15.12.2004 21:43 | Правда | Администратор
БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ: РЫЦАРИ НА ЧАС
К такому выводу подталкивают итоги выступления в Госдуме в рамках “Правительственного часа” министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. Отвечая на вопросы депутатов, он наметил “примерные” сроки ликвидации бедности в стране: “Не ранее чем через 4—5 лет после начала опережающего роста ВВП”. Жалко, что депутаты не поинтересовались: а когда произойдет этот опережающий рост? Учитывая, что Г. Греф — человек с юмором, можно предположить, что в ответ они могли услышать сакраментальное — после дождичка в четверг. Впрочем, возможно, министр и удержался бы от этой шутки, но дела это все равно не меняет. Если исходить из высказанного министром постулата, то даже самый оптимистически настроенный человек скажет: бедность в России не исчезнет никогда.
После победных реляций об ускорении темпов экономического роста в первые два квартала года оказалось, что в третьем квартале они снизились до 6% вместо заявленных 10—12%. Столько трубили о “стопудовом рекордном урожае”, а в итоге пришлось признать, что роста сельскохозяйственного производства нет. В промышленности производство продукции вырастет в 2004 году всего на 6,4%. Печально, но факт: более 50% прироста ВВП обусловлено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, в первую очередь высокими ценами на нефть.
Г. Греф, конечно, не преминул отметить как плюс правительству то, что денежные доходы населения, по статистическим данным, выросли на 9%, а реальная заработная плата — на 11,2%. Цифры, конечно, лукавые, напоминающие “среднюю температуру по больнице”, к тому же они явно отстают от темпов инфляции в стране. Еще одна сомнительная заслуга — суммарная задолженность по заработной плате сократилась на 1 ноября 2004 года на 33,8% по сравнению с 1 ноября 2003 года. Кстати говоря, о задолженности по зарплате перед работниками бюджетной сферы Путин вел речь на встрече с членами правительства 7 декабря. Вице-премьер А. Жуков обещал Путину ликвидировать ее полностью к 1 января 2005 года. Президент проявил заботу о том, чтобы люди получили честно заработанные деньги именно до новогодних праздников. Напомнив, что между выделением денег из бюджета и реальным доведением их до получателя проходит определенное время, он потребовал от правительства соответствующих действий, “чтобы деньги дошли до людей”.
Читая такие подробности, трудно удержать слезы умиления, но потом приходит на память, что, с одной стороны, это уже было — еще и.о. премьера В.В. Путин “покончил” навсегда с долгами по зарплате перед своим первым президентским сроком в начале 2000 года. А с другой — почему нет и речи об индексации задержанной зарплаты: ведь пока работники ее не получали, она худела вследствие инфляции?
Ответы на эти вопросы мы вряд ли услышим. В то же время власти убеждают, что борьба с бедностью, если верить Г. Грефу, все же продолжается. Правительство-де беспокоит, что 18,7 % населения России имеют доходы ниже уровня бедности. Правда, предложение довести минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума — 3000 рублей — правительство отвергает, предпочитая так называемые неденежные варианты помощи беднякам, в том числе и оказание неимущим продовольственной помощи. Налицо явный плагиат: содрано с американских “вэлферов” — талонов, которые бедняки в США отоваривают в специальных магазинах. Как видим, наши “реформаторы”, не мудрствуя лукаво, копируют чужеземный опыт.
8 декабря Минэкономразвития внесло в правительство программу социально-экономического развития России до 2008 года, в которой вновь провозглашается задача борьбы с бедностью. Анализ этой программы приводит к неутешительному выводу: слова, одни слова!
Не настало ли время депутатам Госдумы вызвать В.В. Путина на “Президентский час” и задать ему ряд нелицеприятных вопросов? В том числе и о его разрекламированной борьбе с бедностью, нищетой в России.
Валентин СИМОНИН.
blog comments powered by Disqus