Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

14.04.2001 20:00 | Правда России | Администратор

ТАК ЧЬЕ ЖЕ ЭТО ГОСУДАРСТВО?

То ли случайно, то ли преднамеренно был выбран 15 марта -- Всемирный день защиты прав потребителя для проведения V съезда предпринимателей Алтая. Согласитесь, парадокс! Хотя, может, ошибаюсь. Я только подходил к Театру драмы, где проходил съезд и, увидев большое количество иномарок, стоящих у здания, почувствовал себя очень неуютно. Почему-то сразу в сознании возникла знаменитая фраза Ильфа и Петрова, вложенная ими в уста Великого комбинатора: "Мы чужие на этом празднике жизни". Она не покидала меня на протяжении того времени, которое я находился на съезде. Несколько эспээсовцев важно шныряли между группами "больших" и "маленьких" предпринимателей и чувствовали себя своими. А может, им очень хотелось казаться таковыми.

Как чувствовали себя приглашенные руководители края, не знаю. Но если съезд посетили первые лица А.Суриков, А.Назарчук, их заместители Н.Чертов, Б.Ларин, главы городов и районов края, то это, безусловно, говорило о важности мероприятия и об отношении краевой власти к предпринимательству. Правда, с первых приветственных слов А.Сурикова, выяснилось, что не ко всем людям, называющим себя предпринимателями, губернатор края относится одинаково. "Государство, -- сказал он, -- начав реформы в 1992 г., совершило стратегическую ошибку -- оно заявило о том, что создает средний класс, но свои усилия направило на создание олигархов". Реформы закончились в 98-м году полной неудачей, результат -- это отсутствие среднего класса в России. Сегодня все понимают, что идет новый передел собственности, еще более жесткий и наглый. Это и подтвердил губернатор. В настоящее время единственная цель кланов раздирающих на части МПС, РАО "ЕЭС России", атомную энергетику, по словам А.Сурикова, -- это деньги и власть. Государство реального отпора этому не дает. Если им удастся реализовать свои планы, будет крах мелкого и среднего бизнеса и всей экономики.

Думаю, все согласятся с тем, что малое и среднее предпринимательство в сегодняшних условиях играет весьма серьезную роль в экономике страны и края, в наполнении бюджетов всех уровней. Участниками съезда назывались цифры бюджетных поступлений: в краевой -- 20%, в городской -- более 30%. Кроме того, предпринимательством занимаются 220 тыс. человек в крае, что при нынешней безработице очень важно. Его судьбой обеспокоено руководство Алтая, что бы там ни говорили, в том числе и сами представители мелкого и среднего бизнеса. Отметив важность предпринимательства, А.Суриков рассказал о том, что делалось краевой администрацией по поддержке малого предпринимательства и о задачах на будущее, среди которых -- создание и поддержка оптовых рынков, усовершенствование условий кредитования малого и среднего бизнеса, оптимизация банковских ставок по кредитам, уменьшение административных барьеров и т.д. Председатель краевого Совета народных депутатов А.Назарчук проинформировал присутствовавших о том, что было сделано законодательной властью. В 1996 году в крае был принят закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае". Он "оброс" многими поправками в пользу предпринимателей. Последние изменения декабря 2000 г. предоставляют "малым" предпринимателям дополнительные льготы по налогам и сборам. Принят закон Алтайского края "Об упрощенной системе налогообложения и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Алтайского края", имеющий очень большое значение. Утверждена "Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001гг.", где, кроме мер законодательной и организационной поддержки, определен общий объем финансирования на развитие предпринимательских программ из федерального, краевого бюджетов и фонда поддержки малого предпринимательства общей суммой более 25 млн. рублей. Речь шла и о других шагах краевого законодателя, а также о законопроектах, которые планируется рассмотреть в ближайшее время в крайсовете и на федеральном уровне. Также А.Назарчук обещал рассмотреть все предложения, которые будут высказаны на съезде.

Вроде бы картина вполне "красивая", однако в выступлениях предпринимателей чувствовалось недовольство. Попробуем разобраться, чем недовольны люди бизнеса. Впрочем, уважаемый читатель, вы уже догадались -- это высокие налоги; противоречивость и несовершенство налогового законодательства, что позволяет чиновникам произвольно трактовать законы; частые изменения в налоговом законодательстве; контроль со стороны чиновников через регистрацию, сертификацию, лицензирование, инспекционные проверки; отсутствие понимания со стороны власти и т.п. Большое недовольство у предпринимателей введением 5% налога с продаж. Я человек неискушенный в экономике. Поэтому попросил растолковать "что к чему" моего хорошего знакомого -- молодого экономиста, находившегося в этом зале, Дмитрия Боровикова, на что он живо откликнулся:

-- Налог с продаж был введен не от хорошей жизни. На федеральном уровне были отменены около 20 местных налогов, в результате чего регионы и муниципалитеты лишились значительной части доходов. Чтобы компенсировать эти потери, краевые власти в 1999 г. вынуждены были установить этот налог. Причем, полученные средства, согласно краевому Закону, направляются на социальные нужды.

