14.09.2002 12:33 | Правда | Администратор
БЫТЬ ИЛИ СЛЫТЬ
Своими мыслями на сей счет поделился с корреспондентом нашей газеты известный социолог и философ Александр Александрович ЗИНОВЬЕВ.
Начнем с названия — «Партия Возрож дения России». Казалось бы, само по себе название не столь уж и важно. Однако я считаю, что дело это весьма серьезное. Может быть, даже серьезнее кучи программ. В данном случае название выдает главную сущность этой партии, во главе которой — недавний вроде бы коммунист: отказ от коммунизма.
Само слово — «коммунистическая», которое сохранила КПРФ, ко многому обязывает. Все-таки история еще не остыла, не забыта совсем, и это слово имеет великий исторический смысл. В наше время (впрочем, как и всегда) некоторые понятия приобретают значение символов, роль которых в обществе чрезвычайно велика. Так вот, это как раз именно такой пример.
Некоторое время назад я сам думал: условия изменились — может быть, КПРФ и в самом деле лучше назианис изменить? Теперь понимаю, что ошибался. Сохранение названия принципиально важно! Это — явление символическое и очень значительное по содержанию.
И отказ от понятия «коммунизм» в названии партии Селезнева, конечно же, имеет принципиальный смысл. Не просто ведь речь о более подходящем или менее подходящем выборе слов. За этим — реальный отказ от коммунизма! То есть эта партия, что бы ни говорили ее лидеры, изначально создается как явление антикоммунистическое. Ее создание означает еще один шаг в той антикоммунистической тенденции, которая все более нагнетается в стране.
Хочу обратить внимание и еще на один аспект в связи с названием этой партии — слово «возрождение». Давайте задумаемся, о каком же возрождении тут идет речь. Ведь слово это что означает? Что-то существовало, а затем было разрушено или ослаблено до такой степени, что почти прекратило существование. И теперь это надо возродить.
Так вот, я ставлю вопрос: в данном случае — возрождение чего? Какой России? Советской? Тогда почему же отказываться от слова «коммунистическая»? Советская Россия по сути своей была страной коммунистической, и нечего тут в прятки играть.
Значит, речь — о другой России. Какой же? Дореволюционной? Тогда скажите прямо, что имеется в виду. Монархическая система? Феодальная система, где были помещики и начинал зарождаться ублюдочный капитализм? И так далее?..
Вроде бы не говорится обо всем этом. Стало быть, слово «возрождение» употреблено всуе. За этим ничего не стоит! Ну кроме самого общего обещания: мы будем поднимать Россию. Будем, дескать, превращать ее в великую державу, добиваться благополучия граждан — и прочее в этом духе.
Но кто из политиков об этом сегодня не говорит? Да любой! И олигархи у нас стремятся к возвеличиванию России, и делают для этого, если их послушать, ну буквально все.
Так что селезневское «возрождение» — пустозвонство. Бессмыслица!
В чем еще характерное отличие создающихся в последние годы партий, а этой — в особенности? Отсутствует напрочь серьезный анализ той ситуации, которая сложилась в нынешней России с точки зрения социального строя, как и серьезный анализ социального строя России, с которой покончили, то есть Советской России. Никакого обоснования: почему они отказываются от коммунистической идеологии, почему отказались даже от слова «коммунизм» в названии. Просто взяли — и отказались. Можно было бы даже счесть это поразительным легкомыслием в интеллектуальном. плане, если бы не знать подоплеку.
А ведь надо же понимать, что такое была социалистическая система, что такое было и есть коммунистическое движение. Так изложите, пожалуйста, понимание всего этого! Какие конкретно черты этих явлений вы считаете не соответствующими потребностям времени? Что там, с вашей точки зрения, не годится сегодня?
В конце концов тот факт, что разрушили советскую систему и отменили, то есть отбросили, марксистскую, коммунистическую идеологию, вовсе не значит, что эта идеология преодолена. Это вовсе не зна-чит, что идеи коммунизма устарели. Нет! Эти идеи никогда не устареют, и они побуждают людей к определенного рода деятельности.
Никаких объяснений относительно такого важнейшего и принципиальнейшего обстоятельства мы не имеем. Я говорю так:
если вас не устраивает руководство КПРФ, не устраивает лично Геннадий Андреевич Зюганов, так явите миру свою, более совершенную идеологию! Покажите, черт возьми, что вы умнее Зюганова, умнее других людей и) партии коммунистов, что вы луч-ше понимаете нее, что происходит, лучшую программу ныднигаете. Ничего же этого нет! Есть только одно — словоблудие и амбиции.
Продолжая анализ такого феномена, как возникновение этой партии и подобных ей, можно сказать, что налицо весьма конъюнктурное явление и сегодняшней политической и идеологической ситуации. Селезнев не откололся бы от коммунистов, если бы ему не было обещано со стороны власти достаточно благополучное существование в нынешней российской системе. Вот и пост спикера в Думе за ним оставлен. Замечу: пока.
По существу, их купили! Соблазнили и используют как средство в борьбе против коммунистических идей и носителей этих идей в посткоммунистической России.
Собственно, если представителей новой партии внимательно послушать, то они особенно и не скрывают своих намерений. А смысл такой: будем прислуживать президентской власти. То есть будем послушными холуями нового, постсоветского Кремля. Вот в чем главный смысл! И потому они говорят о конструктивной оппозиции. Да ведь это же нонсенс! Партия, обслуживающая то, оппозицией чему она якобы является, — это социологический нонсенс.
Но суть именно в этом. И создана партия, чтобы ослабить коммунистическое движение в стране, чтобы расколоть его, а за это они получат соответствующее вознаграждение. Какой-то процентик в дележе власти, процентик от тех благ, которые дают вождям такого рода объединений в нынешней социальной структуре.
Нельзя сказать, что это партия власти (в том смысле, в каком была таковой КПСС), но — партия при власти. Она планируется изначально как прислуживающая власти. И если уж говорить, кто на самом деле учредил эту партию, то ведь это не Селезнев с Басковым, отнюдь не те люди, которые на съезде собрались и вошли в руководство. По сути, эту партию учреждали в Кремле. Там достаточно умело разбираются в технологии внутренней социальной борьбы, и вот в соответствии с этой технологией они и изобрели.
Вы же понимаете, в нынешних условиях нельзя, чтобы создаваемая партия прямо заявила: мы будем бороться против левой оппозиции и подлинно патриотических движений, будем укреплять сложившийся строй олигархов, богачей, чиновников, которые наживаются за счет участия в системе власти. Об этом народу открыто сказать нельзя — и открыто не говорят. Представители любых таких партий, как и на Западе, сулят блага народу, чуть ли не всему человечеству!
И с такой точки зрения эти партии никак не различаются. Ну попробуйте отличить теперь партию Горбачева от партии Селезнева. Как? Только фасоном прически, только незначительные различия во фразеологии. Одни говорят: «Мы — социал-демократы», а другие подчас даже слово «социалистическая» боятся произнести. Да и оно уже превращено ими, по существу, в идеологическую пустышку. Никто из них не знает толком, что такое социализм, каждый имеет в виду что-то свое. Бормочут нечто невнятное, невразумительное, гуманное — только и всего.
Ну конечно, они делают свой вклад в ту систему власти и управления, которая складывается в посткоммунистической России и которая имитирует многопартийную систему Запада, а одновременно в чем-то имитируют г и какие-то элементы советского периода. Но именно имитирует!
Доминирующим является то, что я называю «виртуальный аспект». То есть показной, театральный, имитационный. Задача его производить впечатление. Конечно, свое влияние он оказывает. Производить впечлление для власти зачастую становится даже более важным, чем делать по существу. Значит, в проблеме «быть или слыть» именно “слыть”` выходит на первый план. И такая игра, замечу, дорого обходится обществу.
Провозглашенная так так называемая «Партии Ворождения России» есть элемент этой большой и отнюдь не безвредной игры.
blog comments powered by Disqus