15.04.2003 15:42 | Правда | Администратор
БАГДАД ПАЛ, НО ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ ВОЙНА?
Мало кто ожидал, что иракский народ и иракская армия смогут долго сопротивляться американскому вторжению. Ведь агрессор с самого начала полностью и безраздельно господствовал в воздухе. Он имел тысячекратное техническое и огневое превосходство. Он располагал самыми современными боевыми самолетами, военными судами, использовал бомбы и ракеты спутникового наведения. За три недели войны по Ираку было выпущено 900 ракет «Томагавк» и сброшено 10.000 авиабомб. А иракский народ и его руководство с самого начала были в состоянии международной изоляции. На их стороне была лишь моральная поддержка сотен миллионов миролюбивых людей Земли. Антивоенные демонстрации проходят от Канады до Южной Кореи.
Тем не менее вплоть до 8 апреля, то есть двадцать дней и ночей, иракский народ и его армия оказывали организованное сопротивление войскам т. н. «антииракской коалиции». На всем протяжении от Басры до Багдада, в городах Эз-Зубайр, Эль-Насирия, Эс-Самоа, Эн-Наджаф, Эль-Кут и других велись упорные бои с захватчиками. По данным независимых источников, за две недели боев потери антииракской коалиции составили 270 человек убитыми и 400 ранеными. Коалиция потеряла до 110 единиц бронетехники, пять самолетов, 15 вертолетов и 6 беспилотных летательных аппаратов, одну пусковую установку и одну РЛС зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот». За это же время, по данным тех же источников, потери иракцев составили до 1500 убитыми, более 4000 ранеными, до 150 единиц бронетехники.
Перелом наступил 8 апреля. В этот день около шести часов утра американские бомбардировщики Б-1 сбросили четыре специальные, рассчитанные на пробивание толщи бетона, 900-килограммовые бомбы на бункер в одном из жилых районов Багдада. В наведении бомб на цель помогали с земли бойцы американского спецназа. Ими были получены данные разведки, что в бункере находились Саддам Хусейн и его сыновья Удай и Кусай. На месте объекта, по которому был нанесен удар, образовалась воронка диаметром в 50 метров. Есть две версии. По одной версии, Саддам Хусейн и его сыновья погибли под обломками бункера. По другой версии, которую запустила британская разведка, президенту и его сыновьям удалось избежать гибели. Они якобы незадолго до бомбового удара покинули бункер, воспользовавшись либо подземными ходами, либо скрывшись на бронированном автомобиле. До сих пор, по крайней мере, на момент, когда пишутся эти строки, местонахождение иракского лидера не установлено. Правда, некоторыми западными СМИ были переданы сообщения, что Саддам Хусейн скрывается на территории российского посольства, но они тут же были опровергнуты представителем МИДа РФ.
Показательно, что именно с этого момента организованное сопротивление оккупантам со стороны армейских частей и республиканской гвардии практически прекратилось. Прекратилось и вещание иракского радио и телевидения. Подразделения 3-й американской механизированной дивизии заняли почти без сопротивления основные объекты города: президентские дворцы, здания министерств и ведомств, казармы республиканской гвардии и т. п. Город оказался погруженным в пучину анархии, разгула мародерства, грабежей, полного беззакония. В таком состоянии он находится и по сей день. Американские войска охраняют только некоторые дворцы Саддама Хусейна.
Тем не менее есть все основания предположить, что законная власть в Ираке пала не только в результате военного поражения, а вследствие предательства иракской военной верхушки, запуганной и подкупленной американскими спецслужбами. Не исключено, что имела место сделка между некоторыми коррумпированными генералами иракской армии и командованием антииракской коалиции. Вот, например, какую гипотезу выдвигает один комментатор: «Коалиция в битве за Багдад одержала логичную, но при этом довольно странную победу. Это все заметили. Она оставила впечатление договорной. Как это бывает в спорте. Бились, бились не на жизнь, а на смерть (а может, делали вид, что бились), и вдруг элитные дивизии ...куда-то испарились. Или словно испарились» («Известия», 12.04.2003.). А один из командиров полков национальной гвардии в интервью корреспонденту Би-би-си рассказал, что уже за несколько дней до взятия Багдада он не получал от высшего командования никаких приказов. «В конце концов, — сказал он, — офицеры собрались и решили, что будет лучше разойтись. Солдаты переоделись в гражданскую одежду и покинули расположение части».
Видимо, не случайно Саддам Хусейн накануне решающих боев за Багдад решил вывести из Багдада элитные части республиканской гвардии и поручил оборону города федаинам. Он, видимо, опасался заговора со стороны своих генералов. Известно, что ЦРУ с самого начала делало ставку на военный путч и создание марионеточного правительства. Именно поэтому Рамсфелд не направил в Ирак достаточного числа войск, чем вызвал недовольство своих генералов. Но пока Саддам сохранял контроль, этот замысел не мог быть реализован. Теперь уже не имеет принципиального значения, погиб ли Саддам под обломками своего бункера или куда-то скрылся. Политически для Вашингтона было бы хуже, если бы он погиб и остался в глазах мусульманского мира мучеником — шахидом. Он стал бы знаменем выступающих против американского господства.
Сейчас на первый план выдвигаются проблемы послевоенного устройства Ирака и восстановления его экономики, разрушенной войной. Но экономика оказалась не такой разрушенной, как можно было ожидать. «Союзники» позаботились о том, чтобы остались в целости и сохранности объекты нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Остались не тронутыми и элементы инфраструктуры, необходимые для обслуживания этой промышленности: дороги, нефтепроводы, мосты и т п. Теперь необходимо создать послушную Соединенным Штатам политическую надстройку, то есть марионеточное правительство. Судя по всему, эта надстройка будет создаваться в два этапа. На первом этапе это будет чисто военная администрация с привлечением некоторого числа иракских чиновников. Эталоном ее будет администрации Германии и Японии после Второй мировой войны. Ядро этой администрации во главе с отставным американским генералом Гарнером уже доставлено и находится в городе Умм-Каср. Затем будет создано переходное и, естественно, послушное оккупантам «гражданское» правительство. Члены этого правительства будут вербоваться из разношерстной иракской диаспоры за границей, из бывших оппозиционеров. Наиболее крупной заграничной организацией является т. н. «Иракский национальный конгресс» (ИНК). Его возглавляет некий Хасан Чалаби, которого и прочат на пост премьер-министра переходного правительства. Но есть и другие кандидатуры. Будет некоторый период свары за посты в этом «правительстве». Вопрос о составе марионеточного правительства будет предметом споров и разногласий и в американской администрации. Ведь в зависимости от того, кто окажется на ключевых постах в военной администрации и в марионеточном правительстве, будет зависеть то, кому достанутся наиболее выгодные контракты по восстановлению хозяйства и как будут распределены запасы иракской нефти между нефтяными концернами США и Англии.
Разумеется, что Вашингтон и Лондон постараются не допустить к дележу иракского нефтяного «пирога» другие страны, и в первую очередь страны антивоенной коалиции — Россию, Францию и Германию. Все претензии на участие этих стран в послевоенном обустройстве Ирака и роли ООН в этом деле отметаются под тем предлогом, что, дескать, «кто воевал, чьи солдаты проливали кровь», тот и будет решать послевоенную судьбу Ирака и делить между собой его нефть. Эту свою позицию «победители» Буш и Блэр четко обозначили на встрече в Северной Ирландии, состоявшейся 8 апреля около Белфаста, в замке Хилсборо. Перед этой встречей было немало разговоров о том, что Англия на ней будет играть роль «моста» между Европой и Америкой, что Лондон выступает за то, чтобы ООН играла активную роль в послевоенном обустройстве в Ираке, в том числе в вопросах безопасности и т. п. Однако на деле Блэр в очередной раз приехал на встречу с американским президентом со своим мнением, а уехал с этой встречи с мнением Буша. В печати отмечалось, что разногласия между ними свелись лишь к тому, как долго должна сохраняться в Ираке оккупационная власть.
Буш и Блэр согласились, что ООН ни на каком этапе не будет предоставлен контроль в иракских делах. Блэр, чтобы затемнить вопрос о роли ООН, сказал журналистам, что «свободный Ирак будет создан самими иракцами, а не англичанами, не американцами, не ООН». Буш и Блэр считают, что речь может идти лишь о поддержке и одобрении Советом Безопасности ООН переходного правления «союзников» и назначенного ими марионеточного правительства. Разумеется, резолюции Совбеза будут, как водится, содержать слова о суверенитете, территориальной целостности Ирака и т. п. А весь их смысл будет сводиться к тому, что ООН будет отведена роль агентства по оказанию гуманитарной помощи населению Ирака. Чтобы, как говорится, втереть соль поглубже в раны т. н. антивоенной коалиции — России, Франции и Германии, — заместитель министра обороны США и известный вашингтонский ястреб Пол Вулфовиц, выступая на той неделе в одной из комиссий сената, предложил, чтобы Россия, Франция и Германия внесли свой вклад в послевоенное восстановление Ирака путем списания задолженности Ирака по займам этих стран Багдаду. «Любопытно слышать это от тех, — с горечью заметил Путин, — кто вначале пострелял, потом пограбил, а теперь считает, что возместить потери должны противники войны».
Собственно антивоенный характер трехсторонней коалиции России, Франции и Германии сейчас утратил свой первоначальный смысл. А антиамериканизм Путина, Ширака и Шрёдера практически сошел на нет. Особенно это стало заметным после заявления Путина о том, что он не желает поражения Соединенным Штатам в войне с Ираком, и заявлений Ширака и Шредера о том, что они всегда «желали краха иракской диктатуре» и всегда были «на стороне своих союзников, на стороне закона и мира». Чтобы окончательно расставить все точки над «i», Путин устами Примакова поведал, будто бы за три дня до начала войны он посылал последнего в Багдад, чтобы уговорить Саддама Хусейна уйти с поста президента. Если наш президент думает, что эта новость понравилась Бушу, то он заблуждается. Буш сам решил устранить Саддама Хусейна, и устранить его силой.
Сейчас назначение тройственной коалиции состоит в том, чтобы добиться от США максимум уступок и как-то обозначить свою роль и роль ООН в послевоенном Ираке. Именно с этой целью Путин, Ширак и Шрёдер собрались 11 — 12 апреля в Петербурге и провели вначале двухсторонние, а затем трехсторонние консультации. В итоге этих консультаций каких-либо документов не подписывалось. Они носили неформальный и неофициальный характер. Тем не менее позиция тройки была обозначена более или менее четко и сводилась к следующим моментам. Во-первых, Москва, Париж и Берлин по-прежнему считают, что ООН и ее Совет Безопасности должны играть главенствующую роль в решении вопросов, касающихся Ирака, причем не только гуманитарных, но и политических. Ситуация в Ираке должна, по их мнению, решаться в соответствии с Уставом ООН и сложившейся в этой организации практикой. Во-вторых, легитимным способом решения проблемы ликвидации оружия массового уничтожения Ирака может быть только, если инспектора ООН обнаружат там такое оружие. Если оно там будет найдено американскими войсками, то такая «находка» не может быть признана Совбезом ООН. Иначе это было бы признанием легитимности войны в Ираке. В-третьих, американские оккупационные власти должны принять все меры к тому, чтобы прекратить анархию, мародерство и другие беззакония, творящиеся на территории Ирака, находящейся под их контролем. В-четвертых, проблема задолженности Ирака по внешним займам должна решаться только в рамках Парижского клуба кредиторов. Наконец, участники встречи подчеркнули, что готовы сотрудничать с Соединенными Штатами и Великобританией в решении вопросов, касающихся Ирака, и не противопоставляют свою встречу в Петербурге встрече Буша и Блэра в Северной Ирландии.
...Основной урок войны в Ираке состоит в том, что, пока существовал Советский Союз, он был надежной гарантией свободы, независимости и безопасности народов, освободившихся после Второй мировой войны от колониального ига. Советский Союз действовал в этих целях в рамках ООН, пользуясь своим весом и влиянием в этой организации. Когда политические средства были недостаточными, СССР оказывал народам, подвергшимся агрессии, военную помощь. В свою очередь, эти народы были его надежными союзниками в борьбе против международного произвола и империалистической экспансии. Когда Советский Союз рухнул, народы мира лишились этой поддержки, и наступила эпоха международного произвола, кулачного права и диктата одной сверхдержавы. Теперь новый Армагеддон может подмять под себя не только развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, но и вполне развитые страны Европы и Россию. Остановить это чудовище может только возрожденный на новой основе Советский Союз, который сплотит вокруг себя не только народы «третьего мира», но и все страны, которым дороги свобода и независимость. Иначе миру грозит беспросветное рабство.
blog comments powered by Disqus