В чем суть налога с продаж? Этот налог -- косвенный, то есть платит его, в конечном счете, не предприниматель, а население. Поясню: в цену товара закладывается надбавка в 5%, и когда покупатель приобретает товар, продавец перечисляет эти 5% в бюджет. Поэтому предприниматели не вполне правы, когда говорят, что нагрузка по этому налогу лежит на них.

Конечно, предприниматели тоже пострадали из-за введения этого налога. Ведь с повышением цены уменьшается потребительской спрос на товары. Кроме того, механизм сбора этого налога несовершенен и уже в этом году будет изменяться. Но я бы не назвал этот налог главной проблемой предпринимателей. Во-первых, далеко не все товары облагаются налогом с продаж -- товары первой необходимости от него освобождены. Во-вторых, убежден, что у предпринимателей имеется немало неиспользуемых способов сохранения объемов продаж без увеличения цены. Прежде всего -- это сокращение собственных издержек. Зайдите в любой небольшой магазин -- покупателей почти нет, зато сидят и скучают продавцы и охранник, а ведь есть еще и бухгалтер, и директор, и водитель, а еще и хозяин хочет зарабатывать не только на хлеб с маслом, но и на хорошую машину, и на дорогой ремонт. Другой путь -- снижение торговых накруток. Допустим, она составляет у предпринимателя 30% и еще 5% налог с продаж. Так можно сделать накрутку 20%, и цены даже снизятся, невзирая на налог с продаж. Но этот путь, безусловно, не легкий и не очень приятный для предпринимателей. Поэтому они и предпочитают говорить не о собственных недостатках в работе, а обвинять власти.

"Справедливо ли предприниматели критикуют государство за так называемые административные барьеры?" -- поинтересовался я у Дмитрия.

-- Ни у кого не возникает сомнений, что и контроль, и разумные ограничения в сфере бизнеса необходимы. Например, контроль со стороны санэпидемстанции, пожарной инспекции нужен как для защиты прав потребителей, так и для безопасности самих предпринимателей. Другой вопрос, что происходит на практике. Федеральные ведомства -- а их порядка 20 - поставили "на поток" работу по начислению штрафов, и порой занимаются просто поборами. Это, на мой взгляд, общая беда нашей страны. Сегодня многие стараются использовать свое положения для работы на себя, а не на благо общества. Краевые же власти не имеют реальных рычагов для борьбы с этими административными барьерами.

Но, как ни странно, многие предприниматели сами внесли вклад в создание этой порочной практики, и об этом честно говорят предприниматели. Ведь вместо того, чтобы выполнить законные требования проверяющих или опротестовать, если они не обоснованы, предприниматели зачастую предпочитают "откупаться". Нечистоплотных проверяющих это устраивает, и они через неделю приходят снова. Возникает "замкнутый круг".

Таким образом, все недовольство можно свести к двум принципиальным вещам: удушающие налоги и чрезмерный государственный контроль. А можно назвать одним словом главную проблему предпринимателей -- это ГОСУДАРСТВО. И тут получается интересная вещь: новое "демократическое" государство создавало предпринимателей, в том числе и малого бизнеса, формируя свою социальную опору, а они недовольны поведением их "родного" государства и ничего не могут с ним сделать. Чубайс как-то сказал: "Каждый вырванный у государства магазин -- это победа над коммунистами". То есть им нужен был не предприниматель как таковой, а "победа". Кто сегодня мелкий предприниматель для государства, а кто Чубайс? Ответ очевиден.

По логике, мелкие и средние предприниматели, идя на выборы, должны проголосовать за оппозицию (имеется в виду настоящая, а не бутафорская), которая, кстати говоря, не только не против предпринимательства, но и предлагает разумную экономическую программу, позволяющую навести порядок, жить и развиваться национально ориентированному предпринимателю, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, защитить наши рынки. А вот цитата из политического отчета председателя ЦК КПРФ Г.Зюганова VII съезду Компартии, прошедшему в декабре 2000 г.:

"Поддерживать хозяйственные инициативы патриотически настроенных предпринимателей, особенно представителей малого и среднего бизнеса". Однако, при одном упоминании слова коммунист большинство предпринимателей, даже самых "маленьких"... В общем. Вы поняли. И все-таки среди них есть люди понимающие, что страна превращается в сырьевой придаток "золотого миллиарда". Есть способные голосовать головой, а не "инстинктом боязни" потерять кошелек. И один выступавший, критикуя сегодняшнее государство, вспомнил "старые добрые времена", признав, что партийные и советские органы оперативно решали все экономические вопросы.

Объединение предпринимательских кругов на Алтае говорит о том, что они фактически отстраивают партию (правда, один мой собеседник, пожелавший не называть свое имя, указав на сцену, которая была "украшена" рекламой известных в крае фирм, сказал, что это нужно ИМ для получения льгот, а "мелочь" бессознательно помогает в этом и... платит). Несмотря на то, что о политических предпочтениях на съезде не говорилось практически ни слова, и вообще, организации предпринимателей показывают, что дистанцируются от политики, они "заполитизированы". Скрыть это невозможно. Тем более что в краевом Совете предприниматели создали депутатскую группу промышленников, и через нее имеют очень серьезное влияние на процессы, происходящие в крае. Правда о мелких и средних предпринимателях речь вряд ли идет. Кстати, когда делили посты в этом законодательном органе, именно промышленники изо всех сил "рубили" одного из представителей КПРФ, претендовавшего на должность председателя комитета по социальной политике.

"В журнале "Огонек" во время перестройки публиковались рейтинги профессий", -- вспоминал другой выступающий. "Сегодня мы не представляем, в каком месте находится предприниматель". И задался вопросом: "Быть предпринимателем в глазах населения почетней, чем педагог и врач, или нет? Если нет, то обидно". Очень даже представляем. Более того, известно почему. Большинство из них -- это "купи-продай". К торговцу у русского человека, по словам Ленина, всегда было "патриархально-аристократичное отношение" как к человеку, занимающимся "грязным" делом. А в советские времена то, что сегодня называют торговлей, называли спекуляцией. Да еще статья была соответствующая в УК. Ну а потом, сами предприниматели ведут себя нередко "не по-джентельменски" по отношению к потребителю, государству и друг к другу. Приведем некоторые примеры прошлого года.

По данным Управления Министерства России по налогам и сборам по Алтайскому краю, количество предприятий-недоимщиков за 9 первых месяцев 7 тыс. 828 единиц, их задолженность составляла 3556,9 млн. рублей. По словам зам. начальника Управления по следствию Федеральной службы налоговой полиции по Алтайскому краю А.Тихонова, за эти же 9 месяцев возбуждено 203 уголовных дела, из которых завершено производством -- 175, 30 -- направлены в суд. А остальные завершены по признакам "деятельного раскаяния" и полного возмещения ущерба (то есть, платить могут, но сами не хотят!). "Среди нас есть такие, что 3 рубля налог сделай, и будут скрывать!" -- признала женщина-предприниматель Т.Ларина. И ничего тут не поделаешь. Поэтому обижаться не стоит. А если стоит, то в первую очередь на себя. Вывод оратора был следующим: "Сегодня недостаточно платить налоги и помогать детскому дому или инвалидам, нужна информация обо всем хорошем, что несет предприниматель в общество, необходимо формировать образ предпринимателя труженика, социально активного и ответственного члена общества". Ельцина тоже когда-то СМИ сделали "конфеткой", только что вышло в итоге. Нет, не образ нужно формировать, а нужен предприниматель, который не может променять страну на джип и джакузи, нужен предприниматель-спонсор и меценат, предприниматель-созидатель, а не вор и мошенник. И когда люди увидят, что личный интерес тесно переплетается с пользой, обществу, они и относиться будут соответствующим образом.

Итак, малый и средний предприниматель в сегодняшнем государстве чувствует себя примерно так же, как я на съезде предпринимателей, -- чужим. Кто в этом виноват? Государство, которое делало вид, что взращивало его, а на деле растило монстров-олигархов. Несмотря на пленяющие душу мелкого бизнесмена, слова президента и его министров-капиталистов об уменьшении администрирования в экономике, снижению налогов и т.д., федеральная власть продолжает выражать интересы крупнейших олигархических групп. А они не потерпят развития малого и среднего бизнеса и рано или поздно сожрут его. Таким образом, его представители, фразу Остапа Бендера, приведенную выше, вполне могут адресовать "своему" государству. Как здесь поступать -- пусть решает каждый из них. А лучше вместе. Иначе, зачем объединяется алтайский предприниматель? Неужели только потому, что это нужно тем, чья реклама украшала сцену?


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList