24.11.2003 21:31 | Правда | Администратор
«БЕЛЫЙ ЛИС» В ЗАПАДНЕ
И в моральном плане сей джентльмен проявил себя не лучшим образом. Этот бывший член Политбюро ЦК КПСС в нужный момент развернулся на 180 градусов и превратился в завзятого антикоммуниста. Разумеется, никаких убеждений (ни коммунистических, ни антикоммунистических) у него не было и нет. Абсолютно беспринципная личность. Типичный перевертыш. А став президентом Грузии, Шеварднадзе быстро «перестроился» на антироссийские рельсы.
О его противниках поговорим чуть позже. А сначала важнее выяснить, в чем подлинная сущность кризиса в Грузии. Она отнюдь не в амбициях нескольких политических группировок. Коротко говоря, нынешний кризис прямо проистекает из развала СССР, к которому Шеварднадзе активно приложил руку. Экономика Грузии была неотъемлемой частью мощной советской экономики. Как только Грузия выскочила из Союза, ее бесчисленные хозяйственные связи с Россией и другими союзными республиками были в одночасье разорваны. Экономика Грузии рухнула.
Но вместо того, чтобы пойти по пути восстановления этих связей, как это сделали Белоруссия и Армения, Шеварднадзе повел Грузию по самому легкому, как ему казалось, пути. По пути торговли геостратегическим положением Грузии. Возможность выйти непосредственно на южные границы России, получить базы на Черном море всегда привлекала наших новых «друзей» в НАТО. Поэтому под обещание добиться вывода российских войск из Грузии и обеспечить вступление Грузии в НАТО Шеварднадзе начал получать щедрую «помощь». Которую, как потом оказалось, нужно было возвращать, да еще и с процентами.
Отметим попутно, что на фоне развала экономики Шеварднадзе не забывал об интересах своего семейного клана. Все самые прибыльные виды бизнеса, которые сохранились или возникли в Грузии, попали под его личный контроль. Народ впадал в нищету, доходы Шеварднадзе росли. Но как веревочке ни виться, ей всегда приходит конец. Нынешняя Грузия окончательно исчерпала резервы прочности, оставшиеся ей по наследству от СССР. Катастрофа очевидна. Народное возмущение начало возрастать. Этим и воспользовалась оппозиция.
Что она представляет из себя? Да ничего особенного. Все те же тбилисские «демократы», которые в 1991 году ратовали за полную независимость Грузии. Когда республика в 1992—1994 гг. попала в тяжелейший кризис, вызванный войной в Абхазии, «демократы» отсиделись за спиной Шеварднадзе, позволив ему делать грязную работу. За это время они окрепли, набрались политического опыта, прошли «стажировки» в западных интеллектуально-вербовочных центрах. В НАТО они уже «свои в доску». Нынешний посол Грузии в России в недавнем прошлом был послом в НАТО. И нынешний посол США в России тоже в недавнем прошлом был послом в НАТО. Случайны ли такие «совпадения»?
Если раньше флагманом антироссийских, прозападных сил был Шеварднадзе, то теперь его теснит новое поколение еще более откровенно проамериканских политиков. Агрессивность оппозиции, по-видимому, отражает позицию США. Ясно, что американцы вдоволь нахлебались лживости и коварства Шеварднадзе. Катастрофическое состояние страны для них, разумеется, не секрет. Поддерживать Шеварднадзе за счет бесконечных займов, которые тут же разворовываются, США не намерены. Нужно что-то делать. По-видимому, оппозиции дана «отмашка».
Конечно же США, наученные горьким опытом своих интриг в других странах, осторожничают. А вдруг «Белый Лис» опять вывернется? Поэтому они науськивают на него оппозицию и связывают ему руки, запрещая применять силу. Но сами резких движений (типа прекращения финансовой и военной помощи), которые могли бы привести к падению Шеварднадзе, не делают. Сейчас, по мнению США, кто бы из нынешних грузинских политиков ни пришел к власти, они все равно будут смотреть в рот дяде Сэму. Поэтому американцы и не особенно суетятся.
Но в этом-то и состоит реальная суть проблемы. Вырисовывается одно интересное обстоятельство. Сообщается об участии в митингах сотен, иногда тысяч людей. Но отнюдь не десятков тысяч, как это было в 1991 и 1992 гг. Народ, по сути дела, безмолвствует, нутром чувствуя, что происходящее в Тбилиси не отражает его истинные интересы, что там идет междоусобица между разными кланами одной и той же прозападной «элиты». Другие силы, олицетворяемые бывшим министром госбезопасности Грузии, убежденным сторонником союза с Россией Игорем Гиоргадзе, были подавлены. У избирателей был выбор лишь между двумя проамериканскими группировками. То есть, по сути дела, никакого выбора не было
Что нужно делать России? Нужно ли ей поддерживать одну из враждующих групп? Кто для России лучше, кто хуже? Это, по-видимому, тот случай, когда «оба хуже». Хрен редьки не слаще. Напомним, что именно правящая группировка России во главе с Ельциным фактически обеспечила в 1992 году приход Шеварднадзе к власти, поддержав (в том числе и военным путем) свержение тогдашнего президента Гамсахурдии.
В сентябре 1993 года, когда Шеварднадзе оказался в осаде в столице Абхазии Cухум, и когда ему угрожала неминуемая гибель от рук абхазских ополченцев, российские военные вывели его из осады. В ноябре 1993 года, когда отряды Гамсахурдии двинулись на Тбилиси, захватывая один город за другим, морская пехота Черноморского флота «поспособствовала» разгрому этих отрядов. Верный себе Шеварднадзе «отблагодарил» Россию, резко повысив статус враждебности к нашей стране. В том числе и поддерживая террористов в Чечне.
Но все это странным образом не произвело никакого впечатления на Москву. И ныне Кремль помогает режиму Шеварднадзе удержаться у власти, поставляя дешевую электроэнергию. Поставки энергоносителей из России в Белоруссию то и дело прекращают якобы за неуплату. А вот Грузии многолетние невыплаты сходят с рук. Более того, когда однажды на линии электропередачи в Грузию приключилась авария, вогнавшая эту «самостийную» республику в кризис, то Путин взял ремонт ЛЭП чуть ли не под личный контроль. У Путина, сподвижника Собчака, сделавшего карьерный скачок на «Тбилисском деле», вообще трепетное отношение к Шеварднадзе. Грузинский президент в каждой кризисной ситуации, в частности вокруг баз чеченских террористов в Панкисском ущелье, умудряется выторговывать выгодные для себя условия. Он большой мастер водить Россию за нос. И вообще в Тбилиси всегда очень хорошо знают, в чем заключаются их интересы в России. А вот в Кремле интересы России в отношении Грузии представляют, очевидно, весьма смутно.
Но именно из этих интересов нужно исходить при выработке нашего подхода к кризису в Грузии. Не надо вновь спасать Шеварднадзе (сколько же можно наступать на одни и те же грабли). Пусть Шеварднадзе и оппозиция разбираются между собой. С уходом Шеварднадзе проамериканские силы в Грузии отнюдь не укрепятся. Сейчас их объединяет ненависть к нынешнему президенту. Как только он уйдет, прозападная оппозиция перегрызется. К этому добавится недовольство сторонников Шеварднадзе, отстраненных от кормушки власти. Вновь вспыхнут амбиции сторонников бывшего президента Гамсахурдии. Свалка будет та еще. Посольство США хлебнет горя, пытаясь умиротворить своих буйных друзей. С учетом того, что экономика Грузии продолжает разваливаться, успокоение в Грузии пока не просматривается. Все еще только начинается.
С другой стороны, хотя тбилисская верхушка настроена явно прозападно, несомненны пророссийские настроения в Аджарии (где до сих пор стоит дивизия российских войск), и особенно в Абхазии и Южной Осетии, где уже больше половины населения являются российскими гражданами. Шаги России навстречу Южной Осетии, Абхазии и Аджарии, стремящимся к более тесному союзу с нами, быстро сделали бы Грузию малоценной в глазах даже их западных покровителей (Грузия без выхода к Черному морю вообще никому не нужна).
Уже сегодня Грузия представляет собой фактически не единое государство, а лоскутное одеяло. Отдельные регионы живут собственной жизнью, не особенно подчиняясь Тбилиси. О полной независимости де-факто Абхазии и Южной Осетии (Аджарии отчасти) мы уже говорили. Но примерно в таком же положении находится Джавахетия, где подавляющее большинство населения — армяне и куда Шеварднадзе рискнул съездить только раз, да и то в сопровождении...президента Армении Р.Кочаряна. В таком же положении Мегрелия и Сванетия, а также районы с преобладающим азербайджанским населением на востоке республики. Уже давно утверждают, что Шеварднадзе контролирует только Тбилиси, да и то лишь центральный проспект Руставели. А сейчас он и этот проспект не контролирует.
Напомним немного истории. До конца XVIII века нынешняя Грузия представляла собой конгломерат независимых царств и княжеств. Все они добивались присоединения к России именно от ощущения уязвимости перед лицом грозных врагов, которые не упускали случая пограбить эти княжества и пустить им кровь. Они и в состав России входили порознь. Катрл-Кахетия — в 1801 году, Мегрелия — в 1803-м, Имеретия — в 1804-м, Гурия — в 1811-м, Сванетия и другие — еще позже. Единой нацией грузины почувствовали себя, только обжившись в составе России.
Ныне Грузия движется в обратном направлении. Если грузинская «элита» готова забыть уроки истории, то пусть потом пеняет на себя. Тупиковость нынешнего пути совершенно очевидна. «Бескорыстие» и «щедрость» Запада уже слишком хорошо известны. В условиях надвигающейся национальной катастрофы чувство самосохранения у народа, несомненно, сработает.
Сохраняя исторические дружественные чувства к грузинскому народу, в плане межгосударственных отношений Россия в нынешних условиях вряд ли будет заинтересована в сильной, единой Грузии, превращающейся в наконечник американского копья, направленного против нашей страны. В нынешней катавасии победителей там не будет до тех пор, пока не укрепятся силы, верные историческому выбору грузинского народа — выбору в пользу традиционного союза с Россией.
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus