29.08.2003 23:50 | Правда | Администратор
ТОПОРНАЯ ЛЕСТЬ
Примеры опять же перед глазами. Салтыков-Щедрин, даже будучи вице-губернатором в Рязани и Твери, писал “Сатиры в прозе”, а уйдя со службы, попытался издавать свой журнал “Русская правда”. Затем он создает “Историю одного города” (в основу которой легли циклы очерков о “Глупове” и “глуповцах”), “Сказки” (“Медведь на воеводстве”, в частности) и как апофеоз “Пошехонскую старину” — эпическое полотно крепостной России, общественный строй которой вызывал у него резкий протест.
Зря старались, Михаил Евграфович! Ведь если под словосочетанием “возрождение России” в том смысле, что в него вкладывают новые русские... гм-гм... писатели, понимать крепостное право, то да, процесс восстановления идет полным ходом. Достаточно взглянуть на владения нынешних помещиков, на чьих землях ишачат батраки, то это точно будет XIX век. Таким образом, “История одного города” повторяется, и все мы (или почти все) ощущаем себя “глуповцами”.
Однако, хочется надеяться, не до такой же степени, чтобы не отличить, “кто есть ху”, по выражению еще одного писателя-перестройщика. А уж кому, как не писателям, должно быть известно, что местоимение “я” — последняя буква в алфавите. Нас же с помощью изобразительных средств (расплодившихся в последнее же время портретов, бюстов, иллюстраций) пытаются убедить в обратном. Но не будем забывать: первое лицо остается таковым только до очередных выборов, а топорная лесть никогда не шла на пользу делу.
Да, кстати: до того медведя на воеводстве мужики все-таки добрались, и его постигла печальная участь.
Виталий КОЗЛОВ.
www.gazeta-pravda.ru
blog comments powered by Disqus