разрешат заглянуть.

Как тут не вспомнить Салтыкова-Щедрина, как один мужик двух генералов прокормил. Ведь вынесли они ему, получив свой пенсион, и рюмку водки и пятак — веселись и пей, мужичина.

Так и мы веселимся, обеспечивая смерти каждый год 2 миллионов русских, и все заклинаем об инвестициях.

А зачем тратиться на инвестиции? Если записали на счет в нью-йоркском банке русским 50 млрд. долларов — и пусть «лежат» себе, только приписывай каждый год по столько же и получай различную продукцию. Труд очень продуктивный, пустая бумага в обмен на миллионы тонн нефти из вечной мерзлоты, добываемой вымирающей Россией.

Пора бы и остановиться и пойти по цивилизованному пути, начертанному учеными того же Запада, — товар — деньги — товар. Причем товары должны быть взаимосбалансированными, а деньги — служить обычным инструментом. А все валютные резервы ЦБ должны быть замещены товарами, используемыми для развития России. После чего можно бы рассмотреть вопрос о предотвращении утечки и чистого капитала, т.е. неоплаченного труда россиян.

В.П. ЗАНИН,

кандидат экономических наук,

лауреат Государственной премии СССР.

Санкт-Петербург.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList