Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

16.11.2001 15:35 | Правда | Администратор

БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ - ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОЮ РОДИНУ

И, естественно, первый вопрос:

- Что вас, Юрий Ильич, связывает с этой республикой сегодня?

Юрий Скуратов- Очень многое. Город Улан-Удэ, столица Бурятии,- это, как вы знаете, моя родина. Мои родители - коренные жители республики, очень много родни по отцовской и материнской линии. Я здесь учился в средней школе № 42. Затем по рекомендации прокуратуры республики поступил в Свердловский юридический институт. Прошел все ступени - от аспиранта до профессора, заведующего кафедрой конституционного права, декана судебно-прокурорского факультета. Был приглашен на работу в Москву в ЦК КПСС, где отработал вплоть до насильственного роспуска партии и никуда не побежал, как некоторые бегут с тонущего корабля. После августовских событий почти 2 года работал в органах межреспубликанской службы безопасности, а в июле 1992 года возглавил НИИ Генеральной прокуратуры РФ.

Вы знаете, что в октябре 1995 года я был назначен Генеральным прокурором РФ. Где бы и какие бы должности я ни занимал, всегда помнил о своей республике и не разрывал эту связь. Это потребность души.

Надо сказать, что взаимодействие и помощь республике с моей стороны начались уже тогда, когда работал в Свердловском институте. Я обучал многих ребят - выходцев из Бурятии, привозил их на практику в прокуратуру, в МВД республики, другие министерства. По сути, нынешняя плеяда руководителей органов прокуратуры и среднее звено так или иначе проходили практику под моим руководством, учились у меня. Желающие получить высшее юридическое образование ехали из Бурятии именно туда.

Будучи работником аппарата ЦК КПСС, ФСБ, директором НИИ и Генеральным прокурором, всегда старался приехать в свою республику, помочь решению ее проблем. Горжусь, что мне удалось оказать существенную помощь в подготовке кадров для юридического факультета Бурятского государственного университета, что во многом благодаря этим усилиям юридическое образование стало на ноги и успешно развивается. Кроме того, я один из авторов проекта Конституции республики, который был представлен Народному хуралу, проекта договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и федеральными органами.

Сотрудничество продолжается и поныне. В прошлом году я был председателем государственной экзаменационной комиссии по аттестации выпускников юридического факультета БГУ. Считаю, что много еще могу сделать и для подготовки юридических кадров, и для развития юридической науки в республике, и для ее государственного строительства.

- Какие наиболее важные для республики проблемы будете, скажем так, продвигать, если станете представителем Народного хурала в Совете Федерации?

- Да, группа из 34 депутатов собрала подписи для выдвижения моей кандидатуры. 19 ноября Народный хурал Республики Бурятия должен решать этот вопрос.

Хотя, повторю, я живу в Москве, но очень часто бываю в республике, поддерживаю постоянный контакт с людьми, переживаю по поводу того, что здесь происходит, как развиваются события. Как патриот своей республики, малой родины. В настоящее время являюсь профессором юридического факультета БГУ, создал фонд "Правовые технологии XXI века", он имеет свой филиал и в Республике Бурятия. Так что с ситуацией в республике я хорошо знаком.

Каким образом я буду отстаивать интересы Народного хурала, если стану его представителем? Прежде всего я исхожу из того, что голос республики, позиция Народного хурала как представительного органа станет основой моей деятельности в Совете Федерации. Я не разделяю позиции тех членов Совета Федерации, которые считают, что кого бы они там ни представляли: исполнительную власть какого-то субъекта или законодательную - они вправе действовать самостоятельно и свободно. Нет, я четко понимаю, что представлять призван Хурал - парламент своей республики и его позиции.

Совет Федерации играет важную роль в государственных делах, в государственной политике России, и, конечно же, очень важно, чтобы эта роль после реформ Совета Федерации не была уменьшена. Чтобы Совет Федерации эффективно осуществлял свои полномочия, чтобы воля народа Республики Бурятия была учтена, выражена во всех тех решениях, которые принимаются верхней палатой парламента РФ.

Прежде всего это касается законодательной деятельности, а также злободневных для всех вопросов, связанных с Земельным кодексом, с реформой жилищно-коммунального хозяйства, трудового законодательства. Это и очень важные вопросы усиления борьбы с преступностью.

Вы знаете, что необходимо завершить работу над новым Уголовно-процессуальным кодексом, создать современную правовую основу для реформирования судебной системы, следственного аппарата, прокуратуры, адвокатуры. Это как раз те вопросы, которые мне близки. И я надеюсь, что знания и опыт профессионала-юриста, доктора юридических наук, профессора очень пригодятся в ходе возможной законотворческой деятельности в составе Совета Федерации.

Сейчас идет процесс приведения в соответствие законодательства субъектов федеральному законодательству. Это, безусловно, нужно делать, но мы должны исходить из того, чтобы федеральное законодательство не ущемляло права, скажем, Республики Бурятия, чтобы ее конституционному статусу соответствовали федеральный закон и подзаконные акты. Поэтому одной из приоритетных задач считаю тщательный анализ федеральных законодательных актов, постановку вопроса об их пересмотре при необходимости.

Конечно, не только к законодательству сводится роль представителя. Для республики, для ее успешного экономического, да и социального развития, конечно же, очень важно лоббировать, в хорошем смысле этого слова, интересы республики в органах исполнительной власти, министерствах, ведомствах, да и во всех других федеральных органах, решить вопрос и о привлечении инвестиций в республику. По их объему на душу населения Бурятия занимает одно из последних мест среди всех субъектов РФ. А без инвестиций, в том числе иностранных, ни один экономический и социальный вопрос решить нельзя. Я вижу свою задачу и в том, чтобы оказать помощь Народному хуралу в его законотворческой деятельности, привлечь потенциал науки для оптимизации республиканского законодательства.

- Как вы оцениваете роль Совета Федерации, когда в нем больше нет первых лиц - руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти, а представляют субъекты Федерации назначенные ими люди?

- Ну прежде всего я полагаю, что реформа Совета Федерации, которая проведена, неоднозначно сказалась на практике государственного строительства. Ведь прежняя схема, когда в Совете Федерации были руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, она родилась не сразу, а путем накопления опыта, раздумий, экспериментов. Она во многом была оправданна, поскольку Совет Федерации был очень авторитетным органом, он реально обеспечивал участие в управлении страной, представительство интересов республики. Руководители исполнительной и законодательной власти лучше всех информированы о положении дел в субъектах Федерации, хорошо знают все проблемы, и они их решали в Совете Федерации. Конечно, не всегда хватало времени на работу их в Совете Федерации. Но, в общем-то, были и многочисленные плюсы.

Мы вынуждены констатировать, что известным образом упал авторитет СФ как представительного органа и нужно очень много сделать, чтобы этот авторитет возродить, поднять и приумножить.

Сейчас еще неясны механизмы взаимодействия исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации со своими представителями. Очень часто бывают случаи, когда позиция государственного органа субъекта одна, а представитель голосует по-другому. Или позиция главы исполнительной власти одна, а его представитель действует по-другому. Ну что касается исполнительной власти, здесь проще навести порядок. Все же два человека могут всегда между собой договориться. Но и применительно к законодательному органу нужно очень четко провести эту мысль и, возможно, закрепить ее законом. Нужно прописывать и механизмы отзыва представителя в том случае, если он не выполняет поручения, которые дает парламент. А парламент должен формулировать поручения, должен более тесно работать с представителями в Совете Федерации. Стоит продумать и практику образования депутатских групп. Вы знаете, что образована группа "Федерация", во многом по политическому принципу. Главным же, доминирующим должен быть принцип представительства интересов субъектов. Я не исключаю того, что члены Совета Федерации могут объединяться в группы и по политическим пристрастиям. Но это как бы уже второй эшелон, второй критерий их объединения, а первый критерий - это четкое представительство, реализация воли исполнительной власти и законодательного органа.

Наверное, нет идеальных схем, но я не могу согласиться с теми, кто предлагает сейчас резко ограничить права Совета Федерации и передать часть полномочий Государственной думе. Я думаю, это неправильно. Мы должны понимать, что Россия - это федерация, а признаком любой федерации является двухпалатный парламент. Представительство интересов субъектов Федерации - очень важная вещь, она залог стабильности нашей страны, залог эффективного механизма разрешения, регулирования национальных отношений. Меня тревожит известная тенденция, которая сейчас формируется, связанная с недооценкой роли федерализма как принципа нашего государственного устройства. Я имею в виду попытки отказаться от договоров как инструмента регулирования отношений между субъектами и федеральным центром. Эти инструменты предусмотрены Конституцией, и они подтвердили свою эффективность и полезность в определенных ситуациях. И еще. Что бы мы ни говорили, а закон - это общая мерка для всех субъектов, но ведь они серьезным образом отличаются друг от друга. Если мы используем договорные отношения, то как раз эту специфику, эти индивидуальные особенности субъектов во взаимоотношениях с центром лучше сможем учесть. Меня беспокоит отказ от республиканского гражданства, который закреплен в новом законе. А еще - отсутствие законодательного регулирования статуса федеральных округов, которые, в общем-то, стали такими надсубъектными образованиями, что порождает определенные трения. То есть идет процесс наступления на российский федерализм, и здесь очень важно занимать взвешенную позицию. Ее носителем и главным механизмом реализации должен стать Совет Федерации

- Что бы вы еще могли предложить, чтобы придать больший вес Совету Федерации?

- Главный момент связан с тщательным отбором кандидатов в члены Совета Федерации. В нынешнем его составе очень мало людей, имеющих высшее юридическое образование и опыт законотворческой деятельности. К сожалению, многие забывают о том, что СФ - это прежде всего часть парламента, это палата парламента, а его основная функция - это принятие законов. Это рутинная работа, но очень важная, она крайне важна для страны и должна осуществляться на высоком уровне, чтобы потом граждане не ругали последними словами авторов законов за разные несуразицы.

Если мне окажут доверие депутаты Народного хурала, постараюсь внести свою лепту в организацию работы Совета Федерации.

В сфере моих научных интересов - вопросы, связанные с развитием федерализма, совершенствованием двухпалатной структуры парламента России. Здесь есть соответствующие наработки, которые я готов предложить и на обсуждение Народного хурала, чтобы заручиться его поддержкой, и на обсуждение членов Совета Федерации, депутатов Госдумы. У нас, к сожалению, программируется законотворческая деятельность лишь Государственной думы, а Совет Федерации, он, скажем так, программу своей законотворческой деятельности при всей ее специфике не принимает, а это, конечно, надо делать. Безусловно, нужно думать над тем, чтобы реализовать тот потенциал, который заложен в Совете Федерации, отстоять его права, продумать механизмы их реализации.

- Юрий Ильич, давайте вернемся к положению дел в Республике Бурятия.

- Республика сейчас переживает далеко не лучшие времена. За последние десятилетия практиче-ски все показатели ухудшились, кое-где даже в разы, по сравнению с тем, что было до начала так называемых реформ. Частично это объективный процесс, но было допущено и много ошибок, которые обернулись страданиями людей. А ведь они многие блага, которые подчас утрачены, заслужили ценой своего труда. Они, эти люди, приехали в свое время на строительство нашего локомотивного вагоно-ремонтного завода или авиационного, приборостроительного и многих других предприятий, которые были построены в республике в непростых природных условиях.

А возьмем ситуацию в сфере жилищного строительства. В Улан-Удэ, в частности, насколько мне известно, вся программа жилищного строительства на этот год в городе с четырехсоттысячным населением сводилась едва ли не к двум домам, которые строил один Бурятский государственный университет, и еще двум восьмиквартирным... Остальное жилье строилось индивидуальными застройщиками. Тревожит, что упал объем оборота оптовой торговли. Это значит, население и предприятия стали меньше потреблять товаров для своей производственной деятельности, граждане стали меньше покупать предметы первой необходимости. Это показатель социального положения, материального положения граждан. Не может не огорчать ситуация, когда средний размер месячной пенсии с учетом компенсационных выплат в республике составил 978 рублей, то есть он значительно ниже прожиточного минимума пенсионера. А как же жить в этой ситуации? Хорошо, если есть родственники, а если их нет, что же, только с хлеба на воду перебиваться пенсионерам? Для государства эти люди все отдали, построили великую страну, а сейчас не знают, как свести концы с концами. Не случайно в республике идет не только естественная убыль, но и отток населения.

Конечно, не все так плохо и есть ряд показателей, которые свидетельствуют о признаках экономического роста. В частности, выпуск товаров и услуг крупными и средними предприятиями за январь - сентябрь 2001 года увеличился в 1,4 раза в фактических ценах по сравнению с прошлым годом. В промышленности на 15% вырос объем производства, транспортные железнодорожные перевозки также возрастают. Транспортники неплохо работают. Денежные доходы всего населения возросли на 30%. Правда, во многом благодаря федеральному центру, который увеличил объем субвенций и трансфертов в республику, что и позволило увеличить объемы денежных выплат. Но пока нет прочных основ для роста объема инвестиций, для строительства новых предприятий, для того, чтобы ранее построенные заводы задействовали все свои производственные мощности.

Я хорошо знаю эти заводы, тем более что мои родители, по сути, всю жизнь проработали на локомотивном вагоноремонтном заводе, и мне больно видеть бывший соцгородок этого предприятия. С детства помню, это был центр притяжения жителей других микрорайонов: красивые благоустроенные парки, аттракционы. К нам приезжали из других районов. Это был действительно культурный центр города. Позднее именно этот городок стал самым опасным по показателям алкоголизации населения, наркомании, детской безнадзорности, связанным с безработицей. Мне все это больно видеть. Многие эти проблемы до сих пор не решены.

Республика нуждается в прорыве, а для него нужно создавать предпосылки. Нужно использовать потенциал интеллектуальный, творческий: ведь по числу лиц, имеющих высшее образование, в Бурятии показатели были одними из самых высоких в Советском Союзе и в Российской Федерации.

Я по-прежнему тысячами нитей связан с Бурятией, переживаю за нее. Здесь остались мои друзья, те, с кем я учился, те, с кем я работал вместе. Я получаю много звонков от людей, которые поддерживают меня. И если доверят работу в Совете Федерации, постараюсь помочь республике в решении непростых проблем ее народа - защитить его интересы в верхней палате российского парламента. Это высокая честь - свою родину защищать.

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda129.html


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList