29.08.2003 23:52 | Правда | Администратор
БУДЕТ ЛИ У ВЫБОРОВ АЛМАЗНЫЙ БЛЕСК?
НО ЕСЛИ бы дядька был только фигуральным, два этих факта вряд ли бы привлекли внимание наблюдателей. Однако в то же самое время произошло еще одно событие. Тихое. Можно сказать, кулуарное. Тем не менее по своей значимости едва ли уступающее первым двум. Президент закрытого акционерного общества “АЛРОСА” Вла-димир Калитин подготовил приказ о назначении с 1 сентября первым вице-президентом компании некоего Юрия Ионова. Продолжая тему поговорки, можно сказать: из кустов бузины вышел вполне осязаемый дядька, и это придало упомянутым выше событиям совсем иную окраску.
Словом “некоего” мы вовсе не хотели обидеть Юрия Анатольевича Ионова. Просто он мало, если не сказать, совсем неизвестный человек не только в алмазно-бриллиантовых кругах, но и в других тоже. Разве что кроме тех, которые называются не кругами, а органами, ибо Ю. Ионов — полковник ФСБ.
Но в таком случае возникают некоторые вопросы. Первый: чем собирается руководить офицер спецслужбы в очень специфичной компании? И второй: кто стоит за столь необычным кадровым решением? Ведь при всем уважении к этой структуре и разнообразным талантам ее сотрудников все же, как показывают примеры из учебника жизни, лучше, когда сапоги берется тачать сапожник, а не специалист по выпечке пирогов.
На первый вопрос ответил в газете “Коммерсант” действующий первый вице-президент компании Федор Андреев. Он пояснил, что Ионов будет курировать “вопросы экономики и права”. Ответ на второй вопрос вытекал из нынешних занятий Ю. Ионова. Он — советник по безопасности у вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. А так как последний является к тому же председателем
наблюдательного совета компании “АЛРОСА”, ответ очевиден: А. Кудрин продолжает внедрять своих людей в руководство высокоэффективной алмазодобывающей структуры. Зачем? Об этом — чуть позже. А сейчас о реализации известного правила Б. Березовского, который считает, что незачем тратиться на приобретение всей структуры, когда можно иметь своих людей в руководстве.
Процесс внедрения начался сразу после избрания бывшего лидера компании Вячеслава Штырова президентом Республики Саха (Якутия). Сначала были поставлены нынешний первый вице-президент Федор Андреев и просто вице-президент Дмитрий Новиков. Первый взял под свой контроль все финансовые потоки компании. Второй — управление проектного финансирования.
Затем появился еще один первый вице-президент — Герман Кузнецов. Он “замкнул” на себя внешнеэкономические связи, деятельность нескольких десятков дочерних структур, реализацию алмазов и бриллиантов.
Оба “первых” имели определенный опыт работы в своих направлениях. Ф. Андреев был в Питере председателем правления “БалтОНЭКСИМбанка.
Г. Кузнецов три года возглавлял Гохран, одновременно являлся заместителем министра финансов России, а перед приходом в “АЛРОСА” работал вице-президентом Национального резервного банка.
Но недавно между ним и Кудриным, похоже, пробежала кошка, и главный финансист страны решил сделать очередную рокировку. Только теперь вместо профессионала-алмазника Г. Кузнецова он внедрял человека, весь опыт которого в данной сфере сводился к небольшой акции. В прошлом году, если верить сообщениям, он сыграл определенную роль в расформировании одного из акционеров компании “АЛРОСА” — фонда “Гарантия” и передаче принадлежащих ему 5 процентов акций в собственность Мингосимущества России. Благодаря чему у правительства страны стало 37 процентов акций.
Именно продолжение подобной работы, как считают в “АЛРОСА”, и будет главным делом Ю. Ионова в компании, где, кроме федерального пакета, 32 процента акций принадлежат якутскому правительству, 23 — трудовому коллективу и 8 процентов — восьми районам (улусам) республики, на территории которых добываются алмазы.
Вот эти 8 процентов, как задача минимум, а следом — доведение федерального пакета до уровня контрольного (не менее 51 процента) являются главной целью предстоящей операции. Затем — преобразование закрытого акционерного общества в открытое, о чем А. Кудрин в очередной раз сказал во время своей поездки на пуск Нюрбинского ГОКа, и последующая продажа федерального пакета нужным людям, благодаря чему можно получить безбедную жизнь в случае неудачного кадрово-политического расклада.
Но это перспектива 2004—2005 годов. Когда наступит второй президентский срок Владимира Путина. Сейчас же главное — увеличить пакет акций за счет улусов и взять полный контроль над финансовыми потоками компании. Алмазные деньги могут очень пригодиться на выборах. Тем более если они укрыты от посторонних глаз. В России уже было такое. Во время выборов Б. Ельцина в 1996 году в Минфине, как сообщала в свое время Счетная палата и писали многие СМИ, был создан спецсчет, куда зачислялись средства от реализации алмазов и бриллиантов. Только из этого источника было потрачено 1,8 млрд. долларов.
Однако реализовать эти планы даже при наличии своих людей на всех поворотах финансовой реки без согласия президента В. Калитина и главы республики В. Штырова проблематично. Правда, первый особых забот у кудринцев и самого министра финансов не вызывает. Они знали, кого ставили преемником В. Штырова. Как видят теперь многие и о чем пишут якутские СМИ, В. Калитин, надежный в кресле главного инженера компании, оказался далеко не борцом на президентском посту.
Но Штырову отдавать “АЛРОСА” — смерти подобно. По двум причинам. Чисто практической. И, что немаловажно, амбициозной.
Если говорить о практической стороне дела, то на алмазодобыче держится едва ли не вся жизнь республики. Две трети бюджета Якутии наполняет именно “АЛРОСА”. В прошлом году выручка от реализации драгоценных камней превысила 56 млрд. рублей. Прибыль составила 6,8 млрд. рублей. С пуском нового ГОКа добыча увеличится, а значит, возрастут поступления в бюджет.
Не может В. Штыров согласиться и с передачей 8 процентов акций, принадлежащих улусам, в собственность Мингосимущества России. Во всем мире существуют те или иные формы компенсации территориям, где добываются полезные ископаемые. Пойти на ликвидацию общепринятых принципов — это значит показать, что федеральный центр ведет себя по отношению к регионам, как колонизатор. Даже если бы Штыров захотел пойти на уступку центру, он вряд ли бы это сделал. Парламент республики, неоднократно выступавший против передачи 8 процентов и преобразования компании в открытое акционерное общество, мигом организует импичмент.
Да и амбициозность якутского президента далеко не самый последний фактор в борьбе за достояние республики. Недавно, после встречи с Вячеславом Штыровым, нобелевский лауреат Жорес Алфёров заявил, что он не встречал среди руководителей регионов столь высокообразованных, дальновидных и по-государственному мыслящих людей. Думается, в оценке выдающегося физика немало объективного. Сегодня даже откровенные противники Штырова не могут не признавать, что только благодаря ему компанию “АЛРОСА” удалось спасти от расчленения и продажи по частям во второй половине 90-х годов минувшего века. При этом он со своей командой не только боролся против алчных приватизаторов, но и закладывал фундамент будущего увеличения добычи алмазов, исправляя допущенную ошибку, суть которой — сокращение объемов капитального строительства. В горном деле есть правило: последний взрыв в открытом карьере должен совпадать с первым взрывом в руднике. Но это правило — не для эпохи временщиков.
Только теперь можно понять, кто был прав: критики Штырова, обвинявшие его в нецелесообразности больших трат на капитальное строительство, или президент, думающий о завтрашнем дне компании, да и всей отрасли? Пуск Нюрбинского ГОКа — самое последнее подтверждение правоты Штырова. А до этого — выход на полную мощность рудника “Интернациональный”, начало работы карьеров на трубке Юбилейная и Анабарском месторождении, строительство целого ряда других объектов. Не окажись их, добыча алмазов в России составляла бы не пятую часть от мирового объема, как сейчас, а упала бы далеко вниз. С пуском замещающих мощностей и особенно Нюрбинского ГОКа объемы не только сохранятся, но и возрастут. Вложенные в Нюрбу 350 млн. долларов окупятся уже через три года. Так что прав был поэт: “Лицом к лицу — лица не увидать. Большое видится на расстояньи”.
И может ли безропотно отдать кому-то свое детище амбициозный Штыров? Непохоже на него. Тогда как он соглашается на такой кадровый разгул, когда в Якутии, где создаются все богатства компании, рабочие места сокращаются, а в Москве растет число первых вице-президентов, к тому же внедряемых с определенными задачами? Или за всем этим стоит кто-то более сильный, чем Кудрин, и кому сопротивляться для якутского президента гораздо сложнее? Наконец, знает ли президент страны, что творится с крупнейшей отечественной монополией, приносящей в казну ежегодно более 1,5 млрд. долларов.
Думается, знает. Во всех подробностях. А. Кудрин, по отзывам его окружения, самый доверенный финансист В. Путина, и затеваемый на алмазном фронте под видом укрепления госсобственности передел в действительности готовит высокорентабельную, эффективно работающую отрасль к передаче в частные руки. Чьи? Это может стать известно уже после скорых президентских выборов.
Только не поздно ли будет? Ведь вполне может случиться так, что, когда немногие получат внушительные куски фантастически доходной отрасли, Россия окажется у разбитого алмазного корыта.
Виктор ИВАНЬКО.
www.gazeta-pravda.ru
blog comments powered by Disqus